Мудрено ли после того, что молодой бакалавр схватился за масонство, изучил его, а потом вскоре же был назначен священником в Москву в один из богатейших и обильнейших дворянством приход, а вместе с тем он был принят в ложу ищущих манны, где, конечно уж, лучше всех, вероятно, знакомый с
мистической философией и приученный еще с школьнической скамейки к риторическому красноречию, он стал произносить в собраниях ложи речи, исполненные энергии и учености.
Неточные совпадения
Почтмейстер вдался более в
философию и читал весьма прилежно, даже по ночам, Юнговы «Ночи» и «Ключ к таинствам натуры» Эккартсгаузена, [Юнговы «Ночи» — поэма английского поэта Э. Юнга (1683–1765) «Жалобы, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии» (1742–1745); «Ключ к таинствам натуры» (1804) — религиозно-мистическое сочинение немецкого писателя К. Эккартсгаузена (1752–1803).] из которых делал весьма длинные выписки, но какого рода они были, это никому не было известно; впрочем, он был остряк, цветист в словах и любил, как сам выражался, уснастить речь.
Для осуществления социальной правды, для уничтожения эксплуатации человека человеком, для создания бесклассового общества совсем не нужно свободного творчества,
философии и эстетических ценностей, вредна религиозная и
мистическая настроенность, противоречит цели социальной революции аристократическое понимание духовной культуры.
Россия пережила расцвет поэзии и
философии, пережила напряженные религиозные искания,
мистические и оккультные настроения.
Мистическое масонство было враждебно просветительной
философии и энциклопедистам.
Он все время настаивает на необходимости
мистического элемента в
философии.
Конкретный идеализм имеет свое питание в
мистическом опыте и воссоединяет знание с верой,
философию с религией.
Для
философии, которую мы называем
мистической в отличие от рационалистической, реальность бытия не может быть подорвана никакой рассудочной рефлексией.
Мистикой же называют не учение, не
философию, а саму
мистическую жизнь,
мистическую практику,
мистический опыт.
Я бы охотно назвал свою
философию магическим реализмом или, точнее,
мистическим реализмом: реализмом потому, что она требует от человека, чтобы он проснулся, а не заснул.
Способ лечения может быть лишь один: отказ от притязаний отвлеченной
философии, возврат к
мистическому реализму, т. е. к истокам бытия, к живому питанию, к познанию как функции целостного процесса жизни.
И наука, и
философия подводят к великой тайне; но та лишь
философия хороша, которая проходит путь до последней тайны, раскрывающейся в религиозной жизни, в
мистическом опыте.
В основе «
философии свободы» лежит деление на два типа мироощущения и мироотношения —
мистический и магический. Мистика пребывает в сфере свободы, в ней — трансцендентный прорыв из необходимости естества в свободу божественной жизни. Магия еще пребывает в сфере необходимости, не выходит из заколдованности естества. Путь магический во всех областях легко становится путем человекобожеским. Путь же
мистический должен быть путем богочеловеческим.
Философия свободы есть
философия богочеловечества.
Философия должна питаться и опытом научным, и опытом
мистическим.
Полнота живого опыта дана лишь в
мистическом восприятии; без религиозного питания, без непосредственной интуиции
философия чахнет и превращается в паразита.
— Вот что, — понимаю! — произнесла Людмила и затем мельком взглянула на Ченцова, словно бы душа ее была с ним, а не с Марфиным, который ничего этого не подметил и хотел было снова заговорить: он никому так много не высказывал своих
мистических взглядов и мыслей, как сей прелестной, но далеко не глубоко-мыслящей девушке, и явно, что более, чем кого-либо, желал посвятить ее в таинства герметической
философии.
Мы достаточно уже имеем чистых форм истины в религиях и мифологиях, в гностических и
мистических системах
философии, как древних, так и новейших.
Мистические озарения или метафизическая спекуляция, к ним прикрепляющаяся,
философия или проповедь, или же ни то, ни другое, но третье, содержащее в себе смешение всех этих элементов?
То, что в
философии зовется идеями, живущими своей собственной диалектической жизнью, в
мистическом прозрении представляется как некоторые сущности, родовые и вместе индивидуальные, качества, имеющие не только отвлеченную значимость, но и конкретное бытие.
Итак, на эмпирической поверхности происходит разложение религиозного начала власти и торжествует секуляризация, а в
мистической глубине подготовляется и назревает новое откровение власти — явление теократии, предваряющее ее окончательное торжество за порогом этого зона [Термин древнегреческой
философии, означающий «жизненный век», «вечность»; в иудео-христианской традиции означает «мир», но не в пространственном смысле (космос), а в историческом и временном аспекте («век», «эпоха»).]
В «Наставлении к блаженной жизни» религиозная точка зрения противопоставляется им моральной как
мистическая — дуалистической (см.: Гайденко П. П.
Философия Фихте и современность. М., 1979.
Философия, не поднимающаяся до понимания духа, свойственного религиозному сознанию и
мистическому опыту, все же различает дух и называет идеальными ценности, которые должны быть реализованы в человеческой жизни.
Если в греческой мысли, у Плотина, в идеалистической
философии интеллектуальный элемент, признанный духовным по преимуществу, вытесняет элемент сердечный, душевно-эмоциональный, то в аскетической святоотеческой литературе и в литературе
мистической нередко интеллектуальный элемент отнесен к душевному, а не духовному, и вытесняется.
Мистическая практика йоги — безблагодатный путь снизу вверх, путь трудовых усилий, а не любви [Суоми Вивекананда в своей «
Философии йога.
Но метафизический смысл земли раскрывается не астрономией и не геологией, а антропологической
философией,
философией мистической, а не научной.
В
мистических учениях кроется истина о связях человека с иными планами бытия, иными планетными системами (не в природно-астрономическом, а в сверхприродно-астрологическом смысле слова), истина, сокрытая для официальной науки и официальной
философии [«Die Geheimwissenschaft» Штейнера связывает антропологию с астрологией.
Только в
мистической и оккультной
философии, которой философы официальные и общеобязательные все еще не хотят знать, раскрывалось истинное учение о человеке как микрокосме, посвящался человек в тайну о самом себе.
Таким образом, логика
философии, в отличие от логики науки, ориентируется на
мистической метафизике Плотина.