Неточные совпадения
В них успело развиться и закоренеть индивидуальное и семейное
начало и не дозрело до жизни общественной и государственной или если и созрело когда-нибудь, то, может быть, затерялось в безграничном размножении
народной массы, делающем невозможною — ни государственную, ни какую другую централизацию.
И если русский империализм не будет выражением этого русского
народного духа, то он
начнет разлагаться и приведет к распадению России.
И она превратилась в самодовлеющее отвлеченное
начало; она живет своей собственной жизнью, по своему закону, не хочет быть подчиненной функцией
народной жизни.
Но Россия новая, грядущая имеет связь с другими, глубокими
началами народной жизни, с душой России, и потому Россия не может погибнуть.
Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного
начала в русском
народном характере.
В каком же смысле русское
народное православное сознание верит в святую Русь и всегда утверждает, что Русь живет святостью, в отличие от народов Запада, которые живут лишь честностью, т. е.
началом менее высоким?
В противоположность „европеизму“ и „
народным началам“ братьев своих, он как бы изображает собою Россию непосредственную — о, не всю, не всю, и Боже сохрани, если бы всю!
Может, в конце прошлого и
начале нашего века была в аристократии закраинка русских иностранцев, оборвавших все связи с
народной жизнью; но у них не было ни живых интересов, ни кругов, основанных на убеждениях, ни своей литературы.
Эта остановка при
начале, это незавершение своего дела, эти дома без крыши, фундаменты без домов и пышные сени, ведущие в скромное жилье, — совершенно в русском
народном духе.
Гарибальди обнял и поцеловал старика. Тогда старик, перебиваясь и путаясь, с страшной быстротой
народного итальянского языка,
начал рассказывать Гарибальди свои похождения и заключил свою речь удивительным цветком южного красноречия...
Этот Промифей, воспетый не Глинкою, а самим Пушкиным в послании к Лукуллу, был министр
народного просвещения С. С. (еще не граф) Уваров, Он удивлял нас своим многоязычием и разнообразием всякой всячины, которую знал; настоящий сиделец за прилавком просвещения, он берег в памяти образчики всех наук, их казовые концы или, лучше,
начала.
Он сел посреди комнаты и
начал развивать мне очень сложную гностическую систему изумительно красивым, образным
народным языком.
Я заметил, что Бёме у нас с
начала XIX века просочился в
народную среду.
Творческие идеи
начала XX века, которые связаны были с самыми даровитыми людьми того времени, не увлекали не только
народные массы, но и более широкий круг интеллигенции.
Хомяков и славянофилы, Вл. Соловьев, Достоевский,
народные социалисты, религиозно-общественные течения
начала XX века, Н. Федоров, В. Розанов, В. Иванов, А. Белый, П. Флоренский — все против индивидуалистической культуры, все ищут культуры коллективной, органической, «соборной», хотя и по-разному понимаемой.
Некоторые религиозные течения
начала XX века делали вид, что они пребывают в наивной, докритической стихии, имитировали
народный примитивизм.
Нигилизм, захвативший в 60 годы часть интеллигенции, теперь перешел на
народный слой, в который
начало проникать элементарное просвещенство, культ естественных наук и техники, примат экономики над духовной культурой.
Интересно, что в
начале XIX в., когда у нас было мистическое движение и в культурном слое и в народе, Я. Бёме проник и в
народный слой, охваченный духовными исканиями, и его настолько почитали, что даже называли «иже во отцех наших святой Яков Бёме».
Оно основано на тех
началах, которые называются у наших славянофилов
народными.
Андрюша
начал учиться чистописанию гораздо прежде меня у того же Матвея Васильича в
народном училище.
— Ежели верить Токвилю… —
начинают шептать его губы (генерал — член губернского земского собрания, в которых Токвиль, как известно, пользуется славой почти
народного писателя), но мысль вдруг перескакивает через Токвиля и круто заворачивает в сторону родных представлений, — в бараний рог бы тебя, подлеца! — уже не шепчет, а гремит генерал, — туда бы тебя, христопродавца, куда Макар телят не гонял!
