Неточные совпадения
К его вескому слову прислушиваются политики всех партий, просветители, озабоченные
культурным развитием низших слоев
народа, литераторы, запутавшиеся в противоречиях критиков, критики, поверхностно знакомые с философией и плохо знакомые с действительной жизнью.
— Господа, наш
народ — ужасен! Ужасно его равнодушие к судьбе страны, его прикованность к деревне, к земле и зоологическая, непоколебимая враждебность к барину, то есть
культурному человеку. На этой вражде, конечно, играют, уже играют германофилы, пораженцы, большевики э цетера [И тому подобные (лат.).], э цетера…
— Думаю поехать за границу, пожить там до весны, полечиться и вообще привести себя в порядок. Я верю, что Дума создаст широкие возможности
культурной работы. Не повысив уровня культуры
народа, мы будем бесплодно тратить интеллектуальные силы — вот что внушил мне истекший год, и, прощая ему все ужасы, я благодарю его.
Это — тип русский, но так как он взят в высшем
культурном слое
народа русского, то, стало быть, я имею честь принадлежать к нему.
Духовный и
культурный расцвет
народа предполагает и некоторое материальное могущество, символизирующее его внутренние потенции.
Но мессианская идея может оторваться от своей религиозно-христианской почвы и переживаться
народами, как исключительное духовно-культурное призвание.
Наш
культурный и интеллигентный слой не имел силы сознать себя
народом и с завистью и вожделением смотрел на народность простого
народа.
Должно начаться в
народе и обществе духовно-культурное всеславянское движение, и в конце концов это движение окажет влияние и на нашу политику, получившую такое тяжелое наследие от прошлого.
И в глубине я —
культурный человек — такой же
народ, как и русский мужик, и мне легко общаться с этим мужиком духовно.
Государственную и
культурную жизнь
народов Европы всегда беспокоили мировые пространства, неизведанность и неизжитость Востока и Юга.
Культурная роль англичан в Индии, древней стране великих религиозных откровений мудрости, которые и ныне могут помочь
народам Европы углубить их религиозное сознание, слишком известна, чтобы возможно было поддерживать ложь
культурной идеологии империализма.
Общение с Акимушкой убедило меня в неверности народнической точки зрения на существование пропасти между
культурным слоем и
народом.
Русский духовно-культурный ренессанс был встречен очень враждебно левой интеллигенцией, как измена традициям освободительного движения, как измена
народу, как реакция.
Как объяснить это долгое отсутствие просвещения в России, у
народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры, как объяснить эту
культурную отсталость и даже безграмотность, это отсутствие органических связей с великими культурами прошлого?
Россия к XIX в. сложилась в огромное мужицкое царство, скованное крепостным правом, с самодержавным царем во главе, власть которого опиралась не только на военную силу, но также и на религиозные верования
народа, с сильной бюрократией, отделившей стеной царя от
народа, с крепостническим дворянством, в средней массе своей очень непросвещенным и самодурным, с небольшим
культурным слоем, который легко мог быть разорван и раздавлен.
Но в 70-е годы были формы народничества, которые требовали от интеллигенции полного отречения от
культурных ценностей не только во имя блага
народа, но и во имя мнений
народа, эти формы народничества не защищали личности.
Для старой народнической интеллигенции революция была религией, отношение к революции было тоталитарным, вся умственная и
культурная жизнь была подчинена освобождению
народа, свержению самодержавной монархии.
Лучшие русские люди в верхнем
культурном слое и в
народе не выносят смертной казни и жестоких наказаний, жалеют преступника.
И все-таки нужно признать, что был разрыв между интересами высшего
культурного слоя ренессанса и интересами революционного социального движения в
народе и в левой интеллигенции, не пережившей еще умственного и духовного кризиса.
Необычайный, взрывчатый динамизм русского
народа обнаружился в его
культурном слое лишь от соприкосновения с Западом и после реформы Петра.
Интересно, что в начале XIX в., когда у нас было мистическое движение и в
культурном слое и в
народе, Я. Бёме проник и в народный слой, охваченный духовными исканиями, и его настолько почитали, что даже называли «иже во отцех наших святой Яков Бёме».
— Греки обыкновенно, — начал поучать молодой ученый, — как
народ в высокой степени
культурный и изобретательный, наполняли свои вечера играми, загадками, музыкой и остротами, которые по преимуществу у них говорили так называемые паразиты, то есть люди, которым не на что самим было угощать, и они обыкновенно ходили на чужие пиры, иногда даже без зова, отплачивая за это остротами.
