Неточные совпадения
Губернский предводитель, в руках которого по закону находилось столько важных
общественных дел, — и опеки (те самые, от которых страдал теперь Левин), и дворянские огромные суммы, и гимназии женская, мужская и военная, и народное образование по новому
положению, и наконец земство, — губернский предводитель Снетков был человек старого дворянского склада, проживший огромное состояние, добрый человек, честный в своем роде, но совершенно не понимавший потребностей нового времени.
Там, слышно, бывший студент на большой дороге почту разбил; там передовые, по
общественному своему
положению, люди фальшивые бумажки делают; там, в Москве, ловят целую компанию подделывателей билетов последнего займа с лотереей, — и в главных участниках один лектор всемирной истории; там убивают нашего секретаря за границей, по причине денежной и загадочной…
Замечу вам, что мое
положение в полку заставляло меня таким образом рисковать: за такое письмо перед встречей я подвергал себя
общественному мнению… вы понимаете?
Речь товарища прокурора, по его мнению, должна была иметь
общественное значение, подобно тем знаменитым речам, которые говорили сделавшиеся знаменитыми адвокаты. Правда, что в числе зрителей сидели только три женщины: швея, кухарка и сестра Симона и один кучер, но это ничего не значило. И те знаменитости так же начинали. Правило же товарища прокурора было в том, чтобы быть всегда на высоте своего
положения, т. е. проникать вглубь психологического значения преступления и обнажать язвы общества.
В воскресенье получил я, любезный друг Николай, твои листки от 16-го числа. Пожалуйста, никогда не извиняйся, что не писал. Ты человек занятый и
общественными и частными делами, то есть своими, — следовательно, время у тебя на счету. Вот я, например, ровно ничего не делаю и тут не успеваю с моей перепиской. Впрочем, на это свои причины и все одни и те же. Продолжается немощное мое
положение. Марьино с самого нашего приезда без солнца, все дожди и сырость. Разлюбило меня солнышко, а его-то я и ищу!..
Честная горсть людей, не приготовленных к честному
общественному служению, но полюбивших добро и возненавидевших ложь и все лживые
положения, виновата своею нерешительностью отречься от приставших к ней дурачков; она виновата недостатком самообличения.
Красин очень хорошо знал, что печень Мечниковой не предрасположена ни к какой гражданской хворобе, но неразборчивость новой корпорации, вербовавшей в свою среду все, что стало как-нибудь в разлад с так называемой разумной жизнью, — все, что приняло
положение исключительное и относилось к
общественному суду и
общественной морали более или менее пренебрежительно или равнодушно, — делала уместным сближение всякого такого лица с этою новою гражданскою группою.
Тогда
положение дам, вошедших в этот
общественный союз, было бы действительно улучшено, потому что они, трудясь столько же, как все прочие, получили бы столько же и удобств и сбережений, как все прочие члены союза.
Впрочем, в виду преклонных лет, прежних заслуг и слишком яркой непосредственности Утробина, губернатор снизошел и процедил сквозь зубы, что хотя факт обращения к генерал-губернатору Западного края есть факт единичный, так как и
положение этого края исключительное, и хотя засим виды и предположения правительства неисповедимы, но что, впрочем, идея правды и справедливости, с одной стороны, подкрепляемая идеей
общественной пользы, а с другой стороны, побуждаемая и, так сказать, питаемая высшими государственными соображениями.
Такое
положение вещей может продлиться неопределенное время, потому что
общественное течение, однажды проложивши себе русло, неохотно его меняет. И опять-таки в этом коснении очень существенную роль играет солидный читатель. Забравшись в мурью (какой бы то ни было окраски), он любит понежиться и потягивается в ней до тех пор, пока блохи и другая нечисть не заставят выскочить. Тогда он с несвойственною ему стремительностью выбегает наверх и высматривает, куда укрыться.
Покуда мнения читателя-друга не будут приниматься в расчет на весах
общественного сознания с тою же обязательностью, как и мнения прочих читательских категорий, до тех пор вопрос об удрученном
положении убежденного писателя останется открытым.
Таким образом все объясняется. Никому не приходит в голову назвать Бодрецова лжецом; напротив, большинство думает:"А ведь и в самом деле, у нас всегда так; сию минуту верно, через пять минут неверно, а через четверть часа — опять верно". Не может же, в самом деле, Афанасий Аркадьич каждые пять минут знать истинное
положение вещей. Будет с него и того, что он хоть на десять минут сумел заинтересовать
общественное мнение и наполнить досуг праздных людей.
