Наука не стыдится говорить, что цель ее — понять и
объяснить действительность, потом применить ко благу человека свои объяснения; пусть и искусство не стыдится признаться, что цель его: для вознаграждения человека в случае отсутствия полнейшего эстетического наслаждения, доставляемого действительностью, воспроизвести, по мере сил, эту драгоценную действительность и ко благу человека объяснить ее.
Неточные совпадения
Гоголь и Достоевский давали весьма обильное количество фактов, химически сродных основной черте характера Самгина, — он это хорошо чувствовал, и это тоже было приятно. Уродливость быта и капризная разнузданность психики
объясняли Самгину его раздор с
действительностью, а мучительные поиски героями Достоевского непоколебимой истины и внутренней свободы, снова приподнимая его, выводили в сторону из толпы обыкновенных людей, сближая его с беспокойными героями Достоевского.
— Мысль, что «сознание определяется бытием», — вреднейшая мысль, она ставит человека в позицию механического приемника впечатлений бытия и не может
объяснить, какой же силой покорный раб
действительности преображает ее? А ведь
действительность никогда не была — и не будет! — лучше человека, он же всегда был и будет не удовлетворен ею.
Но мою любовь к метафизике, характерную для всего моего существования, можно
объяснить моим коренным и изначальным отталкиванием от обыденности, от принуждающей меня эмпирической
действительности.
Говоря о болотной дичи, я часто буду упоминать о месте ее жительства, то есть о болотах. Я стану придавать им разные названия: чистых, сухих, мокрых и проч., но людям, не знакомым с ними в
действительности, такие эпитеты не
объяснят дела, и потому я хочу поговорить предварительно о качествах болот, весьма разнообразных.
Откуда она взялась, каким образом и когда именно образовалась — в большей части случаев он хорошо себе не
объясняет и чаще всего приписывает происхождение язвы совсем не тем причинам, которые в
действительности ее обусловили.
Много нашли мы причин предпочтения, отдаваемого искусству перед
действительностью; но все они только
объясняют, а не оправдывают это предпочтение.
«прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни», — кажется, что это определение удовлетворительно
объясняет все случаи, возбуждающие в нас чувство прекрасного. Проследим главные проявления прекрасного в различных областях
действительности, чтобы проверить это.
Очертания предметов, опять, никак не «могут быть не только нарисованы рукою, но и представлены воображением лучше, нежели встречаются в
действительности; причину
объяснили мы выше.
— Известно ровно настолько и так, как оно есть в
действительности, — самым положительным образом заверил Свитка, — а почему известно, это, вот видите ли, я вам
объясню насколько возможно. Кроме правительственной полиции, есть еще другая, которая, быть может, следит, в свою очередь, и за правительственною. Это, так сказать, полиция вне полиции.