Собственно
мистический характер зодчество теряет с веками Восстановления. Христианская вера борется с философским сомнением, готическая стрелка — с греческим фронтоном, духовная святыня — с светской красотой. Поэтому-то храм св. Петра и имеет такое высокое значение, в его колоссальных размерах христианство рвется в жизнь, церковь становится языческая, и Бонаротти рисует на стене Сикстинской капеллы Иисуса Христа широкоплечим атлетом, Геркулесом в цвете лет и силы.
Будь он одарен ясновидением, ему было бы легко утешиться, он ясно услышал бы, что не далее как через большую и нечистую улицу да через нечистый и маленький переулок две женщины оказывали родственное участие к судьбам его, и из них одна, конечно, без убийственного равнодушия слушала другую; но Бельтов не обладал ясновидением; по крайней мере, если б он был не испорченный западным нововведением русский, он стал бы икать, и икота удостоверила бы его, что там, — там, где-то… вдали, в тиши его поминают; но в наш век отрицанья икота потеряла свой
мистический характер и осталась жалким гастрическим явлением.
Многие сторонники и выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции, но было охлаждение к социальным вопросам, была поглощенность новыми проблемами философского, эстетического, религиозного,
мистического характера, которые оставались чуждыми людям, активно участвовавшим в социальном движении.
Вообще виды «откровения», как и предметы его, могут быть различны: и природные, и божественные, и демонические (так наз. у отцов церковных «прелесть»); оно может исходить из разных миров и иерархий, и само по себе «откровение» с выражающим его мифом, понимаемое в смысле формально-гносеологическом, может иметь различное содержание: и доброе и злое, и истинное и обманное (ибо ведь и сатана принимает вид ангела света), поэтому сам по себе «откровенный» или
мистический характер данного учения говорит только об интуитивном способе его получения, но ничего еще не говорит об его качестве.
Неточные совпадения
С одной стороны, он подкупал Привалова своей детской простотой, как подкупал Бахарева своим цельным
характером, а Ляховского умом; с другой стороны, Привалова отталкивала та
мистическая нотка, какая звучала в рассуждениях Лоскутова.
А. Белый характерен для разных течений начала века, потому что он не мог оставаться в чистой литературе и в эстетическом сознании, его символизм носил
мистический и оккультический
характер, он отражал все духовные настроения и искания эпохи.
Мне пришло в голову устроить собеседования более интимного
характера на темы не столько богословские и церковные, сколько на темы
мистические, связанные с духовной жизнью.
С другой стороны,
мистическое движение принимало обскурантский
характер.
Эта незыблемая, непоколебимая вера в то, что истина дана в
мистическом восприятии, что нельзя двигаться, нельзя подниматься, не имея под собой твердыни божественного, не имея благодатной помощи, будучи оставленным и покинутым, от вселенской души отрезанным, определяет
характер изложения этой книги.
В
характере германском было всегда что-то
мистическое, натянуто-восторженное, склонное к спекуляции и не менее склонное к каббалистике, — это лучшая почва для романтизма, и он не замедлил явиться в полнейшем развитии в Германии.
Религия имеет в своих основах опытный, можно сказать, эмпирический
характер (конечно, понятие опыта берется здесь в расширенном смысле), а потому не может быть установлена одной философской «дедукцией» или
мистическим «гнозисом».
Вот почему брак и семья, основанные не на любви и не на свободе, должны быть признаны институтами социально-правового и экономического
характера, определяемыми законами социальной обыденности, и принципиально отличаемы от таинства брака, решительно должны быть признаны не священными и не
мистическими по своему смыслу.
Всякое социальное принуждение и насилие лишает
характер соединения людей таинственного и
мистического смысла, данного лишь в любви, но любовь социально неуловима и неопределима, она неуловима и неопределима не только для государства, но и для церкви как социальной организации.
Причину такого прочного положения католического учреждения в православной России следует искать в
характере императора Павла Петровича, увлекавшегося всякого рода обрядностями и склонного, по натуре своей и воспитанию, ко всему идейному, таинственному,
мистическому.
Она верно определила все наши писания: интеллигентщина и упадочничество. Очень резко отзывалась о Нинке: глубочайший анархизм мелкобуржуазного
характера, ей не комсомолкой быть и ленинкой, а
мистической блоковской девицей с тоскующими глазами. Про меня говорила мягче: споткнулась на ровном месте, о такую ничтожную спичку, как неудачная любовь, но есть в душе здоровый революционный инстинкт, он меня выведет на дорогу. Над всем этим надо подумать.
В
мистической глубине русского народа не произошло внутреннего брака, истинного соединения мужественного и женственного начала в народном
характере.
Я никогда не могла понять страсть, которую имеют некоторые особы, путать себе мысли, пристращаясь к
мистическим книгам, которые возбуждают только сомнения в их умах, раздражают их воображение и дают им
характер преувеличения, совершенно противный простоте христианской.