Неточные совпадения
Я был в известный период моей жизни а-теистом, если под атеизмом понимать анти-теизм,
отрицание традиционных религиозных понятий о
Боге.
Переживание богооставленности не означает
отрицание существования
Бога, оно даже предполагает существование
Бога.
Атеизм может быть экзистенциальным диалектическим моментом в очищении идеи
Бога,
отрицание духа может быть очищением духа от служебной роли для господствующих интересов мира.
— Это уж их дело, а не мое! — резко перебил его Марфин. — Но я написал, что я христианин и масон, принадлежу к такой-то ложе… Более двадцати лет исполняю в ней обязанности гроссмейстера… Между господами энциклопедистами и нами вражды мелкой и меркантильной не существует, но есть вражда и несогласие понятий: у нас, масонов, —
бог, у них — разум; у нас — вера, у них — сомнение и
отрицание; цель наша — устройство и очищение внутреннего человека, их цель — дать ему благосостояние земное…
Если в прежнее время, во времена Рима, в Средние века, случалось, что христианин, исповедуя свое учение, отказывался от участия в жертвах, от поклонения императорам,
богам, или в Средние века от поклонения иконам, от признания папской власти, то
отрицания эти, во-первых, были случайны: человек мог быть поставлен в необходимость исповедания своей веры и мог прожить жизнь, не будучи поставлен в эту необходимость.
Из этого уже знакомого нам определения апофатического богословия о том, что
Бог есть Ничто не в смысле
отрицания, но в смысле недостаточности нсякого утверждения, Эриугена делает смелый и парадоксальный вывод, что
Бог не-знает самого себя.
Удаление Божества от мира, Его «трансцендентность», за известными пределами становится равносильной практическому Его
отрицанию, чувство отъединенности человека от
Бога приводит его к миробожию.
Ибо сими двумя способами, то есть
отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатание
Бога».
Евномий не согласился, однако, с толкованием отрицательных имен Божиих у св. Василия В. и, не без некоторого основания, возражал: «Я не знаю, как чрез
отрицание того, что не свойственно
Богу, Он будет превосходить творения!.. Всякому разумному существу должно быть ясно, что одно существо не может превосходить другое тем, чего оно не имеет» [Несмелов, 135.]. Вопрос о значении отрицательного богословия в его отношении к положительному так и остался у св. Василия мало разъясненным.
Также некоторое, что о
Боге говорится утвердительно, имеет значение превосходного
отрицания, как, напр., говоря о мраке в отношении к
Богу, мы разумеем не мрак, но то, что не есть свет, а выше света; и, говоря о свете, разумеем то, что не есть мрак» (9).
Безусловное
отрицание всех определений, всякого да, вечное и абсолютное НЕ ко всему, ко всякому что полагается Абсолютным как единственное его определение:
Бог есть НЕ-что (и НЕ-как, и НЕ-где, и НЕ-когда, и НЕ-почему).
В религиозной философии учение о Божестве как Трансцендентном получило выражение в так называемом «отрицательном богословии» (θεολογία. άποφατική, theologia negativa [Апофатическая (отрицательная) теология трактует
Бога путем
отрицания всех атрибутов; катафатическая (положительная) теология, Hanротивt приписывает
Богу все положительные качества в абсолютной степени.]).
Практическое устремление религии Abgeschiedenheit есть буддийская нирвана, не только акосмизм, но и антикосмизм: вырваться из мира, который возникает чрез раздвоение твари и
Бога, в изначальное божественное ничто. Очевидно, это воззрение не дает места идее истории, мирового процесса, мирового свершения: идеал восстановления первоначального состояния, апокатастасйс, есть здесь голое
отрицание мира.
Однако дионисическому эллину не грозила опасность впасть в буддийское
отрицание воли. Острым своим взглядом он видел страшное, разрушительное действие всемирной истории, видел жестокость природы, ощущал всю истинность мудрости лесного
бога Силена — и тем не менее умел жить глубоко и радостно. Его спасала красота.
Если все от
Бога и все направляется
Богом ко благу, если
Бог действует и в чуме, и в холере, и в инквизиции, и в пытках, в войнах и порабощениях, то это при последовательном продумывании должно вести к
отрицанию существования зла и несправедливости в мире.
Смирение не только не есть
отрицание личности, но оно и есть обретение своей личности, ибо личность может быть найдена лишь в
Боге, а не в затверделой и закоренелой самости.
И необходимо побеждать в себе злую волю к
отрицанию ересей и обличению еретиков во имя полноты Божественной истины, во имя общения с
Богом, во имя свободы и любви.
Пантеистическое растворение и исчезновение личности в
Боге, конечно, отменяет идею ада, но оно означает
отрицание личности.
Оно может захватить все человеческое существо до глубины, может привести к смерти, может привести к
отрицанию и
Бога, и мира, и человека.
У пророков, в Евангелии, в апостольских посланиях, у большей части учителей церкви мы находим осуждение богатства и богатых,
отрицание собственности, утверждение равенства всех людей перед
Богом.
Бакунин человек эмоциональный, и атеизм его производит впечатление не
отрицания идеи
Бога, как ложной и вредной, а борьбы с
Богом, богоборства.
Пантеизм, как рациональная система, есть или акосмизм,
отрицание реальности мира и человека, признание их призрачными, или атеизм,
отрицание реальности
Бога и натуралистическое признание мира божественным и самодостаточным.
Оказывается, что бунтующая свобода привела к
отрицанию самой идеи свободы, к невозможности постигнуть тайну мира и тайну
Бога в свете свободы.
Тут с необычайной гениальностью обнаруживается, что свобода как своеволие и человеческое самоутверждение должна прийти к
отрицанию не только
Бога, не только мира и человека, но также и самой свободы.
Пантеистическое утверждение единого в йогизме доходит до
отрицания человека и
Бога.
Бунт «Эвклидова ума» против
Бога связан с
отрицанием свободы, с непониманием свободы.
Отрицание процесса, движения в
Боге тоже есть уклон к деизму.
Сознание Плотина противоположно тому антиномическому христианскому откровению, по которому в Едином не угашается, а пребывает вся множественность и
Бог не есть
отрицание человека и космоса, а утверждение.
— Я так понимаю, что вера есть способность духа. Она все равно что талант: с нею надо родиться. Насколько я могу судить по себе, по тем людям, которых видал на своем веку, по всему тому, что творилось вокруг, эта способность присуща русским людям в высочайшей степени. Русская жизнь представляет из себя непрерывный ряд верований и увлечений, а неверия или
отрицания она еще, ежели желаете знать, и не нюхала. Если русский человек не верит в
бога, то это значит, что он верует во что-нибудь другое.