Неточные совпадения
— Суббота для человека, а не человек для субботы, — говорил он. — Каждый свободен жертвовать или не жертвовать собой. Если даже допустить, что сознание определяется бытием, — это еще не
определяет, что сознание согласуется с
волею.
Когда в 1861 году нам дали
волю, я ушел в Москву — дома есть было нечего; попал к земляку дворнику, который
определил меня к цирюльнику Артемову, на Сретенке в доме Малюшина.
Я бы прибавил к этому еще четвертый период — социализм коммунистический, который можно
определить, как волюнтаристический, экзальтирующий революционную
волю.
Актом нашей умопостигаемой
воли, в таинственной глубине бытия, до времени, предмирно совершили мы избрание этого мира, поверили в него,
определили себя к бытию в данной действительности, связались с этим миром тысячами нитей.
Законов никаких никто не признает, честности никто в толк взять не может, ума не
определяют иначе, как способностью нажиться, главною добродетелью признают смирение пред
волею старших.
Благородные твои чувства, в письме выраженные, очень меня утешили, а сестрица Анюта даже прослезилась, читая философические твои размышления насчет человеческой закоренелости. Сохрани этот пламень, мой друг! сохрани его навсегда. Это единственная наша отрада в жизни, где, как тебе известно, все мы странники, и ни один волос с головы нашей не упадет без
воли того, который заранее все знает и
определяет!
Скажешь, бывало, кому: «Вот скоро
воля будет», — так только рукой махнет: «Это, — говорили, — улита едет, — когда-то будет!» Отвела Петровна своих сыновей и сама их к местам
определила: Петьку на четыре года, а Егорку на шесть лет.
Неоспоримо, что внешние условия жизни Востока издревле влияли и все еще продолжают влиять на человека в сторону угнетения его личности, его
воли. Отношение человека к деянию — вот что
определяет его культурное значение, его ценность на земле.
Возникает своего рода гуманистическая теократия, которая видит задачу в том, чтобы верно
определять и осуществлять истинную «
волю народа».
«Распуста! — выговорил он про себя то самое слово, которое выплыло у него в лесу, когда он там, дорогой в Мироновку, впервые
определил Серафиму. — Злоба какая зверская! — толпились в нем мысленно приговоры. — Хоть бы одна человеческая черта… Никакой сдержки! Да и откуда?.. Ни Бога, ни правды в сердце! Ничего, кроме своей
воли да бабьей похоти!»
Не нужно забывать, что Писемский по переезде своем в Петербург (значит, во второй половине 50-х годов) стал близок к Тургеневу, который одно время сделал из него своего любимца, чрезвычайно высоко ставил его как талант, водил с ним приятельское знакомство, кротко выносил его разносы и участвовал даже волей-неволей в его кутежах. Тургенева как художника Писемский понимал очень тонко и
определял образно и даже поэтично обаяние его произведений.
И еще в этом псалме: «…падут подле тебя тысячи, и десять тысяч одесную тебя; Но к тебе не приблизится. На аспида и василиска наступишь, попирать будешь льва и дракона…» И ведь правда, если вдумаешься; без
воли господней ни один волос не спадет с головы человека! Вот мы едем, боимся, вглядываемся в темноту, а господь уж заранее
определил: если суждено им, чтоб нас растерзал тигр, не помогут никакие ружья; а не суждено, — пусть тигр расхаживает кругом, — мы проедем мимо него, и он нас не тронет.
Вольф, немецкий просветитель,
определяет дух как субстанцию, наделенную разумом и свободной
волей.
Народ наш в массе своей еще темен и сам еще не знает, чего хочет, сам не
определил своей
воли.
Народная
воля, которая на долгое время
определит судьбу России, должна быть качеством, а не количеством.
Только выражение
воли Божества, независящее от времени, может относиться к целому ряду событий, имеющему совершиться через несколько лет или столетий, и только Божество, ничем не вызванное, может
определить, по одной своей
воле, направление движения человечества; человек же действует во времени и сам участвует в событии.
Если вся деятельность исторических лиц служит выражением
воли масс, как то и думают некоторые, то биографии Наполеонов, Екатерин, со всеми подробностями придворной сплетни, служат выражением жизни народов, чтò есть очевидная бессмыслица; если же только одна сторона деятельности исторического лица служит выражением жизни народов, как то и думают другие мнимые философы-историки, то для того, чтобы
определить, какая сторона деятельности исторического лица выражает жизнь народа, нужно знать прежде, в чем состоит жизнь народа.
Христос в обоих случаях
определяет, что̀ должно разуметь под словами: жизнь вечная; когда он употребляет их, то говорит евреям то же самое, что сказано много раз в законе их, а именно: исполнение
воли бога есть жизнь вечная.
Так и тем, кои так дерзки, что готовы выколоть у других глаза,
определил наказание с тою целью, что если они по доброй
воле не захотят удержаться от сей жестокости, то, по крайней мере, страх препятствовал бы им отнимать зрение у ближних.
Воля человеческая,
воля народная во зле лежит, и, когда
воля эта, самоутверждающаяся, ничему не подчиненная и не просветленная, притязает самодержавно
определять судьбы человеческих обществ, она легко сбивается на путь гонения против истины, отрицания всякой правды и угашения всякой свободы духа.
Важно не то, чтобы народная
воля,
воля всех была формально изъявлена и количественное большинство
определило судьбы общества согласно любому направлению этой
воли.