Эстетизм даже более свойственен
народу, чем буржуазии, но он носит другой характер и не превращается в эстетство, которое обозначает уже
культурную упадочность.
Защита родины, защита величайших духовных и
культурных ценностей своего
народа может самую войну сделать ценностью, во имя которой жертвуют другими ценностями.
Эстонцы —
народ трудолюбивый, честный и
культурный.
Образовалась
культурная элита, не оказавшая влияния на широкие круги русского
народа и общества.
Русская литература и русская мысль свидетельствуют о том, что в императорской России не было единой целостной культуры, что был разрыв между
культурным слоем и
народом, что старый режим не имел моральной опоры.
Культурных консервативных идей и сил в России не было. Все мечтали о преодолении раскола и разрыва в той или иной форме коллективизма. Все шло к революции.
Он воспользовался историческим расколом между
народом и
культурным слоем, народным недоверием к интеллигенции и с легкостью разгромил интеллигенцию, ему не подчинившуюся.
Переворот же Петра, усилив русское государство, толкнув Россию на путь западного и мирового просвещения, усилил раскол между
народом и верхним
культурным и правящим слоем.
Русские народники всех оттенков верили, что в
народе хранится тайна истинной жизни, скрытая от господствующих
культурных классов.
Народничество славянофильского, религиозного типа видело главную вину
культурных, высших классов в отрыве от религиозных верований
народа и от народного быта.
Лавров выразил мотив покаяния, вины
культурных классов перед
народом и необходимости уплатить свой долг
народу.
Лучшая, наиболее
культурная часть русского дворянства чувствовала ненормальность и неоправданность своего положения, свою вину перед
народом.
Он отрицал свободы человека, которые и раньше неизвестны были
народу, которые были привилегией лишь верхних
культурных слоев общества и за которые
народ совсем и не собирался бороться.
Но и тогда образованные и
культурные слои оказались чужды
народу.
Для
культурных классов, для интеллигенции
народ оставался как бы тайной, которую нужно разгадать.
У высшего
культурного слоя отнимается право чувствовать себя органической частью
народа, раскрывать в собственной глубине народную стихию.
Они не нашли в себе сил отстаивать свою правду, раскрывать ее в глубине как национальную, общенародную правду, они сбились на путь понимания «
народа» как простонародья, противоположного
культурному слою, и это имело роковые последствия для нашего национального самосознания.
Царская власть, санкционированная религиозно в сознании
народа, и охраняла
культурный слой от народной тьмы, и гнала его.
Для них
культурный слой оторвался от
народа и противоположен «
народу» и народной правде.
Культурный слой поддерживался царской властью не в меру потребности в
народе на высшую культуру.
Культурный слой не в силах был признать свою
культурную миссию перед
народом, своего долга вносить свет в тьму народной стихии.
Такая духовная настроенность очень затрудняет историческую работу
народа, творчество
культурных ценностей, она очень не благоприятствует всякой душевной дисциплине.
В
народе скрыта тайна истинной жизни, в нем есть какая-то особенная правда, в нем есть Бог, который утерян
культурным слоем.
Русский
народ, как и всякий
народ, должен пройти через религиозную и
культурную дисциплину личности.
Власть, которая пожелала бы быть более
культурной, не могла бы существовать, не соответствовала бы состоянию
народа.
Они мало верили в то, что есть мудрость в культуре и что только
народ культурный,
народ, поднявшийся на более высокий уровень развития, может раскрыть все заключенные в нем возможности.
Но «
народ», который мыслится естественно близким к истине и правде, не есть великое целое, объемлющее все классы и все поколения, возвышающееся над всеми социальными категориями и перегородками, — «
народ» этот есть простонародье, для одних преимущественно крестьяне, для других преимущественно рабочие, трудящиеся классы, противополагаемые и классам имущим, и
культурному слою.
Русская революционная интеллигенция, которая претендует нести свет
народу, никогда не была истинно просвещенной, образованной,
культурной, она была полупросвещенной, ее сознание было задето лишь поверхностным просветительством.
И самое совершенное свое выражение русский
народ как мистическое целое находит в русском гении, в Пушкине, Достоевском или Толстом, которые принадлежали к
культурному слою, а не к простонародью.