Неточные совпадения
Змиев доказывал, что социализм победит только
путем медленного просачивания в существующий строй, часто напоминал о своем личном знакомстве с Мильераном и восхищался мужеством, с которым тот первый указал, что социализм
учение не революционное, а реформаторское.
— Мне не нравится в славянофильстве
учение о национальной исключительности, — заметил Привалов. — Русский человек, как мне кажется, по своей славянской природе, чужд такого духа, а наоборот, он всегда страдал излишней наклонностью к сближению с другими народами и к слепому подражанию чужим обычаям… Да это и понятно, если взять нашу историю, которая есть длинный
путь ассимиляции десятков других народностей. Навязывать народу то, чего у него нет, — и бесцельно и несправедливо.
Соловьева центральной, вся его философия, в известном смысле, есть философия истории,
учение о
путях человечества к богочеловечеству, к всеединству, к Царству Божьему.
На Западе гениальное
учение о Софии было у Якова Бёме, но оно носило несколько иной характер, чем у Вл. Соловьева и у русских софиологов [См. мою статью «
Учение Якова Бёме о Софии» в «
Пути».].
Но они построили
учение о своеобразии России и ее
пути и хотели объяснить причины ее отличия от Запада.
Человечество, как бы предоставленное самому себе в делах этого мира, в историческом творчестве культуры и общественности, беспомощно строило свою антропологию, свое человеческое
учение об обществе и о
пути истории.
И так изобретенное на заключение истины и просвещения в теснейшие пределы, изобретенное недоверяющею властию ко своему могуществу, изобретенное на продолжение невежества и мрака, ныне во дни наук и любомудрия, когда разум отряс несродные ему
пути суеверия, когда истина блистает столично паче и паче, когда источник
учения протекает до дальнейших отраслей общества, когда старания правительств стремятся на истребление заблуждений и на отверстие беспреткновенных
путей рассудку к истине, — постыдное монашеское изобретение трепещущей власти принято ныне повсеместно, укоренено и благою приемлется преградою блуждению.
— В таком случае, я начну прямо! — продолжал Егор Егорыч. — Я знаю, кто вы, и вы знаете, кто я; мы, русские мартинисты, прежде всего мистики и с французскими мартинистами сходствуем и различествуем: они беспрерывно вводят мелкие политические интересы в свое
учение, у нас — их нет! Сверх того, мы имеем пример в наших аскетах и признаем всю благодетельную силу
путей умного делания!
Так, этот свет нисходил на Ноя, на некоторых патриархов, на Иосифа-пустынножителя, положившего в сооруженном им мемфисском храме смарагдовую таблицу с начертанием в ней оснований символического
учения о высшем таинстве; хранилось потом это
учение у магов, и, переходя
путем преемства, хранится оно и у масонов.
За этими заповедями должны и будут следовать высшие и высшие по
пути совершенства, указываемого
учением.
Все эти заповеди суть указания того, чего на
пути стремления к совершенству мы имеем полную возможность уже не делать, — того, над чем мы должны работать теперь, того, что понемногу мы должны переводить в область привычки, в область бессознательного. Но заповеди эти не только не составляют
учения и не исчерпывают его, но составляют только одну из бесчисленных ступеней его в приближении к совершенству.
Исполнение
учения — только в движении по указанному
пути, в приближении к совершенству внутреннему — подражания Христу, и внешнему — установления царства божия.
Всякое состояние по этому
учению есть только известная ступень на
пути к недостижимому внутреннему и внешнему совершенству и потому не имеет значения. Благо только в движении к совершенству, остановка же на каком бы то ни было состоянии есть прекращение блага.
Сущность всякого религиозного
учения — не в желании символического выражения сил природы, не в страхе перед ними, не в потребности к чудесному и не во внешних формах ее проявления, как это думают люди науки. Сущность религии в свойстве людей пророчески предвидеть и указывать тот
путь жизни, по которому должно идти человечество, в ином, чем прежнее, определении смысла жизни, из которого вытекает и иная, чем прежняя, вся будущая деятельность человечества.
Одни люди — меньшинство — тотчас же, сразу пророческим чувством указывают истинность
учения, отдаются ему и исполняют его. Другие — большинство — только длинным
путем ошибок, опытов и страданий приводятся к познанию истинности
учения и необходимости усвоения его.
Вопрос этот для людей в их общественной жизни с тех пор, как проповедано христианское
учение, есть то же, что для путешественника вопрос о том, по какой из двух дорог идти, когда он приходит к разветвлению того
пути, по которому шел.
