Неточные совпадения
— Значит, по-моему, — сказал начинавший горячиться Левин, — что в восьмидесятимиллионном народе всегда найдутся не сотни, как теперь, а десятки тысяч
людей, потерявших
общественное положение, бесшабашных
людей, которые всегда готовы — в шапку Пугачева, в Хиву, в Сербию…
Губернский предводитель, в руках которого по закону находилось столько важных
общественных дел, — и опеки (те самые, от которых страдал теперь Левин), и дворянские огромные суммы, и гимназии женская, мужская и военная, и народное образование по новому
положению, и наконец земство, — губернский предводитель Снетков был
человек старого дворянского склада, проживший огромное состояние, добрый
человек, честный в своем роде, но совершенно не понимавший потребностей нового времени.
Там, слышно, бывший студент на большой дороге почту разбил; там передовые, по
общественному своему
положению,
люди фальшивые бумажки делают; там, в Москве, ловят целую компанию подделывателей билетов последнего займа с лотереей, — и в главных участниках один лектор всемирной истории; там убивают нашего секретаря за границей, по причине денежной и загадочной…
Вот Фанарин, я не знаю его лично, да и по моему
общественному положению наши пути не сходятся, но он положительно дурной
человек, вместе с тем позволяет себе говорить на суде такие вещи, такие вещи…
Что же коснулось этих
людей, чье дыхание пересоздало их? Ни мысли, ни заботы о своем
общественном положении, о своей личной выгоде, об обеспечении; вся жизнь, все усилия устремлены к общему без всяких личных выгод; одни забывают свое богатство, другие — свою бедность и идут, не останавливаясь, к разрешению теоретических вопросов. Интерес истины, интерес науки, интерес искусства, humanitas [гуманизм (лат.).] — поглощает все.
Эти вызовы производили на Карачунского страшно двойственное впечатление: знакомый
человек, с которым он много раз играл в клубе в карты и встречался у знакомых, и вдруг начинает официальным тоном допрашивать о звании, имени, отчестве, фамилии,
общественном положении и подробностях передачи казенных промыслов.
В воскресенье получил я, любезный друг Николай, твои листки от 16-го числа. Пожалуйста, никогда не извиняйся, что не писал. Ты
человек занятый и
общественными и частными делами, то есть своими, — следовательно, время у тебя на счету. Вот я, например, ровно ничего не делаю и тут не успеваю с моей перепиской. Впрочем, на это свои причины и все одни и те же. Продолжается немощное мое
положение. Марьино с самого нашего приезда без солнца, все дожди и сырость. Разлюбило меня солнышко, а его-то я и ищу!..
Честная горсть
людей, не приготовленных к честному
общественному служению, но полюбивших добро и возненавидевших ложь и все лживые
положения, виновата своею нерешительностью отречься от приставших к ней дурачков; она виновата недостатком самообличения.
У него завязалась громаднейшая клиентура, ч в числе своих потребителей Горизонт мог бы насчитать нимало
людей с выдающимся
общественным положением: вице-губернаторы, жандармские полковники, видные адвокаты, известные доктора, богатые помещики, кутящие купцы Весь темный мир: хозяек публичных домов, кокоток-одиночек, своден, содержательниц домов свиданий, сутенеров, выходных актрис и хористок — был ему знаком, как астроному звездное небо.
Таким образом все объясняется. Никому не приходит в голову назвать Бодрецова лжецом; напротив, большинство думает:"А ведь и в самом деле, у нас всегда так; сию минуту верно, через пять минут неверно, а через четверть часа — опять верно". Не может же, в самом деле, Афанасий Аркадьич каждые пять минут знать истинное
положение вещей. Будет с него и того, что он хоть на десять минут сумел заинтересовать
общественное мнение и наполнить досуг праздных
людей.
— Конечно, мне все равно, — продолжал учитель. — Но я вам должен сказать, что в возрасте семнадцати лет молодой
человек не имеет почти никаких личных и
общественных прав. Он не может вступать в брак. Векселя, им подписанные, ни во что не считаются. И даже в солдаты он не годится: требуется восемнадцатилетний возраст. В вашем же
положении вы находитесь на попечении родителей, родственников, или опекунов, или какого-нибудь
общественного учреждения.
— Чего рассказывать. Третьего года мы отправились втроем на эмигрантском пароходе в Американские Штаты на последние деньжишки, «чтобы испробовать на себе жизнь американского рабочего и таким образом личнымопытом проверить на себе состояние
человека в самом тяжелом его
общественном положении». Вот с какою целию мы отправились.
