Но общий очерк сюжета сам по себе еще не придает высокого
поэтического достоинства роману или повести — надобно уметь воспользоваться сюжетом; потому, оставляя без рассмотрения «самостоятельность» сюжета, обратим внимание на то, выше или ниже действительных событий «поэтичность» поэтических произведений со стороны сюжета, как он представляется в них вполне развитым.
Неточные совпадения
Ведь мы, мужчины, только не знаем, и не знаем потому, что не хотим знать, женщины же знают очень хорошо, что самая возвышенная,
поэтическая, как мы ее называем, любовь зависит не от нравственных
достоинств, а от физической близости и притом прически, цвета, покроя платья.
Григорий Иваныч так хорошо, так понятно объяснял мне красоты
поэтические, мысль автора и
достоинство выражений, что моя склонность к литературе скоро обратилась в страстную любовь.
Предмет или событие в
поэтическом произведении может быть удобопонятнее, нежели в самой действительности; но мы признаем за ним только
достоинство живого и ясного указания на действительность, а не самостоятельное значение, которое могло бы соперничествовать с полнотою действительной жизни.
Не говорим пока о том, что следствием подобного обыкновения бывает идеализация в хорошую и дурную сторону, или просто говоря, преувеличение; потому что мы не говорили еще о значении искусства, и рано еще решать, недостаток или
достоинство эта идеализация; скажем только, что вследствие постоянного приспособления характера людей к значению событий является в поэзии монотонность, однообразны делаются лица и даже самые события; потому что от разности в характерах действующих лиц и самые происшествия, существенно сходные, приобретали бы различный оттенок, как это бывает в жизни, вечно разнообразной, вечно новой, между тем как в
поэтических произведениях очень часто приходится читать повторения.
Не вдаваясь в метафизические суждения о том, каковы на самом деле каузальные отношения между общим и частным (причем необходимо было бы прийти к заключению, что для человека общее только бледный и мертвый экстракт на индивидуального, что поэтому между ними такое же отношение, как между словом и реальностью), скажем только, что на самом деле индивидуальные подробности вовсе не мешают общему значению предмета, а, напротив, оживляют и дополняют его общее значение; что, во всяком случае, поэзия признает высокое превосходство индивидуального уж тем самым, что всеми силами стремится к живой индивидуальности своих образов; что с тем вместе никак не может она достичь индивидуальности, а успевает только несколько приблизиться к ней, и что степенью этого приближения определяется
достоинство поэтического образа.
Тем не менее живая мысль, соединявшаяся теперь с его
поэтическим чувством и благородным настроением души, придала новое
достоинство последующим его стихотворениям.
Он стал заниматься с ним, передавать ему все, что сам успел узнать и обсудить, и особенно старался растолковать ему, в чем состоит истинное
достоинство и красота
поэтических произведений.
Поэтому-то
достоинство поэта зависит, с одной стороны, от того, как сильно в нем
поэтическое чувство, а с другой — от того, на какие предметы и на какие стороны предмета оно обращается.
Вот что нужно для полного успеха всякого романа. С
поэтическим воображением автор его должен соединять философское мышление и психологическую наблюдательность. Не говорим уже о
достоинствах изложения, которое должно быть не только правильно, легко, но и изящно.
Мысли и изречения можно ценить, отвечу я, в прозаическом произведении, в трактате, собрании афоризмов, но не в художественном драматическом произведении, цель которого вызвать сочувствие к тому, что представляется. И потому речи и изречения Шекспира, если бы они и содержали очень много глубоких и новых мыслей, чего нет в них, не могут составлять
достоинства художественного
поэтического произведения. Напротив, речи эти, высказанные в несвойственных условиях, только могут портить художественные произведения.
Достоинства всякого
поэтического произведения определяются тремя свойствами...