С возмужалостью, когда вам стали известны все идеи, вы не могли не увидеть правды; вы ее знали, но вы не пошли за ней, а испугались ее, и, чтобы
обмануть свою совесть, стали громко уверять себя, что виноваты не вы, а сама женщина, что она так же низменна, как и ваши отношения к ней.
Неточные совпадения
Теперь, когда ее поучения всплывали пред ним, он удивлялся их обилию, однообразию и готов был думать, что Рита говорила с ним, может быть, по требованию ее
совести, для того, чтоб намеками предупредить его о
своем обмане.
— Послушай, Михей Андреич, уволь меня от
своих сказок; долго я, по лености, по беспечности, слушал тебя: я думал, что у тебя есть хоть капля
совести, а ее нет. Ты с пройдохой хотел
обмануть меня: кто из вас хуже — не знаю, только оба вы гадки мне. Друг выручил меня из этого глупого дела…
Кажется, им больше не о чем было разговаривать. Мадам Барсукова вынесла вексельную бумагу, где она с трудом написала
свое имя, отчество и фамилию. Вексель, конечно, был фантастический, но есть связь, спайка, каторжная
совесть. В таких делах не
обманывают. Иначе грозит смерть. Все равно: в остроге, на улице или в публичном доме.
Но, как они ни стараются
обмануть себя и других, все эти люди знают, что то, что они делают, противно всему тому, чему они верят, во имя чего они живут, и в глубине души, когда они остаются одни с
своей совестью, им стыдно и больно вспомнить то, что они делают, особенно если гнусность их деятельности была указана им.
Так это сказано в русском военном уставе и точно то же, хотя и другими словами, сказано во всех военных уставах, как оно и не может быть иначе, потому что в сущности на этом
обмане освобождения людей от повиновения богу или
своей совести и замене этого повиновения повиновением случайному начальнику основано всё могущество войска и государства.
Оно и не может быть иначе. Для того, чтобы заставить низшие, самые многочисленные классы людей угнетать и мучить самих себя, совершая при этом поступки, противные
своей совести, необходимо было
обмануть эти низшие, самые многочисленные классы. Так оно и сделано.
Все против Катерины, даже и ее собственные понятия о добре и зле; все должно заставить ее заглушить
свои порывы и завянуть в холодном и мрачном формализме семейной безгласности и покорности, без всяких живых стремлений, без воли, без любви или же научиться
обманывать людей и
совесть.
— Ничего, — отвечала Анна Анисимовна, — зато
совести не отниму; не выучу бедных девушек
обманывать, да детей
своих пускать по миру.
— Еще бы!.. — согласилась Елена, хотя в глубине
совести своей и продолжала чувствовать неловкость от того, что принуждена была выдумывать и
обманывать.
По чему я могу узнать, что, говоря со мной искренно и правдиво, он в то же время не
обманывает — и, может быть, совершенно невольно —
своей совести?
Люди враждуют друг с другом и знают, что это нехорошо, и вот, чтобы
обмануть себя, заглушить в себе
совесть, придумывают оправдания
своей враждебности. Одно из таких оправданий — это то, что я лучше других людей, а они не понимают этого, и вот от этого я не могу сходиться с ними; другое оправдание — это то, что моя семья лучше других семей; третье — что мое сословие лучше других сословий; четвертое — что мой народ лучше других народов.
Чтобы быть в ладу с
своей совестью, она и себя уверила в том, что невестка
обманывала мужа, что Саня и «не думает» быть дочерью Ивана Захарыча.
— Нет, нет! Прошу вас, не присылайте больше ко мне
своего несчастного мужа! Умоляю вас, что у меня есть нервы и кое-какой остаток
совести. Мы его с вами когда-то подло
обманывали, но это было давно, и тогда я это мог, потому что тогда он и сам в
свой черед
обманывал других. Но теперь?.. Этот его рамолитический вид, эти его трясущиеся колени… О господи, избавьте! Бога ради избавьте! Иначе я сам когда-нибудь брошусь перед ним на колени и во всем ему признаюсь.
Только освободитесь все вы, страдающие люди христианского мира, как властвующие и богатые, так же и подавленные и бедные, от тех
обманов лжехристианства и государственности, которые скрывают от вас то, что открыл вам Христос и чего требует ваш разум и ваше сердце, — и вам ясно станет, что в вас, только в вас самих причины всех телесных страданий — нужды — и духовных: сознания несправедливости, зависти, раздражения, которые мучают вас, задавленных и бедных; и в вас же, вы, властвующие и богатые, — причины тех страхов, укоров
совести, сознания греха
своей жизни, которые более или менее, по степени вашей нравственной чуткости, тревожат и вас.