Неточные совпадения
Общее стремление преодолеть хаос, создать условия правовой закономерности, условия свободного
развития связанных сил.
Его занимал
общий ход и
развитие идей, победы науки, но он выжидал результатов, не делая pas de geants, [гигантских шагов (фр.).] не спеша креститься в новую веру, предлагающую всевозможные умозрения и часто невозможные опыты.
Но национальная самобытность ничего
общего не имеет с отсталостью, — она должна выявиться на высших, а не на низших ступенях
развития.
Это и была последняя перемена в распределении прибыли, сделанная уже в половине третьего года, когда мастерская поняла, что получение прибыли — не вознаграждение за искусство той или другой личности, а результат
общего характера мастерской, — результат ее устройства, ее цели, а цель эта — всевозможная одинаковость пользы от работы для всех, участвующих в работе, каковы бы ни были личные особенности; что от этого характера мастерской зависит все участие работающих в прибыли; а характер мастерской, ее дух, порядок составляется единодушием всех, а для единодушия одинаково важна всякая участница: молчаливое согласие самой застенчивой или наименее даровитой не менее полезно для сохранения
развития порядка, полезного для всех, для успеха всего дела, чем деятельная хлопотливость самой бойкой или даровитой.
Правительства были рады этому направлению и сначала поощряли
развитие международных ненавистей; массы снова лепились около племенного родства, узел которого затягивался туже, и снова отдалялись от
общих требований улучшения своего быта; границы становились непроходимее, связь и сочувствие между народами обрывались.
В этом жизненном реализме было то
общее, симпатическое, что нас связывало; хотя жизнь и
развитие наше были так розны, что мы во многом расходились.
Якобинцы и вообще революционеры принадлежали к меньшинству, отделившемуся от народной жизни
развитием: они составляли нечто вроде светского духовенства, готового пасти стада людские. Они представляли высшую мысль своего времени, его высшее, но не
общее сознание, не мысль всех.
Итак, предполагая, что читателям известно содержание пьес Островского и самое их
развитие, мы постараемся только припомнить черты,
общие всем его произведениям или большей части их, свести эти черты к одному результату и по ним определить значение литературной деятельности этого писателя.
Общий взгляд Максима Федотыча на жизнь не мог не отразиться, наперекор его любви, и на
развитии дочери.
Таково прошлое и таков в
общих чертах характер этого нового лица. Лиза познакомила Полиньку и с Бертольди, и Полинька пришлась по нраву Бертольди, которой она нравилась более как лицо, подлежащее
развитию. Они навестили раз Полиньку в Сокольниках и вздумали сами переехать на дачу.
„Но великий человек не приобщался нашим слабостям! Он не знал, что мы плоть и кровь! Он был велик и силен, а мы родились и слабы и худы, нам нужны были
общие уставы человеческие!“ [Речь профессора Московского университета Морошкина: „Об уложении и его дальнейшем
развитии“. (Прим. M. E. Салтыкова-Щедрина.)]
Это совершенно несправедливо.
Общая воинская повинность есть только доведенное до своих последних пределов и ставшее очевидным, при известной степени материального
развития, внутреннее противоречие, вкравшееся в общественное жизнепонимание.
Нельзя не сознаться, что дело Островского гораздо плодотворнее: он захватил такие
общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество, которых голос слышится во всех явлениях нашей жизни, которых удовлетворение составляет необходимое условие нашего дальнейшего
развития.
Мы не говорим о практическом значении всех этих мер, мм только утверждаем, что самая попытка приступить к ним доказывает сильное
развитие той
общей идеи, на которую мы указали: хотя бы все они рушились или остались безуспешными, это бы могло показать только — недостаточность или ложность средств, принятых для их исполнения, но не могло бы свидетельствовать против потребностей, их вызвавших.
Кроме мысли об
общих законах исторического
развития, в естественной законности петровской реформы нас может убедить еще одно соображение, относящееся к лицу самого Петра.
Но этого было мало потому, что начало злоупотреблений скрывалось в самой сущности тогдашнего порядка дел, в недостатке свободного
развития народных сил, в неразвитости и развращенности людей, которым вверены были начальство, суд и расправа, в
общем недостатке образования по всем частям.
