Неточные совпадения
Поди ты сладь с человеком! не верит в Бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрет; пропустит мимо создание поэта, ясное как день, все проникнутое согласием и высокою мудростью простоты, а бросится именно на то, где какой-нибудь удалец напутает, наплетет, изломает, выворотит
природу, и ему оно понравится, и он станет кричать: «Вот оно, вот
настоящее знание тайн сердца!» Всю жизнь не ставит в грош докторов, а кончится тем, что обратится наконец к бабе, которая лечит зашептываньями и заплевками, или, еще лучше, выдумает сам какой-нибудь декохт из невесть какой дряни, которая, бог знает почему, вообразится ему именно средством против его болезни.
Она одевала излияние сердца в те краски, какими горело ее воображение в
настоящий момент, и веровала, что они верны
природе, и спешила в невинном и бессознательном кокетстве явиться в прекрасном уборе перед глазами своего друга.
— Иным грушам, — начал он опять после небольшого молчания, — нужно некоторое время полежать под землей в подвале, для того чтобы войти, как говорится, в
настоящий свой вкус; моя покойница, видно, тоже принадлежала к подобным произведениям
природы.
Мне казалось, что я еще в первый раз
настоящим образом вижу
природу и начинаю улавливать ее внутреннее содержание, но… глядеть было некогда.
О. Конт был не только верующий по своей психологической
природе, но и
настоящий мистик: он верил в человечество, которое сближалось для него с вечной женственностью христианской мистики, и кончил построением позитивной религии человечества с культом, напоминающим католичество.
Если понимать принцип критицизма формально, как исследование
природы познания, то критическая философия начала свое существование задолго до Канта: критикой познания занималась еще греческая философия и всякая
настоящая философия непременно критическая.
Холодные течения, идущие от северных островов, где даже в конце лета бывает ледоход, омывают Сахалин с обеих сторон, причем восточному берегу, как более открытому течениям и холодным ветрам, приходится принимать наибольшую долю страданий;
природа его безусловно суровая, и флора его носит
настоящий полярный характер.
В прежнее время медведь не обижал людей и домашних животных и считался смирным, но с тех пор, как ссыльные стали селиться по верховьям рек и вырубать тут леса и преградили ему путь к рыбе, которая составляла его главную пищу, в сахалинских метрических книгах и в «ведомости происшествий» стала появляться новая причина смерти — «задран медведем», и в
настоящее время медведь уже третируется, как грозное явление
природы, с которым приходится бороться не на шутку.
Горлинок стреляют мало: простые охотники не бьют их, сколько из уважения к их голубиной
природе, столько же и потому, что они мелки, а
настоящие стрелки пренебрегают ими как слишком смирною дичью.
Все это сплеталось и звенело на фоне того особенного глубокого и расширяющего сердце ощущения, которое вызывается в душе таинственным говором
природы и которому так трудно подыскать
настоящее определение…
Рогнеда Романовна от
природы была очень правдива, и, может быть, она не лгала даже и в
настоящем случае, но все-таки ей нельзя было во всем верить на слово, потому что она была женщина «политичная». — Давно известно, что в русском обществе недостаток людей политических всегда щедро вознаграждался обилием людей политичных, и Рогнеда Романовна была одним из лучших экземпляров этого завода.
Ровно заслон!» Но, видно, я был
настоящий рыбак по
природе, потому что и тогда говорил Евсеичу: «Вот если б на удочку вытащить такого леща!» Мне даже как-то стало невесело, что поймали такое множество крупной рыбы, которая могла бы клевать у нас; мне было жалко, что так опустошили озеро, и я печально говорил Евсеичу, что теперь уж не будет такого клеву, как прежде; но он успокоил меня, уверив, что в озере такая тьма-тьмущая рыбы, что озеро так велико, и тянули неводом так далеко от наших мостков, что клев будет не хуже прежнего.
