Неточные совпадения
Иногда опять все кругом делается необыкновенно ясно: именно, основой всего является число, известный
механический ритм, из которого, как звуки из отдельных колебаний воздушной волны, развивается весь остальной
мир.
Это гибель
мира, и мы не можем ее допустить; 2) Насильственный,
механический порядок коллектива, организованность, не оставляющая места свободе, деспотизация
мира.
Но она не может быть рассматриваема как
механическая смесь народностей — она русская по своей основе и задаче в
мире.
И задача мировой истории есть победа над злой волей в
мире, над корнем зла, а не
механическое устроение счастья.
Но от участия в конкурсах, которые могли бы ему создать положение звезды в шахматном
мире, он постоянно отказывался: «У меня нет в натуре ни любви к этой ерунде, ни уважения, — говорил он, — просто я обладаю какой-то
механической способностью ума, каким-то психическим уродством.
Более того: смерть как бы уничтожалась совершенно в этом безумном
мире призраков и кукол, теряла свой великий и загадочный смысл, становилась также чем-то
механическим и только поэтому страшным.
И с первого же дня тюрьмы люди и жизнь превратились для него в непостижимо ужасный
мир призраков и
механических кукол. Почти обезумев от ужаса, он старался представить, что люди имеют язык и говорят, и не мог — казались немыми; старался вспомнить их речь, смысл слов, которые они употребляют при сношениях, — и не мог. Рты раскрываются, что-то звучит, потом они расходятся, передвигая ноги, и нет ничего.
А так как объектом для еды служит все разнообразие органической природы, то не трудно себе представить, какое бесчисленное количество
механических и химических метаморфоз может произойти в этом безграничном
мире чудес, если хозяином в нем явится мечтатель, охотник пожрать!
Логическое единство разума соответствует внешнему,
механическому единству
мира.
И, однако, в то же время нельзя сказать, что Бог есть причина
мира, ибо это значило бы превратить абсолютное в относительное, поставив трансцендентное в имманентно-непрерывный ряд причин и следствий, истолковать отношения между Богом и
миром в смысле причинной,
механической зависимости, в силу которой каждое последующее с необходимостью вытекает из предыдущего.
Механическая закономерность
мира, кора естества, закрывает для нас божественное Провидение, и лишь с кровью сердца приходится исторгать из него подвиг веры и ее покорность!
Однако это промыслительство не следует понимать в смысле
механической предетерминированности, уничтожающей творчество и свободу и превращающей
мир в часовой механизм, а Божество в своевольного и капризного тирана, создающего себе живые игрушки.
Единственная абсолютная закономерность
мира есть Божия воля, т. е. чудо;
мир не закономерен в каком бы то ни было детерминистическом смысле:
механическом ли, оккультном или метафизическом, — но чудесен.
Поэтому первопричина движет
мир не как
механический двигатель, но как предмет любовного, эротического влечения (ου κινούμενον… ως κινεί δε ως έρώμενον).
Напротив, как непрестанно совершающееся творение Божие, как живая риза Божества,
мир незакономерен — в смысле
механического детерминизма.
Спенсер о парижских позитивистах меня совсем не расспрашивал, не говорил и о лондонских верующих. Свой позитивизм он считал вполне самобытным и свою систему наук ставил, кажется, выше контовской. Мои парижские единомышленники относились к нему, конечно, с оговорками, но признавали в нем огромный обобщающийум — первый в ту эпоху во всей философской литературе. Не обмолвился Спенсер ничем и о немцах, о тогдашних профессорах философии, и в лагере метафизиков, и в лагере сторонников
механической теории
мира.
Самое обычное явление, например, в научном
мире — слышать и читать рассуждения о происхождении жизни из игры физических,
механических сил.
Но под «природой» в этом случае нужно разуметь не животные, растения, леса, поля, моря и горы, не звездное небо, принадлежащие к экзистенциальному плану и входящие в духовность, а объективацию,
мир вещей и предметов,
механическое царство, детерминированное извне.
Сотворить из «
мира сего» космос, прийти к мировой гармонии и соединению нельзя ни путем государственности, ни путем анархизма, оба пути — одинаково внешние и
механические.
Механический и материалистический взгляд на природу
мира есть лишь обратная сторона христианско-аскетического мироощущения.