Недаром в продолжение 18 веков лучшие люди всего христианского человечества, внутренним, духовным
путем познав истины
учения, свидетельствовали о них перед людьми, несмотря ни на какие угрозы, лишения, бедствия и мучения. Лучшие люди эти своим мученичеством запечатлевали истинность
учения и передавали его массам.
Видит Петровна, что никакого
пути так не будет, упросила своего панка отдать Петьку и Егорку в
ученье по мастерству.
Николай Иванович. Я предполагаю, что вы приехали по приглашению Александры Ивановны, с тем чтобы отвлечь меня от моих заблуждений и направить на
путь истинный. Если это так, то не будем ходить вокруг да около, а прямо приступим к делу. Я не отрицаю, что я не согласен с
учением церкви, был согласен, а потом перестал. Но всей душой желаю быть в истине и тотчас же приму ее, если вы покажете мне ее.
— Значит — всегда это
учение снизу, от народа шло? Отчего же рабочий, говорите, скорее нас принимает этот
путь?
Попав на дорогу, Сережа с
пути не свернул. Вышел из него человек умный, сильный духом, работящий. Кончив
учение, поступил он на службу на сибирские казенные заводы, а потом работал на золотых промыслах одной богатой компании.
С тех пор как есть люди, разумные существа, они различали добро от зла и пользовались тем, что до них в этом различении сделали люди, — боролись со злом, искали истинный наилучший
путь и медленно, но неотступно подвигались на этом
пути. И всегда, заграждая этот
путь, становились перед людьми различные соблазны, суеверия и ложные
учения, говорившие людям, что этого не нужно делать, что не нужно ничего искать, что им и так хорошо и нужно жить, как живется.
Поэтому совершенно нет нужды каждому в своем личном опыте веры иметь все содержание данного религиозного
учения, подобно тому как нет необходимости для того, чтобы постигнуть природу науки, пройти весь научный
путь человечества в своем личном опыте, достаточно познать ее на любом частном случае.
Безусловное НЕ отрицательного богословия не дает никакого логического перехода к какому бы то ни было ДА положительного
учения о Боге и мире: архангел с огненным мечом антиномии преграждает
путь человеческому ведению, повелевая преклониться пред непостижимостью в подвиге веры.
Шеллинг устраняет тем самым трансцендентность и абсолютность Божества вне мира и вступает на
путь отвергаемого им монизма, динамического миробожия, для которого мир есть становящийся или потенциализирующийся Бог (т. е. оказывается в сродстве с определенно враждебными христианству
учениями Гартмана и Древса).
И тем не менее даже и в этом
учении Канта об идеях как имманентных проекциях Ding an sich заключается драгоценное зерно теории мифотворчества: Ding an sich, трансцендентная теоретическому познанию, все же познаваема, и притом своим особым
путем, отличным от имманентно-опытного; кантовские постулаты практического разума, его «разумная» вера, есть также не что иное, как мифотворчество.
Становление, генезис, есть
путь от умопостигаемой идеи-потенции (δύναμις) к идее, осуществляемой в явлении (ενεργεία), в этом основном для Аристотеля различии между потенциальностью и актуальностью и намечаются оба полюса платоновского
учения о двух мирах, идеальном и эмпирическом.
Ничто, — абсолютное, положительное НЕ, таков итог, к которому приводит
путь отрицательного богословия у кардинала Николая Кузанского. Но кроме этого негативно-трансцендентного аспекта, его богословие имеет и аффирмативно-имманентный, и здесь-то, при диалектическом анализе основных понятий, при исследовании соотношения мира и твари, и обнаруживается поразительная мощь и оригинальность этого мыслителя. Отдельные стороны этого
учения настоятельно требуют монографического изучения.
В религиозной философии
учение о Божестве как Трансцендентном получило выражение в так называемом «отрицательном богословии» (θεολογία. άποφατική, theologia negativa [Апофатическая (отрицательная) теология трактует Бога
путем отрицания всех атрибутов; катафатическая (положительная) теология, Hanротивt приписывает Богу все положительные качества в абсолютной степени.]).
В противоположность католическому
учению о непорочном зачатии, Богоматерь произошла природным, человеческим
путем, и ничто человеческое — не в смысле возможных извращений и грехов, но в смысле естества и искушений — не было ей чуждо.
Философское
учение о бессмертии не открывает
пути.
Этика из
учения о добре превращается в
учение о сверхдобре, о
путях к Царству Божьему.
Этика христианская нередко отождествляется с сотериологией, с
учением о
путях спасения.