Это бывает именно тогда, когда, по ходу исторического
развития народа, выдвигаются из
общей массы некоторые фамилии и лица, в полное распоряжение которых переходит судьба народа.
Он составляет частный случай
общего закона человеческой жизни, что страсти достигают ненормального
развития только последствие ненормального положения предающегося им человека, и только в таком случае, когда естественная и в сущности довольно спокойная потребность, из которой возникает та или другая страсть, слишком долго не находила себе соответственного удовлетворения, спокойного и далеко не титанического.
Пародия была впервые полностью развернута в рецензии Добролюбова на комедии «Уголовное дело» и «Бедный чиновник»: «В настоящее время, когда в нашем отечестве поднято столько важных вопросов, когда на служение общественному благу вызываются все живые силы народа, когда все в России стремится к свету и гласности, — в настоящее время истинный патриот не может видеть без радостного трепета сердца и без благодарных слез в очах, блистающих святым пламенем высокой любви к отечеству, — не может истинный патриот и ревнитель
общего блага видеть равнодушно высокоблагородные исчадия граждан-литераторов с пламенником обличения, шествующих в мрачные углы и на грязные лестницы низших судебных инстанций и сырых квартир мелких чиновников, с чистою, святою и плодотворною целию, — словом, энергического и правдивого обличения пробить грубую кору невежества и корысти, покрывающую в нашем отечестве жрецов правосудия, служащих в низших судебных инстанциях, осветить грозным факелом сатиры темные деяния волостных писарей, будочников, становых, магистратских секретарей и даже иногда отставных столоначальников палаты, пробудить в сих очерствевших и ожесточенных в заблуждении, но тем не менее не вполне утративших свою человеческую природу существах горестное сознание своих пороков и слезное в них раскаяние, чтобы таким образом содействовать
общему великому делу народного преуспеяния, совершающегося столь видимо и быстро во всех концах нашего обширного отечества, нашей родной Руси, которая, по глубоко знаменательному и прекрасному выражению нашей летописи, этого превосходного литературного памятника, исследованного г. Сухомлиновым, — велика и обильна, и чтобы доказать, что и молодая литература наша, этот великий двигатель общественного
развития, не остается праздною зрительницею народного движения в настоящее время, когда в нашем отечестве возбуждено столько важных вопросов, когда все живые силы народа вызваны на служение общественному благу, когда все в России неудержимо стремится к свету и гласности» («Современник», 1858, № XII).
Но в
общем ходе дел, в
развитии богатства страны и общественного кредита, что произвели все эти выходки против частной расточительности и против ростовщиков, берущих неуказные проценты?
Они восставали тогда, сколько могли, против исключительного
развития специального образования; но тогда их не слушали, специальные школы распространялись,
общее образование было в загоне, в пренебрежении.
В них проводились следующие главные мысли: «
Общее образование важнее специального; нужно главным образом внушать детям честные стремления и здравые понятия о жизни, а техника всякого рода, формальности и дисциплина — суть дело второстепенное; в раннем возрасте жизни важно семейное воспитание, и потому жизнь в закрытых заведениях вредно действует на
развитие детей; воспитатели и начальники учебных заведений должны знать свое дело и заботиться не об одной чистоте зданий и соблюдении формы воспитанниками».
Любовь к
общему благу, признаваемая у него главным из элементов, приводит его в восхищение высокой степенью своего
развития.
Очевидно, что люди, отыскивающие в народах
развитие любви к
общему благу, берут уже здесь не массу народа, а отдельные личности.
Как будто можно не шутя отделять в народном
развитии знание от мышления и мышление от стремления к
общему благу!
Такая минута, как нам кажется, чрезвычайно благоприятна для того, чтобы привлечь
общее внимание и любопытство представлением полной и верной картины русского
развития.
Указанием его
общих взглядов мы и заключим пока эту статью, с тем, чтобы в следующей проследить их
развитие в частностях.
Таким образом, определение страдает неопределенностью и принадлежит к числу
общих мест, тем более что и «
развитие умственных и нравственных способностей» представляет у г. Жеребцова фразу, лишенную определенного содержания.
Зато объяснение фактов и
общий взгляд на
развитие России — совершенно одинаково ошибочны, узки и странны, — как в первой, так и во второй части «Опыта» г. Жеребцова.
