Неточные совпадения
— Должно быть, тот род жизни, который вы избрали, отразился на ваших
понятиях. Я настолько уважаю или презираю и то и другое… я уважаю прошедшее ваше и презираю
настоящее… что я был далек от той интерпретации, которую вы дали моим словам.
Яков был крепостной, весьма усердный и преданный человек; он, как и все хорошие приказчики, был до крайности скуп за своего господина и имел о выгодах господских самые странные
понятия. Он вечно заботился о приращении собственности своего господина на счет собственности госпожи, стараясь доказывать, что необходимо употреблять все доходы с ее имений на Петровское (село, в котором мы жили). В
настоящую минуту он торжествовал, потому что совершенно успел в этом.
Настоящая проблема свободы должна быть поставлена вне награды и наказания, вне спасения или гибели, вне споров Блаженного Августина с Пелагием, Лютера с Эразмом, вне споров по поводу предопределения, которое нужно отрицать в самой изначальной постановке вопроса, отрицать самое слово и
понятие.
В
настоящем же деле, которым мы так все теперь заняты, которым болят наши души, — в
настоящем деле отец, покойный Федор Павлович Карамазов, нисколько не подходил под то
понятие об отце, которое сейчас сказалось нашему сердцу.
Исправляются Евангелие и религия: это, дескать, все мистика, а вот у нас лишь
настоящее христианство, уже проверенное анализом рассудка и здравых
понятий.
Мало-помалу слезы ее становились реже, улыбка светилась по временам из-за них; отчаянье ее превращалось в томную грусть; скоро ей сделалось страшно за прошедшее, она боролась с собой и отстаивала его против
настоящего из сердечного point d'honneur'a, [собственного
понятия о чести (фр.).] как воин отстаивает знамя, понимая, что сражение потеряно.
Прежние, устарелые, но последовательные
понятия об отношениях между людьми были потрясены, но нового сознания
настоящих отношений между людьми не было раскрыто. Хаотический простор этот особенно способствовал развитию всех мелких и дурных сторон мещанства под всемогущим влиянием ничем не обуздываемого стяжания.
Я должен был все сочинять и выдумывать, потому что не имел ни малейшего
понятия о
настоящем деле.
Прилагая тогда мои
понятия к
настоящему случаю, я говорил Параше и Евсеичу: «Как же тетеньке выйти замуж за Рожнова?
Очень странно, что составленное мною
понятие о межеванье довольно близко подходило к действительности: впоследствии я убедился в этом на опыте; даже мысль дитяти о важности и какой-то торжественности межеванья всякий раз приходила мне в голову, когда я шел или ехал за астролябией, благоговейно несомой крестьянином, тогда как другие тащили цепь и втыкали колья через каждые десять сажен;
настоящего же дела, то есть измерения земли и съемки ее на план, разумеется, я тогда не понимал, как и все меня окружавшие.
Вот вероятный практический результат, к которому в конце концов должен прийти самый выносливый из простецов при первом жизненном уколе. Ясно, что бессознательность, которая дотоле примиряла его с жизнью, уже не дает ему в
настоящем случае никаких разрешений, а только вносит элемент раздражения в непроницаемый хаос
понятий, составляющий основу всего его существования. Она не примиряет, а приводит к отчаянию.
И он всё больше и больше уверялся, что деревенские живут без
понятия, как звери лесные, здесь же —
настоящие люди.
Вы можете, в
настоящее время, много встретить людей одинакового со мною направления, но вряд ли встретите другого меня. Есть много людей, убежденных, как и я, что вне администрации в мире все хаос и анархия, но это большею частию или горлопаны, или эпикурейцы, или такие младенцы, которые приступиться ни к чему не могут и не умеют. Ни один из них не возвысился до
понятия о долге, как о чем-то серьезном, не терпящем суеты, ни один не возмог умертвить свое я и принесть всего себя в жертву своим обязанностям.
