Неточные совпадения
— Но, — сказал Сергей Иванович, тонко улыбаясь и обращаясь к Каренину, — нельзя не согласиться, что взвесить вполне все выгоды и невыгоды тех и других наук трудно и что вопрос о том, какие предпочесть, не был бы решен так скоро и окончательно, если бы на стороне классического
образования не было того преимущества, которое вы сейчас высказали:
нравственного — disons le mot [скажем прямо] — анти-нигилистического влияния.
В канцелярии было человек двадцать писцов. Большей частию люди без малейшего
образования и без всякого
нравственного понятия — дети писцов и секретарей, с колыбели привыкнувшие считать службу средством приобретения, а крестьян — почвой, приносящей доход, они продавали справки, брали двугривенные и четвертаки, обманывали за стакан вина, унижались, делали всякие подлости. Мой камердинер перестал ходить в «бильярдную», говоря, что чиновники плутуют хуже всякого, а проучить их нельзя, потому что они офицеры.
Распущенность ли наша, недостаток ли
нравственной оседлости, определенной деятельности, юность ли в деле
образования, аристократизм ли воспитания, но мы в жизни, с одной стороны, больше художники, с другой — гораздо проще западных людей, не имеем их специальности, но зато многостороннее их. Развитые личности у нас редко встречаются, но они пышно, разметисто развиты, без шпалер и заборов. Совсем не так на Западе.
Мари была далеко не красавица, но необыкновенно миловидна: ум и
нравственная прелесть Еспера Иваныча ясно проглядывали в выражении ее молодого лица, одушевленного еще сверх того и
образованием, которое, чтобы угодить своему другу, так старалась ей дать княгиня; m-me Фатеева, сидевшая, по обыкновению, тут же, глубоко-глубоко спрятавшись в кресло, часто и подолгу смотрела на Павла, как он вертелся и финтил перед совершенно спокойно державшею себя Мари.
Нравственное обаяние, которое она имела сначала на него, — и, по преимуществу, своею несчастною семейною жизнью, — вследствие вспышек ее ревности и недостатка
образования почти совершенно рушилось; жажда же физических утех, от привычки и беспрепятственности их, значительно притупилась.
Лучшие люди нашего времени стремятся в эти наиболее чтимые положения, и потому круг, из которого отбираются люди правительственные и богатые, становится всё меньше и низменнее, так что по уму,
образованию и в особенности по
нравственным качествам уже теперь люди, стоящие во главе управления, и богачи, не составляют, как это было в старину, цвета общества, а, напротив, стоят ниже среднего уровня.
Понятно, какое действие производится таким положением ребенка на все его
нравственное и умственное
образование.
Цель моей командировки заключалась главным образом в том, чтобы выяснить те новые условия, которые в заводском хозяйстве заменили порядки крепостного права, и затем проследить, как отозвалась в жизни рабочего населения заводов новая пора, наступившая после 19 февраля, какие потребности, нужды и вопросы были выдвинуты ею на первый план и, наконец, какие темные и светлые стороны были созданы реформами последних лет в экономическом положении рабочего люда, в его образе жизни,
образовании, потребностях,
нравственном и физическом благосостоянии.
Сие чтение не только не повредило его юной душе, но было еще весьма полезно для
образования в нем
нравственного чувства.
Из них замечательнее других были: «Чтения о новом общественном устройстве»; «Опыт об
образовании человеческого характера»; «Шесть чтений в Манчестере»; «План разумной системы»; «Книга нового
нравственного мира».
«Об
образовании человеческого характера» и «Книга нового
нравственного мира» («Book of the new moral world»).
Между тем дворянство развивалось,
образование начинало оплодотворять умы, и, как живое доказательство этой политической зрелости
нравственного развития, необходимо выражающейся в деятельности, явились эти дивные личности, эти герои, как вы справедливо называете их, которые «одни, в самой пасти дракона отважились на смелый удар 14 декабря».
Труд как проклятие, как добывание хлеба насущного в поте лица есть основная причина
образования в мире социальной обыденности, подавляющей личность и лишающей ее свободы и оригинальности
нравственных суждений.
Это не значит, что для того, чтобы
нравственное суждение было правдивым, свободным и первородным, личность должна себя изолировать от всех социальных, сверхличных
образований и целостей, от своей семьи, своего народа, своей церкви и т. д., но это значит, что личность должна в первородном акте своей совести отделить правду от лжи в оценках давящих ее социальных группировок.
Вы стояли с ним на одной и той же почве — на почве общечеловеческой и культурной любви к
образованию, науке и
нравственным идеалам.
Такие личности, как он, могли быть только завещаны нам прошедшим столетием, когда умственное
образование для большинства самих дворян заключалось только в грамотности; естественно, что всякий дворовый мальчик, который готовился для домашнего письмоводства, живший постоянно в барском доме, в умственном и
нравственном развитии шел в уровень с детьми своих господ. Как для тех, так и для других учителями были, если не старый длиннополый земский, то приходский дьячок.
К шестнадцати годам
образование ее было окончено, и граф предоставил ее самой себе, давая ей книги из своей библиотеки. Библиотека эта не отличалась выбором
нравственных сочинений, книги давались без разбора, и беспорядочное чтение в связи с формирующимся физическим развитием поселили в уме и сердце Татьяны Борисовны такой хаос мыслей и чувств, что она не в силах была в них разобраться.
Причинами такого водимого и быстрого
нравственного падения князя Владимира Александровича Шестова была с одной стороны его воспитание, отсутствие каких-либо
нравственных правил, его положительная неподготовленность к трудовой жизни, отсутствие не только
образования, но даже элементарных знаний, с другой же наступившее безденежье, вызвавшее вдруг страшное сознание своей положительной беспомощности, пробудившее дурные инстинкты его натуры в мелочах, ставшие заметными для окружающих, так как известно, что крупные подлости, совершаемые под аккомпанемент золотого звона, заглушаются этою дивной мелодией: они вовсе не замечаются, или же на них сквозь пальцы смотрит совеременное общество.
Как Авив Щелоков, как человек с
образованием и с мыслящей головой — он не считает всего этого верхом общественного и
нравственного уклада; но это дает ему свободу, какой не имеют"церковные"ни в господствующей церкви, ни в каком другом терпимом исповедании, и за это он благодарит судьбу и ни на какое другое положение по доброй воле не променяет.
Третирование умственного труда, связанного с
образованием и дарованием, как привилегии, которая должна быть свергнута, есть духовное падение и
нравственное безобразие.