Весь длинный 1800-летний ход жизни христианских народов неизбежно привел их опять к обойденной ими необходимости решения вопроса принятия или непринятия учения Христа и вытекающего из него для
общественной жизни решения вопроса о противлении или непротивлении злу насилием, но только с тою разницею, что прежде
люди могли принять и не принять решение, данное христианством, теперь же это решение стало неизбежно, потому что оно одно избавляет их от того
положения рабства, в котором они, как в тенетах, запутали сами себя.
Положение христианского человечества со своими тюрьмами, каторгами, виселицами, с своими фабриками, скоплениями капиталов, с своими податями, церквами, кабаками, домами терпимости, всё растущими вооружениями и миллионами одуренных
людей, готовых, как цепные собаки, броситься на тех, на кого их натравят хозяева, было бы ужасным, если бы оно было произведением насилия, но оно есть прежде всего произведение
общественного мнения.
Все эти
положения кажутся
людям, стоящим на низшем жизнепонимании, выражением какого-то восторженного увлечения, не имеющего никакого прямого приложения к жизни. А между тем эти
положения так же строго вытекают из жизнепонимания христианского, как
положение об отдаче своего труда для общего дела, о жертве своей жизни для защиты отечества вытекает из жизнепонимания
общественного.
Общественное мнение всё более и более осуждает и отрицает насилие, и потому
люди, всё более и более подчиняясь
общественному мнению, всё менее и менее охотно занимают
положения, поддерживаемые насилием; те же, которые занимают эти
положения, всё менее и менее могут употреблять насилие.
Но не этим одним путем ведет
общественное мнение
людей к уничтожению существующего порядка и заменению его новым. По мере того как
положения насилия становятся всё менее и менее привлекательными и всё менее и менее находится охотников занимать их, всё более и более разъясняется и ненужность их.
Казалось бы, пчелам нет из этого
положения никакого выхода, как это кажется
людям мирским, запутавшимся в тенета
общественного миросозерцания.
И вот тут-то, когда правительства перед
людьми, исповедующими христианство, находятся в таком беззащитном
положении, и недостает только очень малого для того, чтобы рушилась вся эта кажущаяся столь могущественной и столькими веками воздвигавшаяся сила, тут-то
общественные деятели проповедуют то, что не только не надо, но вредно, безнравственно даже каждому отдельно освобождаться от рабства.
И вот после 18 веков пророчество совершилось. Не следуя учению Христа вообще и проявлению его в
общественной жизни непротивлением злу,
люди невольно пришли к тому
положению неизбежности погибели, которое обещано Христом тем, которые не последуют его учению.
Насилие всегда, в лучшем случае, если оно не преследует одних личных целей
людей, находящихся во власти, отрицает и осуждает в одной неподвижной форме закона то, что большею частью уже гораздо прежде отрицалось и осуждалось
общественным мнением, но с тою разницею, что, тогда как
общественное мнение отрицает и осуждает все поступки, противные нравственному закону, захватывая поэтому в свое осуждение самые разнообразные
положения, закон, поддерживаемый насилием, осуждает и преследует только известный, очень узкий ряд поступков, этим самым как бы оправдывая все поступки такого же порядка, не вошедшие в его определение.
Но удивительное дело: именно те
люди, которые в наше время более всех других говорят, что заботятся об улучшении человеческой жизни, и считаются руководителями
общественного мнения, утверждают, что этого-то и не нужно делать и что для улучшения
положения людей существуют другие, более действительные средства.
«И потому
люди, имеющие власть, поставленные судьбою или богом в
положение властвующих, не имеют права рисковать погибелью всех успехов цивилизации только потому, что они пожелают сделать опыт о том, может или не может
общественное мнение заменить ограждение власти, а потому и не должны прекращать насилия».
Большинство, если не все образованные
люди нашего времени бессознательно стараются удержать прежнее
общественное жизнепонимание, оправдывающее их
положение, и скрыть от себя и
людей несостоятельность его и, главное, необходимость усвоения того христианского жизнепонимания, которое разрушает весь строй существующей жизни. Они стремятся поддержать порядки, основанные на
общественном жизнепонимании, но сами не верят в него, потому что оно отжито и в него нельзя уже верить.
«Но, — скажут на это, — всегда во всех обществах большинство
людей: все дети, все поглощаемые трудом детоношения, рождения и кормления женщины, все огромные массы рабочего народа, поставленные в необходимость напряженной и неустанной физической работы, все от природы слабые духом, все
люди ненормальные, с ослабленной духовной деятельностью вследствие отравления никотином, алкоголем и опиумом или других причин, — все эти
люди всегда находятся в том
положении, что, не имея возможности мыслить самостоятельно, подчиняются или тем
людям, которые стоят на более высокой степени разумного сознания, или преданиям семейным или государственным, тому, что называется
общественным мнением, и в этом подчинении нет ничего неестественного и противоречивого».