— Я смотрю с
настоящей — и тебе тоже советую: в дураках не будешь. С твоими
понятиями жизнь хороша там, в провинции, где ее не ведают, — там и не люди живут, а ангелы: вот Заезжалов — святой человек, тетушка твоя — возвышенная, чувствительная душа, Софья, я думаю, такая же дура, как и тетушка, да еще…
С особенным жаром настаивал он на том, что мама его непременно хочет сделать из него купца — а он знает, знает наверное, что рожден художником, музыкантом, певцом; что театр — его
настоящее призвание; что даже Панталеоне его поощряет, но что г-н Клюбер поддерживает маму, на которую имеет большое влияние; что самая мысль сделать из него торгаша принадлежит собственно г-ну Клюберу, по
понятиям которого ничего в мире не может сравниться с званием купца!
Замечу здесь мимоходом, что вследствие мечтательности и долгой отвычки свобода казалась у нас в остроге как-то свободнее
настоящей свободы, то есть той, которая есть в самом деле, в действительности. Арестанты преувеличивали
понятие о действительной свободе, и это так естественно, так свойственно всякому арестанту. Какой-нибудь оборванный офицерский денщик считался у нас чуть не королем, чуть не идеалом свободного человека сравнительно с арестантами, оттого что он ходил небритый, без кандалов и без конвоя.
Это
настоящий барин, с
понятием, по всей форме.
И
понятия настоящего в этой торговле нет: ублажай полдневских бабенок, раздавай в долг, гонись за модным товаром, всякому угоди…
Можно получить об этом некоторое
понятие, прочтя все написанное мною; но узнать
настоящим образом этого нельзя по одному описанию; тут необходимо знание опытное, собственное наблюдение.
Не забудьте при этом, что в
настоящее время в
понятиях о шивороте существует такой хаос, что Дракин и сам едва ли разберет, в каком случае он явит себя молодцом и в каком только негодяем.
Иван. Какая уж зелень у нас! Один салат, да и тот больше как вроде кожи. Нешто у нас заведение
настоящее? Тоже разве мало слышим брани-то от приезжающих! А мы при чем тут, коли хозяин без
понятия.
— Очень просто-с! — начал он, придумав, наконец, объяснение. — В каждом человеке такая пропасть
понятий рациональных и предрассудочных, что он иногда и сам не разберет в себе, которое в нем
понятие предрассудочное и которое
настоящее, и вот ради чего я и желал бы слышать ваше мнение, что так называемая верность брачная —
понятие предрассудочное, или
настоящее, рациональное?
Русский, говоря по-французски, в каждом звуке изобличает, что для органов его неуловима полная чистота французского выговора, беспрестанно изобличает свое иностранное происхождение в выборе слов, в построении фразы, во всем складе речи, — и мы прощаем ему все эти недостатки, мы даже не замечаем их, и объявляем, что он превосходно, несравненно говорит по-французски, наконец, мы объявляем, что «этот русский говорит по-французски лучше самих французов», хотя в сущности мы и не думаем сравнивать его с
настоящими французами, сравнивая его только с другими русскими, также усиливающимися говорить по-французски, — он действительно говорит несравненно лучше их, но несравненно хуже французов, — это подразумевается каждым, имеющим
понятие о деле; но многих гиперболическая фраза может вводить в заблуждение.
Но если
понятия древних и старинных мыслителей не могут при
настоящем развитии науки иметь влияния на современный образ мыслей, то нельзя не видеть, что во многих случаях современные
понятия оказываются сходны с
понятиями предшествующих веков.
К сожалению, здесь не место подвергать анализу идею «абсолюта», или бесконечного, и показывать
настоящее значение абсолютного в области метафизических
понятий; тогда только, когда мы поймем это значение, представится нам вся неосновательность понимания под возвышенным бесконечного.
Основавшися на таком ясном и справедливом заключении моей маменьки, женщины хотя и неученой, но с большим количеством здравого рассудка и потому видящей все вещи в
настоящем виде, цвете и мере и сходно с моими
понятиями, я всем моим рассуждениям произнес следующий результат: «тьфу» и, произнеся это маменькино любимое выражение, и, по примеру их, плюнув в самом деле, вступил"в синтаксис"с видом самодовольства.
