Неточные совпадения
— Знаю ваши с Сергеем Иванычем аристократические воззрения. Знаю, что он все силы ума употребляет на то, чтоб
оправдать существующее
зло.
— Одной из таких истин служит Дарвинова теория борьбы за жизнь, — помнишь, я тебе и Дронову рассказывал о Дарвине? Теория эта устанавливает неизбежность
зла и вражды на земле. Это, брат, самая удачная попытка человека совершенно
оправдать себя. Да… Помнишь жену доктора Сомова? Она ненавидела Дарвина до безумия. Допустимо, что именно ненависть, возвышенная до безумия, и создает всеобъемлющую истину…
Страшно трудно
оправдать и объяснить вездеприсутствие всемогущего и всеблагого Бога в
зле, в чуме, в холере, в пытках, в ужасах войн, революций и контрреволюций.
Понять смысл истории мира значит понять провиденциальный план творения,
оправдать Бога в существовании того
зла, с которого началась история, найти место в мироздании для каждого страдающего и погибающего.
Как скоро он делает несправедливость, которую нельзя скрыть или
оправдать, то вся вина слагается на
злых советчиков, всего чаще на бояр и на духовенство.
Исполненный благодарности к молодым господам своим, которые так слепо доверяли его честности свое состояние, так безусловно поручали ему страшную обузу управления полуразоренного имения, он старался всеми силами если не вполне
оправдать их доверие, то по крайней мере не употреблять его во
зло.
Не то, чтобы утешали меня эти глупые слова… И ничего не
оправдывали они, но будили в душе некое
злое упрямство.
Христос открыл людям то, что разделение между своими и чужими народами есть обман и
зло. И, познав это, христианин уже не может иметь чувство недоброжелательства к чужим народам, не может
оправдывать, как он прежде делал, жестокие поступки против чужих народов тем, что другие народы хуже его народа. Христианин не может не знать того, что разделение его с другими народами есть
зло, что разделение — это соблазн, и потому не может уже, как он делал это прежде, сознательно служить этому соблазну.
Если же я не могу этого сделать, потому что я сам заблудший грешник, то это не значит то, что я должен быть зверем и, делая
зло,
оправдывать себя.
Не будем говорить, что грязь — наш удел, не будем «философски» или «поэтически» лгать,
оправдывая себя, — будем твердо помнить, что
зло есть
зло и мы не хотим делать его.
Эллин гомеровский, умевший
оправдывать мир силою собственного духа, не приставал к божеству с упреками за
зло мира и с требованиями оправдаться в нем.
Необходимость и закономерность пытались спиритуализировать и этим
оправдать социальное
зло и несправедливость.
Не нужно, не должно
оправдывать всех несчастий, страданий и
зол мира при помощи идеи Бога-Промыслителя и Миродержавца.
Наибольшая трагедия есть страдание от доброго, а не страдание от
злого, есть невозможность
оправдать жизнь согласно разделению доброго и
злого.
Если же люди употребляют свой разум на то, чтобы
оправдывать и усиливать то животное, неблагое чувство, которое они называют любовью, придавая этому чувству уродливые размеры, то это чувство становится не только не добрым, но делает из человека — давно известная истина — самое
злое и ужасное животное.
Привратник Гримм на своей особе всецело
оправдывал французскую пословицу «Каков господин, таков и слуга», — он был кривой старик, с плутоватой физиономией, большим, почти беззубым, ртом и вечно
злым и угрюмым видом; красный нос его красноречиво свидетельствовал, что он не менее своего господина был поклонником бога Бахуса.
Христианская мораль во имя послушания тяготе мира
оправдывает мир таким, какой он есть, мир, во
зле лежащий.
Христос открыл мне, что третий соблазн, губящий мое благо, есть соблазн клятвы. Я не могу не верить в это и потому не могу уже, как я делал это прежде, сам клясться кому-нибудь и в чем-нибудь и не могу уже, как я делал это прежде,
оправдывать себя в своей клятве тем, что в этом нет ничего дурного для людей, что все делают это, что это нужно для государства, что мне или другим будет хуже, если я откажусь от этого требования. Я знаю теперь, что это есть
зло для меня и для людей, и не могу делать его.
И опять для меня подтвердилась та ужасная и радостная истина, что смысл учения Христа прост, ясен, что положения его важны, определенны, но что толкования его, основанные на желании
оправдать существующее
зло, так затемнили его, что надо с усилием открывать его.
Я не могу не верить в это и потому не могу, как я делал это прежде, признавать блудную похоть естественным и возвышенным свойством человека; не могу
оправдывать ее перед собой моей любовью к красоте, влюбленностью или недостатками своей жены; не могу уже при первом напоминании о том, что поддаюсь блудной похоти, не признавать себя в болезненном, неестественном состоянии и не искать всяких средств, которые могли бы избавить меня от этого
зла.
Мы гневаемся, делаем
зло людям и, чтобы
оправдать себя, говорим, что тот, на кого мы гневаемся, пропащий или безумный человек, И вот этих-то двух слов не велит Христос говорить о людях и людям.
Христос открыл мне, что четвертый соблазн, лишающий меня моего блага, есть противление
злу насилием других людей. Я не могу не верить, что это есть
зло для меня и других людей, и поэтому не могу сознательно делать его и не могу, как я делал это прежде,
оправдывать это
зло тем, что оно нужно для защиты меня и других людей, для защиты собственности моей и других людей; не могу уже при первом напоминании о том, что я делаю насилие, не отказаться от него и не прекратить его.