Артист поднял смычок и — все мгновенно смолкло. Заколебавшаяся толпа слилась опять в одно неподвижное тело. Потекли другие звуки, величавые, торжественные; от этих звуков спина слушателя выпрямлялась, голова поднималась, нос вздергивался выше: они пробуждали в сердце гордость, рождали мечты о славе. Оркестр
начал глухо вторить, как будто отдаленный гул толпы, как
народная молва…
Н.И. Пастухов
начал печатать своего «Разбойника Чуркина» по порядку протоколов, сшитых в деле, украшая каждый грабеж или кражу сценами из старых разбойничьих романов, которые приобрел у букинистов, а Ваську Чуркина преобразил чуть ли не в
народного героя и портрет его напечатал.
В этой надежде приехал он в свое место и
начал вредить. Вредит год, вредит другой.
Народное продовольствие — прекратил,
народное здравие — упразднил, письмена — сжег и пепел по ветру развеял. На третий год стал себя проверять — что за чудо! — надо бы, по-настоящему, вверенному краю уж процвести, а он даже остепеняться не
начинал! Как ошеломил он с первого абцуга обывателей, так с тех пор они распахня рот и ходят…
С улицы тоже до нас доходили смутные звуки, свидетельствовавшие, что"здоровый
народный смысл"
начинает закипать.
Приехал он в свое место и
начал вредить. Вредит год, вредит другой.
Народное продовольствие — прекратил,
народное здравие — уничтожил, науки — сжег и пепел по ветру развеял. Только на третий год стал он себя поверять: надо бы, по-настоящему, вверенному краю уж процвести, а он словно и остепеняться еще не
начинал…
— Мжица на дворе ныне, —
начал батюшка, — по
народным приметам, в коих, впрочем, частицею и суеверие примечается, оттепель таковая погода предзнаменует.
И вот в этих-то театрах и получилось
начало нашего
народного драматического искусства, которого признаки несомненны.
— Я, сударь мой, такого мнения, —
начал опять Потугин, — что мы не одним только знанием, искусством, правом обязаны цивилизации, но что самое даже чувство красоты и поэзии развивается и входит в силу под влиянием той же цивилизации и что так называемое
народное, наивное, бессознательное творчество есть нелепость и чепуха.
Меры обременительные, стесняющие народ в его правах, могут быть вызваны, вопреки требованию
народной жизни, просто действием произвола, сообразно выгодам привилегированного меньшинства, которое пользуется стеснением других; но меры, которыми уменьшаются привилегии и расширяются общие права, не могут иметь свое
начало не в чем ином, как в прямых и неотступных требованиях
народной жизни, неотразимо действующих на привилегированное меньшинство, даже вопреки его личным, непосредственным выгодам.
В
начале семидесятых годов в Москве, на Варварской площади, вырос
Народный театр. Драматург Чаев, помнивший дебют Н. X. Рыбакова в Малом театре, порекомендовал режиссеру А. Ф. Федотову пригласить Н. X. Рыбакова в его труппу.
Кажется, теперь благодаря бога мы вступили уже в юношеский возраст и
начинаем чувствовать, что можем прожить и без этих наставников, которые не хотели даже никогда ни приласкать, ни похвалить своих покорных учеников, а всегда забавлялись на их счет, несмотря на то, что улучшение наших фабрик, быстрые успехи
народной промышленности, незаметные только для тех, которые не хотят их видеть, все доказывает, что мы ученики довольно понятные.
Плод многих годов, бесчисленных опытов — прекрасный плод не награжденных ни славою, ни почестьми бескорыстных трудов великих гениев — созревает; истинное просвещение разливается по всей стране; мы не презираем и не боготворим иностранцев; мы сравнялись с ними; не желаем уже знать кое-как все, а стараемся изучить хорошо то, что знаем;
народный характер и физиономия образуются, мы
начинаем любить свой язык, уважать отечественные таланты и дорожить своей национальной славою.
Перед тем я жил безвыездно в столице, начитался рассказов из
народного быта, и мне
начало сдаваться, что я, выросший на гостомельском выгоне между босоногими ровесниками, раззнакомился с
народной жизнью.
