Неточные совпадения
Я не
произошел от Руссо, не верю
в естественную доброту человеческой природы, не считаю природу «божественной»
и не обоготворяю силу жизни, мне чужда экзальтация эмоциональной жизни, я не признаю абсолютного примата эстетики
и искусства.
Главное, скверно было то, что Мышников,
происходя из купеческого рода, знал все тонкости купеческой складки,
и его невозможно было провести, как иногда проводили широкого барина Стабровского или тягучего
и мелочного немца Драке. Прежде всего
в Мышникове сидел свой брат мужик, у которого была одна политика — давить все
и всех, давить из любви к
искусству.
Но это
произошло лишь
в части интеллигенции, большая часть ее продолжала жить старыми материалистическими
и позитивистическими идеями, враждебными религии, мистике, метафизике, эстетике
и новым течениям
в искусстве,
и такую установку считали обязательной для всех, кто участвует
в освободительном движении
и борется за социальную правду.
Пускаются
в дело все
искусства от архитектуры до поэзии для воздействия на души людей
и для одурения их,
и воздействие это
происходит неперестающее. Особенно очевидна эта необходимость гипнотизирующего воздействия на людей для приведения их
в состояние одурения на деятельности армии спасения, употребляющей новые, не привычные нам приемы труб, барабанов, песней, знамен, нарядов, шествий, плясок, слез
и драматических приемов.
В это время Истомин очень много читал
и даже собирался что-то писать против гоголевских мнений об
искусстве; но писания этого, впрочем, никогда не
происходило. Он очень много читал этой порою, но
и читал необыкновенно странно. Иногда он
в эту полосу своего упорного домоседства молча входил ко мне
в своем бархатном пиджаке
и ярких канаусовых шароварах, молча брал с полки какую-нибудь книгу
и молча же уходил с нею к себе.
Но
в нем есть справедливая сторона — то, что «прекрасное» есть отдельный живой предмет, а не отвлеченная мысль; есть
и другой справедливый намек на свойство истинно художественных произведений
искусства: они всегда имеют содержанием своим что-нибудь интересное вообще для человека, а не для одного художника (намек этот заключается
в том, что идея — «нечто общее, действующее всегда
и везде»); отчего
происходит это, увидим на своем месте.
Вообще о. Андроник
и Асклипиодот были неразлучные друзья
и являлись всегда вместе; самые интересные сцены
происходили тогда, когда являлась Галактионовна, которая
в совершенстве владела
искусством поджаривать этих друзей на медленном огне.
После закуски
происходила самая спевка, Александра Васильевна села за рояль, а Гаврило Степаныч, о. Андроник
и Асклипиодот исполнили трио несколько пьес Бортнянского
и Львова с таким
искусством, что у меня от этой приятной неожиданности по спине мурашки заползали, особенно если принять во внимание то обстоятельство, что каждый истинно русский человек чувствует непреодолимое влечение к «духовному», а трехголосная херувимская приводит не только
в восторг, но даже
в состоянии исторгнуть слезы умиления.
(Кроме того, чрезмерное сгущение эстетической атмосферы, получающееся
в результате такого синтеза, может оказаться благоприятным для развития оккультных вихрей, что отчасти
и происходит у Вагнера: благодаря тому уже получается подмен
искусства магией, колдовством.)
Между
искусством и Красотой обозначается как будто даже антагонизм:
искусство не существует вне граней, помимо их не
происходит художественного оформления — in der Beschränkung zeigt sich der Meister [
В ограничении проявляется мастер (нем.).], — а между тем Красота есть вселенская сила, которой принадлежит безмерность.
Законническая этика решает вопрос очень просто: если
происходит столкновение нравственного долга с любовью, хотя бы
и обладающей высшей ценностью, то нужно пожертвовать любовью во имя нравственного долга, если
происходит столкновение ценности чисто нравственной с творческим призванием
в познании или
искусстве, то нужно пожертвовать творческим призванием во имя ценности чисто нравственной.
Это был своего рода нигилизм на национальной подкладке. Нечто
в том же роде
происходило в литературной критике, где несколько позднее раздались чисто иконоборческие протесты против изящных
искусств и поэзии, лишенной гражданских мотивов.
Это уклонение
искусства от своего истинного, высокого назначения
происходило везде,
произошло и в христианстве.
Это пленение объективацией
происходит в исторической Церкви как социальном институте у книжников
и фарисеев,
в застывших ортодоксиях,
в государстве, организующем дух,
в законническом морализме,
в формальном
искусстве, претендующем на классицизм,
в духе академичности, организующей
и нормирующей познание,
в законнической семье, подавляющей любовь,
и т. п.
Как-то так, роковым образом выходило, что начинал он мягко, ласково, с добрыми намерениями, называя себя старым студентом, идеалистом, Дон-Кихотом, но незаметно для самого себя мало-помалу переходил на брань
и клевету
и, что удивительнее всего, самым искренним образом критиковал науку,
искусства и нравы, хотя вот уже двадцать лет прошло, как не прочел он ни одной книжки, не был нигде дальше губернского города
и,
в сущности, не знал, что
происходит на белом свете.
Его «война» с Трубецким есть своего рода орловская эпопея. Она не раз изображалась
и в прозе,
и в стихах,
и даже
в произведениях пластического
искусства. (
В Орле тогда были карикатуристы: майор Шульц
и В. Черепов.) Интереснее истории этой «войны»
в старом Орле, кажется, никогда ничего не
происходило,
и все, о чем ни доведется говорить из тогдашних орловских событий, непременно немножко соприкасается как-нибудь с этой «войной».