Когда я говорю: невеста с достоинствами, то не воображайте, что я говорю, применяясь к теперешним
понятиям, то есть, что девица воспитана отлично, образована превосходно, обучена всем языкам, пляскам, музыкам разным и проч. — нет, мы понимали дела в
настоящем смысле и вещи называли как должно; воспитана — означало у нас: вскормлена, вспоена, не жалея кошту, и оттого девка полная, крупная, ядреная, кровь как не брызнет из щек; образована — объясняло, что она имела во что нарядиться и дать себе образ или вид замечательный, в прочих же достоинствах разумелось недвижимое и движимое имущество, пуды серебра (тогда серебро не считалось на деньги, а на вес), сундуки с платьями, да платьями все глазетовыми, парчевыми, все это не теряющее никогда цены…
«Библиотека для чтения» пришла в ужас от столь печального факта и воскликнула с благородным негодованием: «В 1858 году, во время всеобщего движения вперед (в
настоящее время, когда… и пр.), является целая масса людей, занимающих почетное место в обществе, но которые не приготовлены к эманципации только потому, что неоткуда было познакомиться с такими
понятиями, — как будто человечественные идеи почерпаются только из книг, как будто практический смысл помещика не мог сказать ему, что он должен сделать для своего крестьянина и как сделать.
Я должен к этому присовокупить, что некоторые сведения, каких требовал Гоголь, мне казались не только недостаточными для узнания
настоящего дела, но даже вредными, потому что сообщали неверные
понятия.
Удивительно, как трудно человеку забыть, хоть на одну минуту, свое
настоящее воззрение и возвратиться к тем
понятиям, к тому взгляду, которыми руководствовался он тому лет 40 назад и под условиями которых ложились на него впечатления окружающих его предметов и явлений.
Конечно, я составил себе такое высокое предварительное
понятие об игре Шушерина в Ярбе и особенно о том месте, в котором он обманул Дмитревского, что
настоящее исполнение роли меня не вполне удовлетворило; но теперь, смотря на целую пиесу и на лицо Ярба уже не теми глазами, какими смотрели все и я сам за сорок три года тому назад, я еще более удостоверяюсь, что только великий артист мог производить в этой пиесе такое впечатление, какое производил Шушерин.
Хозяин только сердито сплюнул, а рыжачок добродушно молвил, что ангельский путь не всякому зрим и об этом только
настоящий практик может получить
понятие.
По мере того как он свыкался с своей одинокой жизнию, по мере того как страсть к двору и к улице у него делалась сильнее и доходила до того, что он вставал раза два, три ночью и осматривал двор с пытливым любопытством собаки, несмотря на то, что вороты были заперты и две
настоящих собаки спущены с цепи, — в нем пропадала и живость и развязность, круг его
понятий становился уже и уже, мысли смутнее, тусклее.
Действительно, большая часть преступлений и безнравственных поступков совершается по невежеству, но недостатку здравых
понятий о вещах, по неуменью сообразить
настоящее положение дел и последствия поступка; и только немногие безнравственные действия совершаются вследствие твёрдого, но ложного убеждения.
Настоящее в его
понятии как бы надвигается на будущее и пишет на нем события.
Вот отчего у нас симпатичные, энергические натуры и удовлетворяют себя мелкими и ненужными бравадами, не достигая до
настоящего, серьезного героизма, то есть до отречения от целой массы
понятий и практических отношений, которыми они связаны с общественной средою.
Решимся выговорить слово правды: целые поколения жили и прожили [у нас], не сделав ничего путного и показав только, что они негодны к
настоящему делу, потому именно, что в их
понятиях и привычках всегда бродила закваска крепостных воззрений и вся жизнь их слагалась, с самого начала, под влиянием крепостного устройства.
Мои
понятия расширились, уяснились; я узнал много нового, сделал, как умел, под руководством Шушерина, много перемен в своей игре на театре — и мне очень хотелось посмотреть самому на себя, сравнить свою
настоящую игру с прежнею.
Я уставился на Пунина. Этого я никак не ожидал. Из учебника Кайданова и других исторических сочинений я вычитал, что существовали когда-то в древности республиканцы, греки и римляне, и даже почему-то воображал их всех в шлемах, с круглыми щитами на руках и голыми большими ногами; но чтобы в действительности, в
настоящее время, особенно в России, в…ой губернии, могли находиться республиканцы — это сбивало все мои
понятия, совершенно путало их!