— Конечно, мне все равно, — продолжал учитель. — Но я вам должен сказать, что в возрасте семнадцати лет молодой человек не имеет почти никаких личных и
общественных прав. Он не может вступать в брак. Векселя, им подписанные, ни во что не считаются. И даже в солдаты он не годится: требуется восемнадцатилетний возраст. В вашем же
положении вы находитесь на попечении родителей, родственников, или опекунов, или какого-нибудь
общественного учреждения.
Весь длинный 1800-летний ход жизни христианских народов неизбежно привел их опять к обойденной ими необходимости решения вопроса принятия или непринятия учения Христа и вытекающего из него для
общественной жизни решения вопроса о противлении или непротивлении злу насилием, но только с тою разницею, что прежде люди могли принять и не принять решение, данное христианством, теперь же это решение стало неизбежно, потому что оно одно избавляет их от того
положения рабства, в котором они, как в тенетах, запутали сами себя.
Положение христианского человечества со своими тюрьмами, каторгами, виселицами, с своими фабриками, скоплениями капиталов, с своими податями, церквами, кабаками, домами терпимости, всё растущими вооружениями и миллионами одуренных людей, готовых, как цепные собаки, броситься на тех, на кого их натравят хозяева, было бы ужасным, если бы оно было произведением насилия, но оно есть прежде всего произведение
общественного мнения.
Все эти
положения кажутся людям, стоящим на низшем жизнепонимании, выражением какого-то восторженного увлечения, не имеющего никакого прямого приложения к жизни. А между тем эти
положения так же строго вытекают из жизнепонимания христианского, как
положение об отдаче своего труда для общего дела, о жертве своей жизни для защиты отечества вытекает из жизнепонимания
общественного.
Общественное мнение всё более и более осуждает и отрицает насилие, и потому люди, всё более и более подчиняясь
общественному мнению, всё менее и менее охотно занимают
положения, поддерживаемые насилием; те же, которые занимают эти
положения, всё менее и менее могут употреблять насилие.
Но не этим одним путем ведет
общественное мнение людей к уничтожению существующего порядка и заменению его новым. По мере того как
положения насилия становятся всё менее и менее привлекательными и всё менее и менее находится охотников занимать их, всё более и более разъясняется и ненужность их.
Казалось бы, пчелам нет из этого
положения никакого выхода, как это кажется людям мирским, запутавшимся в тенета
общественного миросозерцания.
В-8-х, ввиду безграничного нравственного и
общественного влияния женщин конгресс убеждает их оказать свою поддержку всему тому, что может способствовать миру, ибо иначе на их ответственности должно лежать в большей мере всякое продолжение настоящего военного
положения.
И вот тут-то, когда правительства перед людьми, исповедующими христианство, находятся в таком беззащитном
положении, и недостает только очень малого для того, чтобы рушилась вся эта кажущаяся столь могущественной и столькими веками воздвигавшаяся сила, тут-то
общественные деятели проповедуют то, что не только не надо, но вредно, безнравственно даже каждому отдельно освобождаться от рабства.
И вот после 18 веков пророчество совершилось. Не следуя учению Христа вообще и проявлению его в
общественной жизни непротивлением злу, люди невольно пришли к тому
положению неизбежности погибели, которое обещано Христом тем, которые не последуют его учению.
Насилие всегда, в лучшем случае, если оно не преследует одних личных целей людей, находящихся во власти, отрицает и осуждает в одной неподвижной форме закона то, что большею частью уже гораздо прежде отрицалось и осуждалось
общественным мнением, но с тою разницею, что, тогда как
общественное мнение отрицает и осуждает все поступки, противные нравственному закону, захватывая поэтому в свое осуждение самые разнообразные
положения, закон, поддерживаемый насилием, осуждает и преследует только известный, очень узкий ряд поступков, этим самым как бы оправдывая все поступки такого же порядка, не вошедшие в его определение.
Но удивительное дело: именно те люди, которые в наше время более всех других говорят, что заботятся об улучшении человеческой жизни, и считаются руководителями
общественного мнения, утверждают, что этого-то и не нужно делать и что для улучшения
положения людей существуют другие, более действительные средства.