Надо было все это бросить и ехать в Казань. И грустно и сладко было. Меня проводили на пароход, первый пароход, на какой я вступал и пускался в
путь, не по одной только Волге, а в долгую дорогу
ученья — в аудитории и в жизни, у себя и в чужих землях.
И те и другие лжеучители, несмотря на то, что
учения и тех и других основаны на одном и том же грубом непонимании основного противоречия человеческой жизни, всегда враждовали и враждуют между собой. Оба
учения эти царствуют в нашем мире и, враждуя друг с другом, наполняют мир своими спорами, — этими самыми спорами скрывая от людей те определения жизни, открывающие
путь к истинному благу людей, которые уже за тысячи лет даны человечеству.
Как ни удивительно такое странное
учение, объяснимое только фанатизмом суеверия, оно существует, и, как всякое дикое фанатическое
учение, производит свое гибельное влияние, направляя деятельность человеческой мысли на
путь ложный и праздный.
С древнейших времен
учение о том, что признание своей жизни в личности есть уничтожение жизни и что отречение от блага личности есть единственный
путь достижения жизни, было проповедуемо великими учителями человечества.
Жить для целей личности разумному существу нельзя. Нельзя потому, что все
пути заказаны ему; все цели, к которым влечется животная личность человека, — все явно недостижимы. Разумное сознание указывает другие цели, и цели эти не только достижимы, но дают полное удовлетворение разумному сознанию человека; сначала однако, под влиянием ложного
учения мира, человеку представляется, что цели эти противоположны его личности.
Уже Кант в
учении о категорическом императиве и чистой моральной воле стал на
путь отрицания душевного, отрицания живого конкретного человека.
Учение о человеке отцов и учителей церкви,
учение о
пути человеческом, которому научает нас жизнь и творения святых, отвечает не на все запросы человека в нынешнем его духовном возрасте, знает не все человеческие сомнения и соблазны.
В личности возможно величайшее напряжение половой энергии, вне этой энергии даже нет сильной личности, но направление этой энергии не может быть родовым — оно противится распадению в дурной множественности [Существует оккультное
учение о том, что нужно задерживать семя для роста и укрепления личности, и указываются
пути общения, на этом основанные.
Это
учение виконта о немцах смягчило Столицына. Он одобрительно засмеялся и начал длинную речь о том, как постыдно идти на буксир"шенгаузенского помещика", и вошел в ряд доводов из дипломатической истории, показав в конце своей речи, что вывести Россию с этого пагубного антинационального
пути может только он, Столицын.
Андрей знал хорошо
пути к человеческому сердцу и мастерски умел пользоваться его слабостями; от природы и
учения красноречивый, он был богат убеждениями духовными; также и в вещественных пособиях не нуждался.
Не в стенах училища, не на экзаменах должны мы были дать отчет в нашем
учении, а за, порогом его, на
пути служебной и общественной жизни, делами нашими.
Люди, тогда огромное большинство людей, не были в состоянии понять
учение Христа одним духовным
путем: надо было привести их к пониманию его тем, чтобы, изведав то, что всякое отступление от
учения — погибель, они узнали бы это на жизни, своими боками.
Учение Христа не спорит с людьми нашего мира о их миросозерцании, оно вперед соглашается с ним и, включая его в себя, дает им то, чего у них нет, что им необходимо и чего они ищут: оно дает им
путь жизни и притом не новый, а давно знакомый и родной им всем.
Путь этот открыт каждому, говорит
учение церкви, но знай, что, избирая этот
путь, ты должен уже не участвовать в жизни мира, а перестать жить и медленно сам убивать себя.
Учение было принято, как не могло быть иначе, как внешнее богопочитание, заменившее язычество, и жизнь продолжала идти дальше и дальше по
пути язычества. Но извращенное
учение это было неразрывно связано с евангелием, и жрецы лжехристианства, несмотря на все старания, не могли скрыть от людей самой сущности
учения, и истинное
учение, против воли их, понемногу раскрываясь людям, сделалось частью их сознания.
— Это нужно для счастья людей, потому что в
учении его сокрыт
путь ко всеобщему счастию, но чтобы идти этим
путем… надо верить, Нефора, — надо сдвинуть в жизни что тяжелее и крепче горы, и для того надо быть готовым на все, не считая, сколько нас: один или много.
Есть только два
пути, говорят нам наши учителя: верить и повиноваться нам и властям и участвовать в том зле, которое мы учредили, или уйти из мира и идти в монастырь, не спать и не есть или на столбе гноить свою плоть, сгибаться и разгибаться и ничего не делать для людей; или признать
учение Христа неисполнимым и потому признать освященную религией беззаконность жизни; или отречься от жизни, что равносильно медленному самоубийству.