Неточные совпадения
— Во-первых, на это существует жизненный опыт; а во-вторых, доложу вам, изучать отдельные
личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые
нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.
Далее: «Во-вторых, защитник Масловой, — продолжал он читать, — был остановлен во время речи председателем, когда, желая охарактеризовать
личность Масловой, он коснулся внутренних причин ее падения, на том основании, что слова защитника якобы не относятся прямо к делу, а между тем в делах уголовных, как то было неоднократно указываемо Сенатом, выяснение характера и вообще
нравственного облика подсудимого имеет первенствующее значение, хотя бы для правильного решения вопроса о вменении» — два, — сказал он, взглянув на Нехлюдова.
Нравственная самодисциплина
личности никогда у нас не рассматривалась как самостоятельная и высшая задача.
Ложь коллективизма заключается в том, что он переносит
нравственный экзистенциальный центр, совесть человека и его способность к суждениям и оценкам из глубины человеческой
личности в quasiреальность, стоящую над человеком.
Обнаруживается вековой недостаток честности и чести в русском человеке, недостаток
нравственного воспитания
личности и свободного ее самоограничения.
Но в нашем буржуазно-обывательском слое не оказалось достаточно сильного
нравственного гражданского сознания,
нравственной и гражданской подготовки
личности.
Русский человек не ставил себе задачей выработать и дисциплинировать
личность, он слишком склонен был полагаться на то, что органический коллектив, к которому он принадлежит, за него все сделает для его
нравственного здоровья.
Начали на скорую руку строить оправдания войны и применили самый элементарный прием — перенесение на мировую борьбу народов привычных категорий
нравственной жизни
личности.
Русское православие, которому русский народ обязан своим
нравственным воспитанием, не ставило слишком высоких
нравственных задач
личности среднего русского человека, в нем была огромная
нравственная снисходительность.
Распущенность ли наша, недостаток ли
нравственной оседлости, определенной деятельности, юность ли в деле образования, аристократизм ли воспитания, но мы в жизни, с одной стороны, больше художники, с другой — гораздо проще западных людей, не имеем их специальности, но зато многостороннее их. Развитые
личности у нас редко встречаются, но они пышно, разметисто развиты, без шпалер и заборов. Совсем не так на Западе.
В масонстве произошла формация русской культурной души, оно давало аскетическую дисциплину души, оно вырабатывало
нравственный идеал
личности.
Но
нравственные достоинства
личности у него осуществляются в группе, в партии.
Он борется прежде всего за
личность, за индивидуум, он ставит личную
нравственную проблему.
Личность самодура ставится здесь центром всего
нравственного мира; от нее все исходит, и к ней все должно возвращаться.
Заметьте, как добр и чувствителен этот старик и как он в то же время жестокосерд единственно потому, что не имеет никакого сознания о
нравственном значении
личности и все привык подчинять только внешним законам, установленным самодурством.
Между тем
нравственное развитие идет своим путем, логически неизбежным при таком положении: Подхалюзин, находя, что личные стремления его принимаются всеми враждебно, мало-помалу приходит к убеждению, что действительно
личность его, как и
личность всякого другого, должна быть в антагонизме со всем окружающим и что, следовательно, чем более он отнимет от других, тем полнее удовлетворит себя.
Нет никаких прав, кроме
личности самодура, никаких
нравственных правил, кроме угождения его воле…
Можно многое выпустить и ограничиться лишь выбором происшествий, более или менее выражающих
нравственную личную жизнь народа,
личность русского народа в данный момент.
Этих слов было достаточно, чтобы расшевелить желчь в душе Боброва. Его всегда выводил из себя узкий, мещанский словарь Зиненок, с выражениями вроде: «Она его любит, но не уважает», «Она его уважает, но не любит». Этими словами в их понятиях исчерпывались самые сложные отношения между мужчиной и женщиной, точно так же, как для определения
нравственных, умственных и физических особенностей любой
личности у них существовало только два выражения: «брюнет» и «блондин».
В одно время
личность бывает исполнена сознанием своей
нравственной цели, является так, как есть, прекрасною в глубочайшем смысле слова; но в другое время человек занят бывает чем-нибудь имеющим только посредственную связь с целью жизни его, и при этом истинное содержание характера не проявляется в выражении лица; иногда человек бывает занят делом, возлагаемым на него только житейскою или жизненною необходимостью, и при этом всякое высшее выражение погребено под равнодушием или скукою, неохотою.
Девица К. была
личность юная, чистая, увлекавшаяся пламенно, но по разуму своему скоро обнимавшая вопрос с разных сторон и с тех пор страдавшая сомнениями, обращавшимися для нее в
нравственные пытки.
Обрисовать в своем воспоминании почтенную
личность Гульча значит не только воспроизвести весь второй класс, но указать отчасти и на те
нравственные складки, которые сложились в душе моей под руками этого незабвенного наставника.
