Неточные совпадения
Поэтому совершенно нет нужды каждому в своем личном опыте веры иметь все содержание данного религиозного
учения, подобно тому как нет необходимости для того, чтобы постигнуть природу науки, пройти весь научный
путь человечества в своем личном опыте, достаточно познать ее на любом частном случае.
И тем не менее даже и в этом
учении Канта об идеях как имманентных проекциях Ding an sich заключается драгоценное зерно теории мифотворчества: Ding an sich, трансцендентная теоретическому познанию, все же познаваема, и притом своим особым
путем, отличным от имманентно-опытного; кантовские постулаты практического разума, его «разумная» вера, есть также не что иное, как мифотворчество.
В религиозной философии
учение о Божестве как Трансцендентном получило выражение в так называемом «отрицательном богословии» (θεολογία. άποφατική, theologia negativa [Апофатическая (отрицательная) теология трактует Бога
путем отрицания всех атрибутов; катафатическая (положительная) теология, Hanротивt приписывает Богу все положительные качества в абсолютной степени.]).
Ничто, — абсолютное, положительное НЕ, таков итог, к которому приводит
путь отрицательного богословия у кардинала Николая Кузанского. Но кроме этого негативно-трансцендентного аспекта, его богословие имеет и аффирмативно-имманентный, и здесь-то, при диалектическом анализе основных понятий, при исследовании соотношения мира и твари, и обнаруживается поразительная мощь и оригинальность этого мыслителя. Отдельные стороны этого
учения настоятельно требуют монографического изучения.
Безусловное НЕ отрицательного богословия не дает никакого логического перехода к какому бы то ни было ДА положительного
учения о Боге и мире: архангел с огненным мечом антиномии преграждает
путь человеческому ведению, повелевая преклониться пред непостижимостью в подвиге веры.
Шеллинг устраняет тем самым трансцендентность и абсолютность Божества вне мира и вступает на
путь отвергаемого им монизма, динамического миробожия, для которого мир есть становящийся или потенциализирующийся Бог (т. е. оказывается в сродстве с определенно враждебными христианству
учениями Гартмана и Древса).
Становление, генезис, есть
путь от умопостигаемой идеи-потенции (δύναμις) к идее, осуществляемой в явлении (ενεργεία), в этом основном для Аристотеля различии между потенциальностью и актуальностью и намечаются оба полюса платоновского
учения о двух мирах, идеальном и эмпирическом.
В противоположность католическому
учению о непорочном зачатии, Богоматерь произошла природным, человеческим
путем, и ничто человеческое — не в смысле возможных извращений и грехов, но в смысле естества и искушений — не было ей чуждо.
Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду. Они видели, что уж все начали выходить в люди, то есть приобретать чины, кресты и деньги не иначе, как только
путем ученья; что старым подьячим, заторелым на службе дельцам, состаревшимся в давнишних привычках, кавычках и крючках, приходилось плохо.
Если в католичестве было ложное, сбившееся с
пути учение о церкви, хотя была сама Церковь, то в протестантизме сама идея церкви начала постепенно истребляться.
Неточные совпадения
Змиев доказывал, что социализм победит только
путем медленного просачивания в существующий строй, часто напоминал о своем личном знакомстве с Мильераном и восхищался мужеством, с которым тот первый указал, что социализм
учение не революционное, а реформаторское.
— Мне не нравится в славянофильстве
учение о национальной исключительности, — заметил Привалов. — Русский человек, как мне кажется, по своей славянской природе, чужд такого духа, а наоборот, он всегда страдал излишней наклонностью к сближению с другими народами и к слепому подражанию чужим обычаям… Да это и понятно, если взять нашу историю, которая есть длинный
путь ассимиляции десятков других народностей. Навязывать народу то, чего у него нет, — и бесцельно и несправедливо.
Соловьева центральной, вся его философия, в известном смысле, есть философия истории,
учение о
путях человечества к богочеловечеству, к всеединству, к Царству Божьему.
На Западе гениальное
учение о Софии было у Якова Бёме, но оно носило несколько иной характер, чем у Вл. Соловьева и у русских софиологов [См. мою статью «
Учение Якова Бёме о Софии» в «
Пути».].
Но они построили
учение о своеобразии России и ее
пути и хотели объяснить причины ее отличия от Запада.