Наша жажда видных и громких
общественных положений показывает великое несовершеннолетие наше, отчасти неуважение к самому себе, которые приводят
человека в зависимость от внешней обстановки.
В этом доме брат моей матери никогда не принимал ни одного
человека, равного ему по
общественному положению и образованию; а если кто к нему по незнанию заезжал, то он отбояривал гостей так, что они вперед сюда уже не заглядывали.
— Я прошу вас выслушать меня, — сказал я угрюмо, не ожидая ничего хорошего от этого разговора. — То, что вы называете
общественным положением, составляет привилегию капитала и образования. Небогатые же и необразованные
люди добывают себе кусок хлеба физическим трудом, и я не вижу основания, почему я должен быть исключением.
— Что ты о себе думаешь? — продолжал отец. — В твои годы молодые
люди имеют уже прочное
общественное положение, а ты взгляни на себя: пролетарий, нищий, живешь на шее отца!
В наше время неудобно забывать, что как выпяленные из орбит глаза некоторых ученых, смущающихся взглядами подающей им жаркое кухарки, обусловливают успех
людей менее честных и менее ученых, но более живых и чутких к
общественному пульсу, так и не в меру выпяливаемые художественные прихоти и страсти художников обусловливают успех непримиримых врагов искусства:
людей, не уважающих ничего, кроме
положения и прибытка, и теоретиков, поставивших себе миссиею игнорированье произведений искусства и опошление самих натур, чувствующих неотразимость художественного призвания.
Саксен весьма любезно пожал ему руку, с тою сочувствующею улыбкою, какую вызывает в благовоспитанных
людях несчастие ближнего, который равен нам по
общественному положению и имеет право на особенное уважение наше по своему несчастию.
Он не устоял против жизни, против властолюбивых инстинктов своей природы. Но полный ли он отступник? Отрекся ли он от последнего луча той правды, которую
человек с душой может хранить в себе в каком угодно
общественном положении? Сострадание к темной массе, обиженной судьбою, великодушие, вкус к добру, терпимое понимание молодых увлечений, — разве все это умерло в нем?
Она принадлежала к числу тех женщин, из которых любимый ими мужчина лаской и нежностью может, как из воска, делать что угодно, ставить в какие угодно
общественные положения, но которые не прощают также любимому
человеку не только оскорбления, но даже резкого слова.
Он ничего поэтому не имел против своего брака с фрейлиной Похвисневой, но он понимал, что для того, чтобы этот брак осуществился, есть
люди, желающие сделать все, чтобы обеспечить, как материальное, так
общественное положение его, как жениха.
Как Авив Щелоков, как
человек с образованием и с мыслящей головой — он не считает всего этого верхом
общественного и нравственного уклада; но это дает ему свободу, какой не имеют"церковные"ни в господствующей церкви, ни в каком другом терпимом исповедании, и за это он благодарит судьбу и ни на какое другое
положение по доброй воле не променяет.
Трагизм
положения людей христианского мира в том, что, по неизбежному недоразумению, христианскими народами принято было, как свойственное им религиозное учение, такое учение, которое в своем истинном значении самым определенным образом отрицало, разрушало весь тот строй
общественной жизни, которым жили уже эти народы и вне которого не могли себе представить жизни.
Издав с чьей-то помощью дрянную книжонку в Петербурге, бродяга Баранщиков уже издевается над обществом, озабоченным «исполнением
положений закона гражданского», и выводя себя на одну линию с Мининым, набрасывает на
общественных людей обвинение в патриотической измене…
Быть энтузиасткой сделалось ее
общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий
людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться.
Таким раскрытием правды понятия читателей были бы направлены к тому, чтобы уважать лучшее, а не худшее, — именно трудолюбие земледельцев, а не попрошайничество бродяг, которые указывали пример другим, как уклоняться от исполнения
общественных обязанностей, взваливая их на скромных и трудолюбивых
людей, не освобождаемых от исполнения всех «
положений закона гражданского». А такие
люди стоят самого теплого участия, которое просвещенная и честная печать должна и привлекать к ним.
Пускай он исполняет закон взаимности, тогда и от меня можно будет требовать исполнения его», обыкновенно говорят
люди нашего мира, и с тем большей уверенностью, чем на более высокой ступени
общественного положения они находятся.