Неточные совпадения
Его особенно занимали споры на тему: вожди владеют волей
масс или
масса, создав вождя, делает его орудием своим, своей
жертвой? Мысль, что он, Самгин, может быть орудием чужой воли, пугала и возмущала его. Вспоминалось толкование отцом библейской легенды о жертвоприношении Авраама и раздраженные слова Нехаевой...
— Как вам сказать: и верю и не верю… Пустяки в нашей жизни играют слишком большую роль, и против них иногда мы решительно бессильны. Они опутывают нас по рукам и по ногам, приносят
массу самых тяжелых огорчений и служат неиссякаемым источником других пустяков и мелочей. Вы сравните: самый страшный враг — тот, который подавляет нас не единичной силой, а количеством. В тайге охотник бьет медведей десятками, — и часто делается
жертвой комаров. Я не отстаиваю моей мысли, я только высказываю мое личное мнение.
Были у нас отдельные герои, способные к
жертве, отдававшие свою жизнь за идею, но в революционной
массе не было нравственного характера.
Русский народ в
массе своей ленив в религиозном восхождении, его религиозность равнинная, а не горная; коллективное смирение дается ему легче, чем религиозный закал личности, чем
жертва теплом и уютом национальной стихийной жизни.
Припомните: разве история не была многократно свидетельницей мрачных и жестоких эпох, когда общество, гонимое паникой, перестает верить в освежающую силу знания и ищет спасения в невежестве? Когда мысль человеческая осуждается на бездействие, а действительное знание заменяется
массою бесполезностей, которые отдают жизнь в
жертву неосмысленности; когда идеалы меркнут, а на верования и убеждения налагается безусловный запрет?.. Где ручательство, что подобные эпохи не могут повториться и впредь?
Едва ли какая-либо революция может быть бедственнее для большой
массы народа постоянно существующего порядка или скорее беспорядка нашей жизни с своими обычными
жертвами неестественной работы, нищеты, пьянства, разврата и со всеми ужасами предстоящей войны, имеющей поглотить в один год больше
жертв, чем все революции нынешнего столетия.
В народной
массе нашей есть дельность, серьезность, есть способность к
жертвам.
В этой-то способности приносить существенные
жертвы раз сознанному и порешенному делу и заключается величие простой народной
массы, величие, которого никогда не можем достичь мы, со всею нашею отвлеченной образованностью и прививною гуманностью.
Толковали и даже писали, будто дворянство целой губернии, одно из самых передовых, уже совершило над собою добровольный акт заклания, принесло
жертву самоуничижения и просило о слиянии его со всей остальной
массой народа — в форме уничтожения всех своих прав.
Вместо того, чтобы подымать на уровень своих прав всю остальную
массу народа, мы приносили
жертву самоотречения и самоуничтожения и думали, что это прогресс.
Последний затемняет религиозное сознание не только уединенных мыслителей, но и народных
масс, мистически оторванных от земли: таковы социалисты, ставшие
жертвою неистовой и слепой лжеэсхатологии, по исступленности своей напоминающей мессианические чаяния еврейства в христианскую эру [О соотношении социализма, эсхатологии и хилиазма см. в статье Булгакова «Апокалиптика и социализм» (Два града. М., 1911.
Ему долго потом мерещился этот взгляд, поднимая со дна его сердца мучительные угрызения совести. Он усыпил впоследствии эту совесть — он позабыл и эту девушку —
жертву его первого преступления… Он утопил эти воспоминания в
массе других преступлений, в потоках пролитой им человеческой крови.
Кузьма продолжал свою страшную работу пока рука его не устала и
жертва не замолкла. Тело Фимки представляло из себя кровавую
массу; кой-где мясо болталось клочками. Кузьма бросил кнут возле
жертвы, нагнулся над ней и стал прислушиваться. Фимка слабо дышала.
И поистине антибуржуазен тот, кто ценность ставит выше блага, внутреннее выше внешнего,
жертву выше удовлетворения, качество выше количества, дальнее выше ближнего, мир иной выше мира этого, личность выше безличной
массы, кто Бога любит больше мира и самого себя.
Дух этот ставит количество выше качества, благо выше ценностей, безличную
массу выше личности, удовлетворение выше
жертвы, мир выше Бога, — дух этот закрепощен этому миру, он в необходимости, а не в свободе.