— Важно! На отличку! Спасибо, спасибо, молодайка! — кричали ребята. А Настя вся закраснелась и ушла в толпу. Она никогда не думала о словах этой
народной оперетки, а теперь, пропевши их Степану, она ими была недовольна. Ну да ведь довольна не довольна, а из песни слова не выкинешь. Заведешь
начало, так споешь уж все, что стоит и в
начале, и в конце, и в середине. До всего дойдет.
Но этого было мало потому, что
начало злоупотреблений скрывалось в самой сущности тогдашнего порядка дел, в недостатке свободного развития
народных сил, в неразвитости и развращенности людей, которым вверены были начальство, суд и расправа, в общем недостатке образования по всем частям.
Словом — внимательное рассмотрение исторических событий и внутреннего состояния России в XVII столетии может доказать, что Петр рядом энергических правительственных реформ спас Россию от насильственного переворота, которого
начало оказалось уже в волнениях
народных при Алексее Михайловиче и в бунтах стрелецких.
Хоть смутно, хоть бессознательно, но уже с этого времени он должен был почувствовать, что
начала управления древней Руси оказываются вовсе несостоятельными в деле
народного благоденствия.
Наивность простого человека погибает, как скоро касается до него цивилизация;
народные песни исчезают, когда обращают на них внимание,
начинают собирать их; живописный костюм полудиких народов перестает им нравиться, когда они видят кокетливый фрак живописца, пришедшего изучать их; если цивилизация, прельстившись живописным нарядом, хочет сохранить его, он уже обратился в маску, и народ покидает его.
Я знал, что, когда дело было особенной важности, девушки бросали работу и собирались слушать решающие приговоры Елизаветы Николаевны, которая, еще плохо владея русским языком, тем не менее до тонкости знала весь
народный быт,
начиная с крестинных, свадебных и похоронных обрядов, и которой раньше всех было известно, что у садовника Иллариона такой касарецкий (Убитый под Рождество боров), какого никто не видывал.
Романтическое воззрение не должно принимать ни за всеобще христианское, ни за чисто христианское: оно — почти исключительная принадлежность католицизма; в нем, как во всем католическом, спаялись два
начала, — одно, почерпнутое из евангелия, другое —
народное, временное, более всего германическое.
Мы знаем, что она
начала свое царствование повелением бить медную монету по 16 рублей из пуда вместо 32, как было прежде, начертанием новых правил для нашей заграничной торговли, «к облегчению тягости
народной», понижением цены на соль и пр.
Сообразно с этими
началами в последнюю четверть века преобразованно было все
народное образование.
И везде образование опиралось на
началах строго
народных (том II, стр, 179).
Истинные
начала Христовой веры не только не отражались долгое время в
народной нравственности, но даже и понимаемы-то были дурно и слабо.
В том же 1816 году основатель разумной системы общества представил прусскому посланнику, барону Якоби, план новой системы
народного воспитания и подробное изложение здравых
начал общего управления.
С одной стороны, новое учение должно было проникать постепенно в сознание народа, и о внушении его должны были стараться те лица, в руках которых находилась власть над народом; с другой стороны, языческие понятия и предания были слишком сильно вкоренены во всех проявлениях
народного быта и оказывали сильное противодействие новым
началам.
Возникло неизбежное противоречие в
народной жизни, и оно, самым естественным образом, должно было привести к тому, что имевшие в руках своих силу воспользовались ею для того, чтобы доставить торжество своим
началам.
Бывает время, когда
народный дух ослабевает, подавляемый силою [победившего класса], естественные влечения замирают на время и место их заступают искусственно возбужденные, насильно навязанные понятия и взгляды в пользу победивших; тогда и литература не может выдержать: и она
начинает воспевать нелепые и беззаконные затеи [класса] победителей, и она восхищается тем, от чего с презрением отвернулась бы в другое время.
Нет, и Гоголь не постиг вполне, в чем тайна русской народности, и он перемешал хаос современного общества, кое-как изнашивающего лохмотья взятой взаймы цивилизации, с стройностью простой, чистой
народной жизни, мало испорченной чуждыми влияниями и еще способной к обновлению на
началах правды и здравого смысла.