Неточные совпадения
В этом
отношении характерны были томизм в католичестве, бартианство в протестантизме, тяга к классицизму в искусстве, искание повсюду
объективного порядка, отталкивание от субъективности, создающей беспорядок.
Посмотрим же, какова степень
объективного совершенства содержания и формы в произведениях поэзии, и может ли она хотя в этом
отношении соперничать с природою.
«Внутренняя несостоятельность всей
объективной формы существования прекрасного открывается в том, что красота находится в чрезвычайно шатком
отношении к целям исторического движения даже и на том поприще, где она кажется наиболее обеспеченною (т. е. в человеке: исторические события часто уничтожают много прекрасного: например, говорит Фишер, реформация уничтожила веселую привольность и пестрое разнообразие немецкой жизни XIII-XV столетий).
Под действительною жизнью, конечно, понимаются не только
отношения человека к предметам и существам
объективного мира, но и внутренняя жизнь человека; иногда человек живет мечтами, — тогда мечты имеют для него (до некоторой степени и на некоторое время) значение чего-то
объективного; еще чаще человек живет в мире своего чувства; эти состояния, если достигают интересности, также воспроизводятся искусством.
Мы показали одно из этих
отношений, наименее благоприятствующее самостоятельности поэта и нашли, что при нашем воззрении на сущность искусства художник и в этом положения не теряет существенного характера, принадлежащего не поэту или художнику в частности, а вообще человеку во всей его деятельности, — того существеннейшего человеческого права и качества, чтобы смотреть на
объективную действительность только как на материал, только как на поле своей деятельности, и, пользуясь ею, подчинять ее себе.
Задачею автора было исследовать вопрос об эстетических
отношениях произведений искусства к явлениям жизни, рассмотреть справедливость господствующего мнения, будто бы истинно прекрасное, которое принимается существенным содержанием произведений искусства, не существует в
объективной действительности и осуществляется только искусством.
Но предмет нашего исследования — искусство как
объективное произведение, а не субъективная деятельность поэта; потому было бы неуместно вдаваться в исчисление различных
отношений поэта к материалам его произведения...
Поэтому речь идет здесь о формальной или, так сказать, «трансцендентальной» природе религии, а не о том либо ином содержании религиозных представлений; далее, не о психологической стороне религии, но об условиях
объективной значимости ее содержания, по
отношению к которому психология представляет собой только среду, обстановку, фактическую наличность.
«Ревностное и доставляющее наслаждение занятие христианским искусством не только не говорит о положительном
отношении к религиозному его содержанию, напротив, свидетельствует о таком отчуждении и отдалении от его живого религиозного содержания, что уже исчезла склонность к оппозиции против связанного с ним искусства и уступила место
объективному историко-эстетическому
отношению» (41). «Поэтому эстетическое религиозное чувство не есть подлинное и серьезное религиозное чувство» (39), хотя, конечно, этим не отрицается вспомогательная роль искусства для религии.
Огромное количество людей остается как бы слепорожденными или непробужденными в области красоты, другие отрицают
объективный смысл красоты, сводя ее к прихоти вкуса, к чистому субъективизму или «психологизму»; огромное количество людей способно скучать перед «Сикстиной» [Подобное
отношение к любимому творению Достоевского продемонстрировал Л. Н. Толстой.
Меня сейчас интересует философская проблема «классического» и «романтического», которая связана с
отношением субъекта и объекта, субъективного и
объективного.
Отношение между человеком и Богом не есть ни
отношение каузальное, ни
отношение частного и общего, ни
отношение средства и цели, ни
отношение раба и господина, оно не походит ни на что, взятое из
объективного мира, природного и социального, это
отношение ничему не аналогично в этом мире.
Можно подумать, что люди, у которых исключительно эстетическое
отношение к жизни, находятся в субъективном, а не в
объективном.
И тем не менее в
объективной действительности «классовый» интерес может быть более человеческим, чем интерес «национальный», т. е. в нем может быть речь о попранном достоинстве человека, о ценности человеческой личности, в «национальном» же интересе может речь идти об «общем», не имеющем никакого
отношения к человеческому существованию.
Так ли это было с
объективной точки зрения? Может быть, и даже наверное, Лев Толстой написал бы не так и написал бы гораздо лучше. Но он, Леонид Андреев, — он-то должен был написать именно так и иначе не мог и не должен был написать. Это-то вот бессознательным своим чутьем понимала Александра Михайловна и в этом-то
отношении была таким другом-женою, какого можно пожелать всякому писателю.
Капитал не есть
объективная вещная реальность, находящаяся вне человека, капитал есть лишь общественные
отношения людей в производстве.
Не существует вещной,
объективной, экономической действительности, это иллюзия, существует лишь активность человека и активное
отношение человека к человеку.
Дух революционен в
отношении к миру, и на земле он выразим не в
объективных структурах, а в свободе, справедливости, любви, творчестве, в интуитивном познании, не в объективности, а в экзистенциальной субъективности.
Духовное
отношение к случаю, от которого так часто зависят несчастья нашей жизни, требует не признания его
объективной целесообразности, а признания его задачей, поставленной для осмысливания нашей духовной активности.