В прошлом лете я не брал в руки удочки, и хотя
настоящая весна так сильно подействовала на меня новыми и чудными своими явлениями — прилетом птицы и возрождением к жизни всей
природы, — что я почти забывал об уженье, но тогда, уже успокоенный от волнений, пресыщенный, так сказать, тревожными впечатлениями, я вспомнил и обратился с новым жаром к страстно любимой мною охоте, и чем ближе подходил я к пруду, тем нетерпеливее хотелось мне закинуть удочку.
Здесь, напротив, беспрестанно новые живописные места и предметы останавливают и развлекают мое внимание, а весенняя
природа вселяет в душу отрадные чувства — довольства
настоящим и светлой надежды на будущее.
Обличие у него сделалось
настоящее купеческое; широкое и скулистое от
природы лицо налилось; серые, некогда пронзительные глаза слегка заплыли.
— О, и они были правы — тысячу раз правы. У них только одна ошибка: позже они уверовали, что они есть последнее число — какого нет в
природе, нет. Их ошибка — ошибка Галилея: он был прав, что земля движется вокруг солнца, но он не знал, что вся солнечная система движется еще вокруг какого-то центра, он не знал, что
настоящая, не относительная, орбита земли — вовсе не наивный круг…
«Вот она, — думаю, — где настоящая-то красота, что
природы совершенство называется; магнетизер правду сказал: это совсем не то, что в лошади, в продажном звере».
Люди, 18 веков воспитанные в христианстве, в лице своих передовых людей, ученых, убедились в том, что христианское учение есть учение о догматах; жизненное же учение есть недоразумение, есть преувеличение, нарушающее
настоящие законные требования нравственности, соответствующие
природе человека, и что то самое учение справедливости, которое отверг Христос, на месте которого он поставил свое учение, гораздо пригоднее нам.
Софья Николавна очень хорошо понимала
настоящую причину; к тому же Алакаева, с которою вошла она в короткие и дружеские отношения и которая знала всё, что делается на квартире у Алексея Степаныча, не оставляла ее снабжать подробными сведениями, Софья Николавна по своей пылкой и страстной
природе не любила откладывать дела в долгий ящик.
Но я не был один. Федосья зорко следила за мной и не оставляла своими заботами. Мне пришлось тяжелым личным опытом убедиться, сколько
настоящей хорошей доброты заложила
природа в это неуклюжее и ворчливое существо. Да, это была добрая женщина, не головной добротой, а так, просто, потому что другой она не умела и не могла быть.
Войницкий. Сейчас пройдет дождь, и все в
природе освежится и легко вздохнет. Одного только меня не освежит гроза. Днем и ночью, точно домовой, душит меня мысль, что жизнь моя потеряна безвозвратно. Прошлого нет, оно глупо израсходовано на пустяки, а
настоящее ужасно по своей нелепости. Вот вам моя жизнь и моя любовь: куда мне их девать, что мне с ними делать? Чувство мое гибнет даром, как луч солнца, попавший в яму, и сам я гибну.
Елена, по самой
природе своей, была не большая музыкантша и даже не особенно любила музыку, но в
настоящий урок она просто показалась ей пыткой; как бы то ни было, однако, Елена пересилила себя, просидела свой урок больше даже, чем следует, пришла с него домой пешком и на другой день поутру отправилась пешком в пансион, терпеливо высидела там и снова возвратилась домой пешком.
Я засмеялся. Тит был мнителен и боялся мертвецов. Я «по младости» не имел еще
настоящего понятия о смерти… Я знал, что это закон
природы, но внутренно, по чувству считал себя еще бессмертным. Кроме того, мой «трезвый образ мыслей» ставил меня выше суеверного страха. Я быстро бросил окурок папиросы, зажег свечку и стал одеваться.
Прекрасное, даже жаркое, весеннее утро
настоящего майского дня обливало горячим светом всю
природу.
Руки человеческие грубы и в состоянии удовлетворительно сделать только то, для чего не требуется слишком удовлетворительной отделки: «топорная работа» — вот
настоящее имя всех пластических искусств, как скоро сравним их с
природою.
Не знаю сам. Но я с собой был честен
И двум идеям вместе не служил.