Находя, что приближается в действительности для них решительная минута, которою определится навеки их судьба, мы все еще не хотим сказать себе: в
настоящее время не способны они понять свое положение; не способны поступить благоразумно и вместе великодушно, — только их дети и внуки, воспитанные в других
понятиях и привычках, будут уметь действовать как честные и благоразумные граждане, а сами они теперь не пригодны к роли, которая дается им; мы не хотим еще обратить на них слова пророка: «Будут видеть они и не увидят, будут слышать и не услышат, потому что загрубел смысл в этих людях, и оглохли их уши, и закрыли они свои глаза, чтоб не видеть», — нет, мы все еще хотим полагать их способными к пониманию совершающегося вокруг них и над ними, хотим думать, что они способны последовать мудрому увещанию голоса, желавшего спасти их, и потому мы хотим дать им указание, как им избавиться от бед, неизбежных для людей, не умеющих вовремя сообразить своего положения и воспользоваться выгодами, которые представляет мимолетный час.
По выходкам Корепанова вы видите, что он был в хорошей школе, умеет зло от добра отличить и имеет
понятие о
настоящей нравственности.
Должны существовать идеи не только
настоящих вещей, но и прошедших, даже идеи отрицания, относительного, гибнущего, смерти, уничтожения и под Сила этого аргумента заключается в прямом отожествлении
понятий, возникающих в мире явлений и по поводу их, с самыми идеями, но это прямолинейное отожествление отнюдь не вытекает из платоновского учения, ибо мир идей, хотя и имманентен миру явлений, как его основа, но вместе с тем и принципиально от него отличается Идеи в нем погружены в становление и небытие, терпят многочисленные преломления и отражения, собственно и составляющие область относительного.
Состояние внеипостасности или бессознательности просто не может быть по-настоящему ни помышлено, ни почувствовано человеком, есть совершеннейшая абстракция, отрицательное
понятие.
Они были в музее, где собрано все достопримечательное с островов Зондского архипелага в историческом, бытовом и культурном отношении: тут и оружия в богатой оправе, и одежда древних царей, и разные древности, и материи, и земледельческие орудия, и модели жилищ и старинных храмов, — словом, целая наглядная энциклопедия, дающая
понятие о прошлом и
настоящем Борнео, Суматры и Явы.
Абрек был в моем
понятии настоящим типом молодца-джигита.
Человеческий язык вытесняется всё более и более из научных исследований, и вместо слова, средства выражения существующих предметов и
понятий, воцаряется научный воляпюк, отличающийся от
настоящего воляпюка только тем, что
настоящий воляпюк общими словами называет существующие предметы и
понятия, а научный — несуществующими словами называет несуществующие
понятия.
Получили они все это большею частью от людей, принадлежащих к
настоящей или поддельной финансовой аристократии, и потому весьма понятно, что взгляды и
понятия их покровителей легко прививаются и к ним, а идеалами их являются все эти титулы, короны и связанная с ними роскошь.
Под № 30.436 в опубликованном Полном Собрании Законов Российской империи напечатано: «Как ничто не может иметь большого влияния над простым народом, как презрение или посмеяние над заблуждениями, в кои совращать его ищут, и что именно средство сие употребляют как раскольники разных сект, так и субботники в отношении православной веры, то именовать субботников жидами и оглашать, что они подлинно суть жиды, ибо
настоящее их наименование субботников, или придерживающихся Моисееву закону, не дает народу точного о секте сей
понятия и не производит в нем того к ней отвращения, какое может производимо быть убеждением, что обращать стараются их в жидовство».
Главное различие между нашим
понятием о жизни человеческой и
понятием евреев состоит в том, что, по нашим
понятиям, наша смертная жизнь, переходящая от поколения к поколению, не
настоящая жизнь, а жизнь падшая, почему-то временно испорченная; а по
понятию евреев, эта жизнь есть самая
настоящая, есть высшее благо, данное человеку под условием исполнения воли бога.
Этот золотой век, который, по их
понятиям, наступит в отдаленной будущности, они считают идеалом земной жизни, презирая все прошедшее, все
настоящее, все близкое будущее.