Эту универсальную природу религии часто не понимают социологи, которые полагают, что человечество социализируется политическим, правовым, хозяйственным общением, и не замечают при этом, что ранее, чем возникают все эти частные соединения, для того чтобы они стали возможны, человечество уже должно быть скреплено и цементировано религией, и если народность есть естественная
основа государства и хозяйства, то самая народность есть прежде всего именно вера.
Неточные совпадения
— Война — явление исторически неизбежное, — докторально начал он, сняв очки и протирая стекла платком. — Война свидетельствует о количественном и качественном росте народа. В
основе войны лежит конкуренция. Каждый из вас хочет жить лучше, чем он живет, так же и каждое
государство, каждый народ…
Нельзя было расшатывать исторические
основы русского
государства во время страшной мировой войны, нельзя было отравлять вооруженный народ подозрением, что власть изменяет ему и предает его.
Христова же церковь, вступив в
государство, без сомнения не могла уступить ничего из своих
основ, от того камня, на котором стояла она, и могла лишь преследовать не иначе как свои цели, раз твердо поставленные и указанные ей самим Господом, между прочим: обратить весь мир, а стало быть, и все древнее языческое
государство в церковь.
Так было в народе, так будет в русской революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже уверенной, что злые силы овладели церковью и
государством, тоже устремленной к граду Китежу, но при ином сознании, когда «нетовщина» распространилась на самые
основы религиозной жизни.
Ежели мы, русские, вообще имеем довольно смутные понятия об идеалах, лежащих в
основе нашей жизни, то особенною безалаберностью отличается наше отношение к одному из них, и самому главному — к
государству.
Ежели и политические новшества влекут за собой зло, не легко поправимое, то, по крайней мере, они скользят по поверхности, не затрогивая коренных
основ, на которых искони зиждутся общество и
государство.
Исповедание истинного христианства не только исключает возможность признания
государства, но и разрушает
основы его.
Так что если прежде только человек, исповедующий церковное религиозное учение, мог, признавая себя при этом чистым от всякого греха, участвовать во всех преступлениях, совершаемых
государством, и пользоваться ими, если он только при этом исполнял внешние требования своего исповедания, то теперь и все люди, не верящие в церковное христианство, имеют такую же твердую светскую научную
основу для признания себя чистыми и даже высоконравственными людьми, несмотря на свое участие в государственных злодеяниях и пользование ими.
«Но это не тот мир, который мы любим. И народы не обмануты этим. Истинный мир имеет в
основе взаимное доверие, тогда как эти огромные вооружения показывают явное и крайнее недоверие, если не скрытую враждебность между
государствами. Что бы мы сказали о человеке, который, желая заявить свои дружественные чувства соседу, пригласил бы его разбирать предлежащие вопросы с заряженным револьвером в руке?
— Законы суть поставленные грани,
основы, на которых зиждется и покоится каждое
государство, — отвечал барон, немного сконфузясь: он чувствовал, что говорит свое, им самим сочиненное определение законов, но что есть какое-то другое, которое он забыл.
Основа всякой власти — насилие,
основа христианства — любовь.
Государство — это принуждение, христианство — убеждение.
Существенной особенностью каждого правительства является то, что оно требует от граждан той силы, которая составляет его
основу. Таким образом, в
государстве все граждане являются угнетателями самих себя. Правительство требует от граждан насилия и поддержки насилию.
Провозглашается культ грубой силы и насилия как
основы величия
государства, обнажается демониакальное начало в
государстве.
Но рабьи теории, искажающие христианство, кладут в
основу не благодать и свободу, а господство и рабство, тиранию общества, семьи,
государства.
Положительно Толстой противоположен коммунизму, он не признает насилия, он враг всякого
государства, отрицает технику и рациональную организацию жизни, он верит в божественную
основу природы и жизни, он проповедует любовь, а не ненависть.
Рушатся
основы миросозерцания XIX века, и потому рушатся обоснованные на нем
государства и культуры. Рушатся
государства монархические и демократические, одинаково имевшие в своей первооснове гуманизм. Переживает кризис и крах не та или иная форма
государства, а само
государство. Крепких, долголетних
государств не осталось. Ни одно
государство не знает, что будет с ним завтра.
Государство держится не юридическими, а социально-биологическими
основами.
Духовная
основа русского
государства, русского хозяйства, русской культуры расшатана с необычайной легкостью.
Бытие
государства (независимо от формы правления) имеет объективные, космические, в конце концов божественные
основы.
Но я могу слагать
государство и общество, подвергнувшееся разложению, лишь на религиозных
основах.
Теперь и в газетах, которые всегда с отвращением относились к религии, заговорили о том, что без религиозных
основ не может существовать
государство.
Попытка положить в
основу судьбы общества идею класса и факт класса есть демоническая попытка, она направлена на истребление человека, нации,
государства, церкви, всех подлинных реальностей.
Я не видал того, что невозможно в одно и то же время исповедывать Христа-бога,
основа учения которого есть непротивление злому, и сознательно и спокойно работать для учреждения собственности, судов,
государства, воинства, учреждать жизнь, противную учению Христа, и молиться этому Христу о том, чтобы между нами исполнялся закон непротивления злому и прощения.