Просторно сердце женщины, напротив;
В нем резкие противоречья могут
Ужиться рядом. В нем бывает слышен,
Среди любви живой и
настоящей,
Нередко запоздалый отголосок
Другой, отжившей, конченной любви.
Вины тут нет: подобные явленья
В
природе женской. Но делиться я
И с тенью даже не могу тем сердцем.
Которое мне отдалося. В нем
Я должен быть один.
— Я принимаю ваш вполне заслуженный упрек. Я виноват; я не взял в расчет женской
природы и полагал, что сердце женщины, так ясно понимающей неумолимые условия жизни, способно покориться обстоятельствам. Не думаю, чтобы самая томительная скорбь в
настоящем давала нам право идти к неизбежному горю всей остальной жизни.
Ну-с, такого-то вот непосредственного человека я и считаю
настоящим, нормальным человеком, каким хотела его видеть сама нежная мать —
природа, любезно зарождая его на земле.
Пародия была впервые полностью развернута в рецензии Добролюбова на комедии «Уголовное дело» и «Бедный чиновник»: «В
настоящее время, когда в нашем отечестве поднято столько важных вопросов, когда на служение общественному благу вызываются все живые силы народа, когда все в России стремится к свету и гласности, — в
настоящее время истинный патриот не может видеть без радостного трепета сердца и без благодарных слез в очах, блистающих святым пламенем высокой любви к отечеству, — не может истинный патриот и ревнитель общего блага видеть равнодушно высокоблагородные исчадия граждан-литераторов с пламенником обличения, шествующих в мрачные углы и на грязные лестницы низших судебных инстанций и сырых квартир мелких чиновников, с чистою, святою и плодотворною целию, — словом, энергического и правдивого обличения пробить грубую кору невежества и корысти, покрывающую в нашем отечестве жрецов правосудия, служащих в низших судебных инстанциях, осветить грозным факелом сатиры темные деяния волостных писарей, будочников, становых, магистратских секретарей и даже иногда отставных столоначальников палаты, пробудить в сих очерствевших и ожесточенных в заблуждении, но тем не менее не вполне утративших свою человеческую
природу существах горестное сознание своих пороков и слезное в них раскаяние, чтобы таким образом содействовать общему великому делу народного преуспеяния, совершающегося столь видимо и быстро во всех концах нашего обширного отечества, нашей родной Руси, которая, по глубоко знаменательному и прекрасному выражению нашей летописи, этого превосходного литературного памятника, исследованного г. Сухомлиновым, — велика и обильна, и чтобы доказать, что и молодая литература наша, этот великий двигатель общественного развития, не остается праздною зрительницею народного движения в
настоящее время, когда в нашем отечестве возбуждено столько важных вопросов, когда все живые силы народа вызваны на служение общественному благу, когда все в России неудержимо стремится к свету и гласности» («Современник», 1858, № XII).
Божьим дитем сим, не знаю тебе как и сказать, сколь я довольна и, чтобы веселей его тешить, купила у одной соседней госпожи двух маленьких карлов
настоящей русской
природы из крепостных: оба очень не велики и забавны; мужчинка называется Николай, а карлица Марья.
Настоящая маменькина комплекция была у них, а особливо в предмете, не интересующем их; начни же обсчитывать их в рубле, тут вспыхнет батенькина
природа, и резаться готовы.
Но в
настоящую минуту к его искусству присоединилась и сама
природа: он чувствовал, что настроен, что его что-то влечет; чувствовал в себе полнейшую и победительную уверенность, что через несколько минут все эти глаза будут обращены на него, все эти люди будут слушать только его одного, говорить только с ним, смеяться только тому, что он скажет.
Оттого до сих пор история народов представляет в своем ходе некоторого рода путаницу: одни постоянно спят, потому что хоть и имеют некоторые знания, но не выработали их до степени сердечных, практических убеждений; другие не возвысили еще своего эгоизма над инстинктами хищной
природы и хотят удовлетворить себя притеснением других; третьи, не понимая
настоящего, переносят свой эгоизм на будущее; четвертые, не понимая самих себя, тешат свой эгоизм помещением себя под чужой покров и т. д.
