— XIX век — век пессимизма, никогда еще в литературе и философии не было столько пессимистов, как в этом веке. Никто не пробовал поставить вопрос: в чем коренится причина этого явления? А она — совершенно очевидна: материализм! Да, именно — он!
Материальная культура не создает счастья, не создает. Дух не удовлетворяется количеством вещей, хотя бы они были прекрасные. И вот здесь — пред учением Маркса встает неодолимая преграда.
Но есть другая группа собственников, их — большинство, они живут в непосредственной близости с народом, они знают, чего стоит превращение бесформенного вещества материи в предметы
материальной культуры, в вещи, я говорю о мелком собственнике глухой нашей провинции, о скромных работниках наших уездных городов, вы знаете, что их у нас — сотни.
— Мы презирали
материальную культуру, — выкрикивал он, и казалось, что он повторяет беззвучные слова Маркова. — Нас гораздо больше забавляло создавать мировую литературу, анархические теории, неподражаемо великолепный балет, писать стихи, бросать бомбы. Не умея жить, мы научились забавляться… включив террор в число забав…
Неточные совпадения
— «И, что всего замечательнее, эту свою нелюбовь она распространяет даже на богатство
материальное, инстинктивно сознавая его символическую связь с общей идеей
культуры». Символическую? — вопросительно повторил Дронов, закрыв глаза. — Символическую? — еще раз произнес он, взмахнув гранками.
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в отношении к государству и
культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам
материальные орудия, если вступим на путь технического развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Машинность, механичность
культуры распыляет плоть мира, убивает органическую материю, в ней отцветает и погибает органическая материя, родовая
материальная жизнь.
С большим трудом я объяснил следователю Чека, что такое духовная
культура и чем она отличается от
материальной.
Я буду употреблять слово «природа» и не в смысле противоположения её
культуре, цивилизации или сверхприродному, благодатному и не в старом смысле космоса или Божия творения и не в смысле исключительно пространственного
материального мира, отличного от души.
С большей последовательностью и радикализмом истолковывает экономический материализм всю творческую
культуру как послушание необходимости, как приспособление к состоянию человека, отяжелевшего от погружения в
материальные сферы бытия.
Нужда вызывается не столько
материальным возвышением богатых и эксплуатацией с их стороны, сколько объективной бедностью человечества, низким уровнем
культуры, овладевающей стихийными силами природы.
Уничтожаются все
материальные основы для делания и творчества русской
культуры.
Горняя, духовная борьба сложно вплетается в эту серединную
материальную борьбу, и из этого серединного смешения необходимо выделить высшие и чистые духовные начала и противопоставить торжествующей тьме и торжествующему хамству: но и самая высшая духовная борьба в серединном царстве должна проявить себя, как борьба за творчество
культуры в объявшей нас тьме.
Пафос объективности ведет к более благородному пониманию социализма, как регуляции стихийных сил, т. е. прежде всего, как проблемы высшей
культуры и
материальной, и духовной.
Своеобразная трагедия русской революции — в развержении зияющей бездны, разделяющей и противополагающей мир труда духовного, умственного, творческого, мир создателей ценностей
культуры и благ государства и мир труда
материального, бескачественного, мир варварски враждебный всякой
культуре и всякому государству.
И все будущее России зависит от подъема
культуры в крестьянстве, духовной и
материальной.