Неточные совпадения
Разберите моральные правила, которые в ходу с полвека, чего тут нет? Римские
понятия о
государстве с готическим разделением властей, протестантизм и политическая экономия, Salus populi и chacun pour soi. [народное благо (лат.);…каждый за себя (фр.).] Брут и Фома Кемпийский, Евангелие и Бентам, приходо-расходное счетоводство и Ж.-Ж. Руссо. С таким сумбуром в голове и с магнитом, вечно притягиваемым к золоту, в груди нетрудно было дойти до тех нелепостей, до которых дошли передовые страны Европы.
Что наш аристократизм и демократизм совершенно миражные все явления, в этом сомневаться нечего; сколько вот я ни ездил по России и ни прислушивался к коренным и любимым
понятиям народа, по моему мнению, в ней не должно быть никакого деления на сословия — и она должна быть, если можно так выразиться, по преимуществу,
государством хоровым, где каждый пел бы во весь свой полный, естественный голос, и в совокупности выходило бы все это согласно…
Наконец, если мы всмотримся ближе в причины, обусловливающие такое явление, как сепаратизм, то легко увидим, что и тут главную роль играет неясность
понятий о
государстве: многие смешивают
понятие о
государстве с
понятием о родине и даже о родной колокольне; другие приходят в смущение вследствие частых изменений государственных граничных рубежей.
В том еще нет ничего удивительного, что государственные люди и профессора государственного права имеют совершенно отчетливое
понятие о значении
государства в жизни современных обществ.
Но ежели такая смута в
понятиях о
государстве господствует в дирижирующих классах общества, то что же должны мы ожидать от непросвещенной черни!
Одним словом, из всего видно, что выражение «
государство» даже в
понятиях массы культурных людей не представляет ничего определенного, а просто принадлежит к числу слов, случайно вошедших в общий разговорный язык и силою привычки укоренившихся в нем.
Все эти местности кишат людьми, которые, несмотря на уверения, что
понятие о
государстве есть
понятие безразличное, независимое ни от национальностей, ни даже от исторических преданий, никак не могут понять, почему они обязаны с такого-то момента считать своимгосударством Францию, а не Италию, Германию, а не Данию и не Францию.
А между тем путаница в
понятиях производит путаницу и в практической жизни. Тут мы на каждом шагу встречаемся и с взяточничеством, и с наглейшим обиранием казны, и с полным равнодушием к уплате податей, и, наконец, с особым явлением, известным под именем сепаратизма. И всё — следствие неясности наших представлений о
государстве.
Но особенную дикость
понятий относительно значения слова «
государство» выказывают у нас женщины.
И таким образом, благодаря Наденьке,
государство лишилось одного из лучших слуг своих. И на этот раз узкий индивидуализм победил государственность. Спрашивается, могла ли бы Наденька таким образом поступать, если бы в институте ей было своевременно преподано ясное и отчетливое
понятие о том, что такое
государство? Но, увы! не о
государстве и его требованиях толковали ей, а на все лады пели...
Ежели мы, русские, вообще имеем довольно смутные
понятия об идеалах, лежащих в основе нашей жизни, то особенною безалаберностью отличается наше отношение к одному из них, и самому главному — к
государству.
Скорее всего упомянутые казнокрады оттого так действовали, что не имели никакого
понятия ни о ключах от храма гроба господня, ни об устьях Дуная, которыми разрешался вопрос об ключах, ни об отношении этих вопросов к русскому
государству.
Утряй запирался в кабинете и писал сочинение о необходимости учреждения"Общества Странствующих Дворян", на обязанность которого он возлагал хождение в народ с целью распространения здравых
понятий о значении и роли дворянства в
государстве.
Естъ
государство, народ, есть отвлеченное
понятие: человек; но человечества, как реального
понятия, нет и не может быть.
Патриархальные религии обоготворяли семьи, роды, народы; государственные религии обоготворяли царей и
государства. Даже и теперь большая часть малообразованных людей, как наши крестьяне, называющие царя земным богом, подчиняются законам общественным не по разумному сознанию их необходимости, не потому, что они имеют
понятие об идее
государства, а по религиозному чувству.
Еще при жизни Бибикова государственная коллегия, видя важность возмущения, вызывала Суворова, который в то время находился под стенами Силистрии; но граф Румянцов не пустил его, дабы не подать Европе слишком великого
понятия о внутренних беспокойствах
государства.
Опирать всю силу
государства на войске было свойственно тому времени, когда высшие
понятия о благе и величии народов не были еще выработаны.
Петр рассылает грамоты по всем
государствам, чтобы ему прислали лучших, искусных мастеров; и, чтобы иметь и собственное
понятие об их работе, посылает русских за границу учиться морскому делу, да и сам едет вслед за ними же.
Они-то именно, по выражению г. Устрялова, «коснели в старых
понятиях, которые переходили из рода в род, из века в век; спесиво и с презрением смотрели на все чужое, иноземное; ненавидели все новое и в каком-то чудном самозабвении воображали, что православный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а святая Русь — первое
государство» (Устрялов, том I, «Введение», XXIX).
Напротив, императрица очень зорко следила за тем, чтобы в обществе и в народе не рассеивались
понятия и слухи, несообразные с ее намерениями относительно устройства и управления
государством.
Роберт Овэн посетил также в недавнее время некоторые из старых
государств Европы, чтобы приготовить их к изменениям, которые становятся неизбежными при развитии истинных
понятий в рабочих классах.
Не раз было сказано и никем не оспорено, что, по
понятию многих русских людей, каждый городничий был «третье лицо в
государстве».
[До последнего времени нельзя было с достаточною прямотою восставать против этих
понятий, потому что основание их, — ] крепостное начало, — было узаконено и принято
государством.
Так было бы и на земле в том идеальном
государстве, в котором бы все члены прониклись теми чистыми
понятиями об общественной иерархии, какие сейчас были приведены…
Дальше же этого предела
государство не может идти:
государство не может даже дать нам
понятия о том, какая бы стала жизнь людей при взаимной благожелательности их между собою.
Тоталитарные
государства не могут иметь никаких
понятий о чести, не могут их иметь и тоталитарные войны.
Но с той разницей, что у разбойников есть свои
понятия о чести, свои
понятия о справедливости, свои нравы, чего у
государства, одержимого волей к власти, нет.
Сковывание духа социальной обыденностью мы видим в организации
государства, церкви как социального института, догмы как системы рациональных
понятий, академий, сословий и классов, семейного строя, нравов, законов и норм.
В познании объективация вырабатывает
понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму
государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Тогда самые простые люди, имеющие
понятие об устройстве европейских
государств и о быте народа, сочли все это за совершенно пустую и глупую выдумку и знали, что ничего такого быть не может, но Катков все свое твердил, что вольные казаки могут уйти у нас из рук; что они уже и деньги от англичанкиного посла взяли, но что все-таки их еще можно остановить и направить к тому, чтобы они пошли и подбили кого-то не под англичанку, а под нас.