Чтобы выведать тайну
природы, нужно продать душу чорту, потому
настоящие знахари редки.
Мне хочется думать, что боровшийся с
природой человеческий гений боролся и с физической любовью, как с врагом, и что если он и не победил ее, то все же удалось ему опутать ее сетью иллюзий братства и любви; и для меня по крайней мере это уже не просто отправление моего животного организма, как у собаки или лягушки, а
настоящая любовь, и каждое объятие бывает одухотворено чистым сердечным порывом и уважением к женщине.
Словом, всё самые
настоящие родовитые и истинно русские люди, а из меня вышла какая-то «игра
природы».
Вы бы были великий художник:
природа ваша бесценна; но в
настоящее время для вас существует только известный род пиес, комедии райка; конечно, и в них много смешного, но уж чрезвычайно вульгарно.
Бледные девы Севера не поверят этому; они не знают этого ада страстей, привыкнувшие к своим мечтам о духовном, о небе, то есть не о
настоящем небе, а о том, которое они создали себе для бегства от скупой и туманной
природы.
Веселость, конечно, отличное свойство, никто в этом не сомневается. При всем том, можно ручаться чем угодно, что поговорка: «Хорошего понемножку» вырвалась в первый раз (вырвалось даже с сердцем, я уверен) у человека, которому случилось провести целый день с весельчаком. Дело в том, что весельчаки, с которыми не скучно, почти так же редки, как белые вороны, черные тюльпаны,
настоящие альбиносы и прочие исключительные явления
природы.
— Никто меня не научал, а это наша
природа, и в Москве Лапутиных обширное множество, но только остальные незначительны, а в
настоящие люди один я вышел.
Человек застигнут
настоящим временем в определенной стадии своей эволюции, с массою всевозможных недостатков, недоразвитий и пережитков; он как бы выхвачен из лаборатории
природы в самый разгар процесса своей формировки недоделанным и незавершенным.
Причина, почему представление о смерти не оказывает того действия, какое оно могло бы оказать, заключается в том, что мы, по своей
природе, в качестве деятельных существ, по-настоящему совсем не должны думать о смерти.
Мы устроили себе жизнь, противную и нравственной и телесной
природе человека, и вполне уверены, — только потому, что все так думают, — что это-то и есть самая
настоящая жизнь.
Поэтому и нельзя, собственно говоря (κυρίως), назвать по-настоящему ни самую сущность (οϋσίαν), ни ее
природу, сознавая эту истину превыше всякой истины.
Вооруженный «диалектическим методом», в котором якобы уловляется самая жизнь мышления, он превращает его в своего рода логическую магию, все связывающую, полагающую, снимающую, преодолевающую, и мнит в этой логической мистике, что ему доступно все прошлое,
настоящее и будущее,
природа живая и мертвая.
Вообрази, что ты, дорогой мой царь
природы, пожелал стать ближе к муравьям и силою чуда или волшебства сделался муравьем,
настоящим крохотным муравьем, таскающим яйца, — и тогда ты немного почувствуешь ту пропасть, что отделяет Меня бывшего от
настоящего… нет, еще хуже!
В революции происходит процесс объективации, отчуждение человеческой
природы в объектный мир, в то время как
настоящая и радикальная революция должна была бы быть победой над всякой объективацией и переходом в свободную субъективность.
Прорыв из этого порочного круга есть акт духа, а не подчинение органическому космическому ритму, которого в объективированной
природе по-настоящему не существует.
Войницкий. Сейчас пройдет дождь, и все в
природе освежится и легко вздохнет. Одного только меня не освежит гроза. Днем и ночью, точно домовой, душит меня мысль, что жизнь моя потеряна безвозвратно. Прошлого нет, оно глупо израсходовано на пустяки, а
настоящее ужасно по своей нелепости. Вот вам моя жизнь и любовь: куда мне их девать, что мне из них делать? Чувство мое гибнет даром, как луч солнца, попавший в яму, и сам я гибну…
Они, кажется, признавали за
настоящие «дела» — только одни дела
природы, которая множит жизнь, не заботясь о том, в чем ее смысл и значение.