«И потому люди, имеющие власть, поставленные судьбою или богом в
положение властвующих, не имеют права рисковать погибелью всех успехов цивилизации только потому, что они пожелают сделать опыт о том, может или не может
общественное мнение заменить ограждение власти, а потому и не должны прекращать насилия».
Большинство, если не все образованные люди нашего времени бессознательно стараются удержать прежнее
общественное жизнепонимание, оправдывающее их
положение, и скрыть от себя и людей несостоятельность его и, главное, необходимость усвоения того христианского жизнепонимания, которое разрушает весь строй существующей жизни. Они стремятся поддержать порядки, основанные на
общественном жизнепонимании, но сами не верят в него, потому что оно отжито и в него нельзя уже верить.
«Но, — скажут на это, — всегда во всех обществах большинство людей: все дети, все поглощаемые трудом детоношения, рождения и кормления женщины, все огромные массы рабочего народа, поставленные в необходимость напряженной и неустанной физической работы, все от природы слабые духом, все люди ненормальные, с ослабленной духовной деятельностью вследствие отравления никотином, алкоголем и опиумом или других причин, — все эти люди всегда находятся в том
положении, что, не имея возможности мыслить самостоятельно, подчиняются или тем людям, которые стоят на более высокой степени разумного сознания, или преданиям семейным или государственным, тому, что называется
общественным мнением, и в этом подчинении нет ничего неестественного и противоречивого».
Но мне очень приятно, что вы, состоя на службе по назначению, однако столь высоко оцениваете одновременно и значение
общественного мнения и достоинство занимаемого вами
положения в качестве воспитателя юношества, одного из тех, просвещенным попечениям которых мы, родители, доверяем драгоценнейшее наше достояние, наших детей.
Общественное и материальное
положение всех жильцов было приблизительно одинаково, за исключением студента Соловьева, который существовал игрой на бильярде.
По выходе из училища, дочь объявила матери, что она ничем не будет ее стеснять и уйдет в гувернантки, и действительно ушла; но через месяц же возвратилась к ней снова, говоря, что частных мест она больше брать не будет, потому что в этом
положении надобно сделаться или рабою, служанкою какой-нибудь госпожи, или предметом страсти какого-нибудь господина, а что она приищет себе лучше казенное или
общественное место и будет на нем работать.
Распространение в массах естественных наук он считал вернейшим средством улучшения
общественных отношений и
положения рабочего класса.
В наше время неудобно забывать, что как выпяленные из орбит глаза некоторых ученых, смущающихся взглядами подающей им жаркое кухарки, обусловливают успех людей менее честных и менее ученых, но более живых и чутких к
общественному пульсу, так и не в меру выпяливаемые художественные прихоти и страсти художников обусловливают успех непримиримых врагов искусства: людей, не уважающих ничего, кроме
положения и прибытка, и теоретиков, поставивших себе миссиею игнорированье произведений искусства и опошление самих натур, чувствующих неотразимость художественного призвания.
«Россия не уступала ни одному благоустроенному государству в том, что составляет главную пружину благоденствия
общественного», — говорит он в другом месте и тотчас же, в собственном изложении, доказывает нам «тягостное
положение России», бедствия, недовольство, ропот народа и прочее.
Дома он действительно, как говорила титулярная советница, вел самую однообразную жизнь, то есть обедал, занимался, а потом ложился на кровать и думал, или, скорее, мечтал: мечтою его было сделаться со временем профессором; мечта эта явилась в нем после отлично выдержанного экзамена первого курса; живо представлял он себе часы первой лекции, эту внимательную толпу слушателей, перед которыми он будет излагать строго обдуманные научные
положения, общее удивление его учености, а там
общественную, а за оной и мировую славу.
Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.
Положение Чацких на
общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу.
Если иностранные Писатели доныне говорят, что в России нет Среднего состояния, то пожалеем об их дерзком невежестве, но скажем, что Екатерина даровала сему важному состоянию истинную политическую жизнь и цену: что все прежние его установления были недостаточны, нетверды и не образовали полной системы; что Она первая обратила его в государственное достоинство, которое основано на трудолюбии и добрых нравах и которое может быть утрачено пороками [См.: «Городовое
Положение».]; что Она первая поставила на его главную степень цвет ума и талантов — мужей, просвещенных науками, украшенных изящными дарованиями [Ученые и художники по сему закону имеют право на достоинство Именитых Граждан.]; и чрез то утвердила законом, что государство, уважая
общественную пользу трудолюбием снисканных богатств, равномерно уважает и личные таланты, и признает их нужными для своего благоденствия.