Это
нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его
личности и всей его истории…
В противоположность этим скупцам и эгоистам
нравственного мира есть моты и расточители, не ставящие ни во что ни себя, ни свое достояние; радостно бегут они к самоуничтожению во всеобщем и при первом слове бросают и убеждения свои и свою
личность, как черное белье.
Где начинается сознание, там начинается
нравственная свобода; каждая
личность одействотворяет по-своему призвание, оставляя печать своей индивидуальности на событиях.
И действительно, вслед за тем г. Головачев говорит, что по силе права (противного духовно-нравственному чувству) нужен непременно выкуп
личности.
Г-н Орест Миллер полагает, например, что высшее
нравственное развитие состоит в принижении своей
личности и, если возможно, даже в совершенном отречении от нее, Может быть, и г. Жеребцов близок к подобному взгляду.
В обществе могут быть отдельные сильные натуры, отдельные лица могут достигать высокого развития
нравственного; вот и в литературных, произведениях являются такие
личности.
Факт налицо: отчего же и не поверить такому объяснению, тем более что оно усыпляет инстинктивное беспокойство [барышни на этот счет, снимает с нее
нравственную ответственность и льстит ее тщеславию,] поднимает Зиночку на степень существа высшего, по праву могущего распоряжаться волею и
личностью других людей!..
Принужденные иметь такую мерку для оценки
нравственного достоинства людей среди нашего общества, мы должны быть очень довольны, когда видим хоть возможность появления в крестьянском сословии таких
личностей, как Катерина.
Мы нашли, что забитых, униженных и оскорбленных
личностей у нас много в среднем классе, что им тяжко и в
нравственном, и в физическом смысле, что, несмотря на наружное примирение с своим положением, они чувствуют его горечь, готовы на раздражение и протест, жаждут выхода…
Между тем дворянство развивалось, образование начинало оплодотворять умы, и, как живое доказательство этой политической зрелости
нравственного развития, необходимо выражающейся в деятельности, явились эти дивные
личности, эти герои, как вы справедливо называете их, которые «одни, в самой пасти дракона отважились на смелый удар 14 декабря».
Он никогда не принуждал себя, не занимался тем, к чему не чувствовал сердечного влечения, не налагал на себя тяжелых
нравственных вериг, не жертвовал своей
личностью для пользы общей.
У нас еще недостаточно развито уважение к
нравственному достоинству отдельных
личностей; у нас еще нередко можно слышать такое рассуждение: «Он мне ничего худого не сделал; могу ли я назвать его негодяем?» Или такое...
— Ха, ха, ха! — в том же тоне продолжал гость. — И сейчас уже войско!.. И к чему тут войско?.. будто нельзя и без войска делать эти вещи!.. Тут главное —
нравственное влияние своей собственной
личности, а не войско. Я уверен, что все это пустяки: просто-напросто мужички не поняли дела; ну, пошумели, покричали — их за это наказать, конечно, следует… внушить на будущее время, но зачем же войско!
То, что почиталось безнравственным для
личности, почиталось вполне
нравственным для государства.
Обыкновенно думают, что эгоизм национальный есть
нравственный долг
личности и означает не эгоизм
личности, а её жертвенность и героизм.
Страшнее всего то, что в революции подавляется и гибнет
личность, источник
нравственных суждений и актов, и потому свободные и оригинальные
нравственные суждения и акты делаются невозможными.
Условная ложь социально организованных группировок (к ним я причисляю и идеологические направления и школы) лишает
личность свободы
нравственного восприятия и
нравственного суждения.
В
нравственных суждениях законнической этики мыслит не
личность, не человек, а социальная обыденность, род, клан, сословие, государство, нация, семья.
Нравственное суждение совершает не
личность, в свободе стоящая перед Богом, а семья, класс, партия, национальность, вероисповедание и т. п.
Нравственная жизнь есть не только жизнь
личности, она есть также жизнь общества.
Но сам
нравственный закон, который
личность должна свободно в себе раскрыть, определяется обществом, он общеобязателен, а общеобязательность всегда носит социальный характер.
Только
личность есть подлинно творческое и пророческое начало в
нравственной жизни, она выковывает новые ценности.
Никакая
личность не может зависеть от
нравственных качеств и духовного совершенства, присущего окружающим ее людям.
В нем
нравственным субъектом является род, а не
личность.
Личности как высшей ценности в
нравственной жизни не существует без сверхличного, без универсального, без ценности идеи, которую она в себе несет и осуществляет.
Когда Платон в «Горгии» говорит, что лучше самому испытать несправедливость, чем причинить ее другим, он уже переносит центр тяжести
нравственной жизни и
нравственных ценностей в глубину
личности.
Человек совершает
нравственные акты в качестве двух различных субъектов — в качестве
личности и в качестве государства, т. е. в качестве судьи, воина и пр.
Таким образом, это учение сознательно становится на сторону гения рода и видит
нравственную правду в том, что
личность делается игралищем интересов рода.