До Петра все условия общественной жизни Руси необычайно способствовали
развитию в ней любви к
общему благу.
Еще более странною представляется нам ошибка, какую делают добрые люди, толкуя о третьем элементе их цивилизации, — о любви к
общему благу, независимо от знаний и умственного
развития народа.
Для полного
развития человека и целого народа необходимы, — говорит он, — хорошее знание предметов, уменье хорошо мыслить о них и любовь к
общему благу.
Он взводит на Англию еще обвинение в недостатке любви к
общему благу, и здесь опять перефразируя мысли Гизо об интеллектуальном
развитии и скрашивая их милыми возгласами о самоотвержении, любви ко врагам и т. п.
Таков был, по нашему мнению,
общий ход
развития русской литературы с древнейших ее времен.
Не принимая в расчет состояния общественной нравственности, ни исторических обстоятельств
развития порока, ни
общего положения администрации, ни отношений одного класса к другому, сатирики рады свалить всю беду на бедную личность чиновника, которая часто вовсе без вины виновата.
В дальнейшем своём
развитии, соразмерно с приобретением большей опытности человечеством,
общая идея распадается на множество частных и применяется ко всякому отдельному явлению.
Нам кажется, что в этом рассказе есть черты далеко не исключительные, а напротив, могущие служить
общим указанием на те препятствия, какие встречает русский человек на пути самостоятельного
развития.
По
общему психологическому закону — при недостаточном
развитии одних способностей души сила
развития обращается на другие, которые встречают менее препятствий, и следствием неравномерности влияний бывает всегда одностороннее
развитие.
Если личность занималась какой-нибудь специальностью и сделала открытия, то об этих открытиях можно еще говорить, потому что они способствуют
общему ходу
развития человечества.
Важно
общее течение дел, говорят они, важно
развитие народа и человечества, а не
развитие отдельных личностей.
Мы не станем следить здесь за
развитием общих философских положений, обсуждавшихся в кружке Станкевича и сделавшихся потом надолго благотворным источником критики Белинского.
Мир является великой иерархией идейных существ, идейным организмом, и в этом постижении софийности «мертвого» мира лежит заслуга оккультизма [Под оккультизмом я разумею здесь не столько современный, школьный оккультизм, воспитываемый особой тренировкой, но
общую природную способность человека проникать за кору явлений, особенно свойственную народам в ранние эпохи
развития и отразившуюся в сказке, эпосе, фольклоре, верованиях и «суевериях».], сближающая его с ««поэтическим восприятием» природы вообще.
София есть, по
общему смыслу учения Беме, не откровение, но самооткровение Божества, момент
развития в самом Божестве.
Борьба с бедностью (на языке экономистов «
развитие производительных сил») есть
общее трудовое послушание, «проклятием» земли наложенное на человечество.
«В
общем, эволюция старается идти, насколько возможно, в прямом направлении, но каждое специальное
развитие представляет круговой процесс.
Гордановский рецепт совсем иного свойства: по быстроте и верности его действия несомненно должен удивить всех и, конечно, удивит, когда с
развитием нашей истории он перестанет быть секретом для мира и сделается
общим достоянием.
Затем, университет в его лучших представителях, склад занятий, отличие от тогдашних университетских городов, сравнительно, например, с Казанью, все то, чем действительно можно было попользоваться для своего
общего умственного и научно-специального
развития; как поставлены были студенты в городе; что они имели в смысле обще-развивающих условий; какие художественные удовольствия; какие формы общительности вне корпоративной, то есть почти исключительно трактирной (по"кнейпам") жизни, какую вело большинство буршей.
Но почти все остальное, что есть в этой казанской трети романа, извлечено было из личных воспоминаний, и, в
общем, ход
развития героя сходен с тем, через что и я проходил.
По
общей подготовке, по грамотности и высшему обучению сделал это Антон Рубинштейн; а по
развитию своего оригинального стиля в музыкальной драме — те, кто вышел из"Кучки", и те, кто был воспитан на их идеалах, что не помешало, однако, таланту, как Чайковский, занять рядом с ними такое видное и симпатичное место.
Вся концепция марксизма очень зависит от
развития капитализма и приурочивает к капиталистической индустрии мессианскую идею пролетариата, которая с наукой ничего
общего не имеет.