А
общественное воспитание, то есть то, собственно, что мы называем образованием? — Оно тоже было не в блестящем
положении в то время, когда сатирические журналы выступили на свое поприще. Приведем одну выдержку из «Живописца» о том, как все общество враждебно расположено было к образованию.
Так продолжалось много столетий, и, следовательно, если бы уж признать
положение Гизо, то пришлось бы идеи, управлявшие развитием древней Руси, сравнить с негреющим солнцем и признать бесплодными, немощными относительно
общественного благосостояния.
Из представленного нами очерка читатели, незнакомые с произведениями Овэна, могут составить себе некоторое понятие об общих
положениях, на которых опиралась изобретенная им разумная система
общественного устройства.
Если же не на прошедшее обращались нападения сатириков, то уж на такие микроскопические недостатки, от которых
общественная нравственность решительно не изменяла своего
положения.
Не принимая в расчет состояния
общественной нравственности, ни исторических обстоятельств развития порока, ни общего
положения администрации, ни отношений одного класса к другому, сатирики рады свалить всю беду на бедную личность чиновника, которая часто вовсе без вины виновата.
В новой повести г. Тургенева мы встречаем другие
положения, другие типы, нежели к каким привыкли в его произведениях, прежнего периода.
Общественная потребность дела, живого дела, начало презрения к мертвым, абстрактным принципам и пассивным добродетелям выразилось во всем строе новой повести. Без сомнения, каждый, кто будет читать нашу статью, уже прочитал теперь «Накануне». Поэтому мы вместо рассказа содержания повести представим только коротенький очерк главных ее характеров.
С
общественным своим
положением он примирился отлично.
Я полагаю, что и ты, и я — оба мы так поставлены в свете и по рождению, и по
положению, и по образованию, что не можем сделать ничего такого, за что
общественное мнение могло бы набросить на нас какую-нибудь тень.
Дикости в проявлениях жизни
общественной, разноголосица во всех сферах общества, фанфаронство общим и народным делом, вопросительный знак значительной части дворянства пред новым экономическим бытом, финансовый кризис, зловещие тучи на окраинах, государственные затруднения, неумелость, злорадство, апатия к серьезному здравомысленному делу, непонимание прямых народных интересов, подпольная интрига и козни, наплыв революционных прокламаций и брань, брань, одна повальная брань в несчастной полунемотствующей литературе и, наконец, в виде паллиативы, эта безумная и развратная оргия канкана, — вот общая картина того
положения, в котором застал Россию 1862 год.
В минуту тяжких
общественных испытаний как-то само собою сглаживается и исчезает то, что зовется кастою, сословностью, разностью
положений, званий и состояний.
Та бедная девушка, которая, живя о бок квартиры такого соседа, достает себе хлеб позорною продажей своих ласк, и та, кажется, имеет в своем
положении нечто более прочное: однажды посягнувшая на свой позор, она, по крайней мере, имеет за собою преимущество готового запроса, за нее природа с ее неумолимыми требованиями и разнузданность
общественных страстей.
Он раб своей собственности и денег, раб воли к обогащению, раб буржуазного
общественного мнения, раб социальных
положений, он раб тех рабов, которых эксплуатирует и которых боится.
Я молча прошелся по комнате, сел к столу. Около склянки с чернилами аккуратною стопочкою были сложены все конспекты, записная книжка, потертый кожаный портсигар. Паспорт был раскрыт. В рубрике: «Перемены, происшедшие в служебном,
общественном или семейном
положении владельца книжки», рукою Алеши четко было вписано...
Трое судей и секретарь наклонили головы и стали шушукаться, потом секретарь побежал пером по бумаге. Председатель встал и, спотыкаясь на трудно разбираемых словах, огласил приговор, — что обвиняемый подлежал бы за свою антипролетарскую деятельность увольнению с завода и хорошей изоляции, — но!.. — суммируя семейное
положение гражданина Кочерыгина и его обещание исправиться, то посему объявить ему
общественное порицание и строгий выговор с предупреждением.