Но как европейцы между китайцами все на одно лицо и на одни манер только по отношению к китайцам, а на самом деле между европейцами несравненно больше разнообразия, чем между китайцами, так и в этом, по-видимому, одном типе, разнообразие
личностей развивается на разности более многочисленные и более отличающиеся друг от друга, чем все разности всех остальных типов разнятся между собою.
Но [не надо забывать, что бывает оборот и в противную сторону:] не все натуры мягкие и податливые, как Саша или Надёжа, не все твердые и благоразумные, как Катерина, не все отрицательно-упорные против зла, как Маша; — встречаются и другие, суровые и беспощадные натуры, в которых внутренняя реакция всякому посягательству на их
личность развивается до размеров поистине сокрушительных и получает наступательный характер.
Неточные совпадения
Она очень хорошо могла доказывать, что существующий порядок невозможен, и что обязанность всякого человека состоит в том, чтобы бороться с этим порядком и пытаться установить тот и политический и экономический строй жизни, при котором
личность могла бы свободно
развиваться, и т. п.
«Во мне
развивалась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой
личности, которая возможна только при обществе, основанном на правде и доблести…
Очень замечательная вещь, что есть добрые люди, считающие нас вообще и провинциалов в особенности патриархальными, по преимуществу семейными, а мы нашу семейную жизнь не умеем перетащить через порог образования, и еще замечательнее, может быть, что, остывая к семейной жизни, мы не пристаем ни к какой другой; у нас не
личность, не общие интересы
развиваются, а только семья глохнет.
Такова основа всех действий характера, изображенного в «Грозе». Основа эта надежнее всех возможных теорий и пафосов, потому что она лежит в самой сущности данного положения, влечет человека к делу неотразимо, не зависит от той или другой способности или впечатления в частности, а опирается на всей сложности требований организма, на выработке всей натуры человека. Теперь любопытно, как
развивается и проявляется подобный характер в частных случаях. Мы можем проследить его развитие по
личности Катерины.
Петр. Общество? Вот что я ненавижу! Оно всё повышает требования к
личности, но не дает ей возможности
развиваться правильно, без препятствий… Человек должен быть гражданином прежде всего! — кричало мне общество в лице моих товарищей. Я был гражданином… черт их возьми… Я… не хочу… не обязан подчиняться требованиям общества! Я —
личность!
Личность свободна… Слушайте! Бросьте это… этот чертов звон…
Понимая патриотизм таким образом, мы поймем, отчего он
развивается с особенною силою в тех странах, где каждой
личности представляется большая возможность приносить сознательно пользу обществу и участвовать в его предприятиях.
Этот характер и среда, в которой он
развивался, наша родная почва, или, лучше, наше родное болото, утягивающее, морящее исподволь, заволакивающее непременно всякую
личность, как она там себе ни бейся, — вот что мне хотелось представить в моей повести.
«Где это видано, чтобы в простой мужицкой натуре [могла] в такой степени
развиться [любовь к свободе и] сознание [прав] своей
личности?
Между тем дворянство
развивалось, образование начинало оплодотворять умы, и, как живое доказательство этой политической зрелости нравственного развития, необходимо выражающейся в деятельности, явились эти дивные
личности, эти герои, как вы справедливо называете их, которые «одни, в самой пасти дракона отважились на смелый удар 14 декабря».
Этому совсем не противоречит, что эмпирическая
личность меняется и
развивается во времени, ибо есть вневременная точка ипостасности, «зритель», который не из времени смотрит во время.
Личность не есть застывшее состояние, она разворачивается,
развивается, обогащается, но она есть развитие одного и того же пребывающего субъекта, вот этого имярек.
Время и та самостоятельность, которая
развилась во мне в Дерпте, сделали то, что на меня все смотрели уже как на
личность.
Ход истории определяется не волею критически мыслящих
личностей, а производственными процессами; в России с неотвратимою неизбежностью
развивается капитализм, бороться против его развития, как пытаются делать народники, — бесполезно и смешно; община, артель — это не ячейки нового социалистического уклада, а пережитки старого быта, обреченные на гибель; развивающийся капитализм выдвигает на сцену новый, глубоко революционный класс — пролетариат, и наиболее плодотворная революционная работа — это работа над организацией пролетариата.
Что для него, кроме чисто теоретического, совершенно бесплодного интереса, представляет вопрос о том, как
развивается личность и в какой закоулок грозит завести нас нарождающийся капитализм?