Как объяснить это долгое отсутствие просвещения в России, у народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры, как объяснить эту культурную отсталость и даже безграмотность, это отсутствие органических связей с великими
культурами прошлого?
Неточные совпадения
«Оффенбах был действительно остроумен, превратив предисловие к «Илиаде» в комедию. Следовало бы обработать в серию легких комедий все наиболее крупные события истории
культуры, чтоб люди перестали относиться к своему
прошлому подобострастно — как к его превосходительству…»
Употребляя романтическую терминологию, можно сказать, что он не столько «натура», сколько «
культура», он жил в отражениях культурных эпох
прошлого.
Под конец жизни, разочаровавшись в возможности в России органической цветущей
культуры, отчасти под влиянием Вл. Соловьева, К. Леонтьев даже проектировал что-то вроде монархического социализма и стоял за социальные реформы и за решение рабочего вопроса, не столько из любви к справедливости и желания осуществить правду, сколько из желания сохранить хоть что-нибудь из красоты
прошлого.
Эта задача европейской науки и
культуры была неведома Востоку; только с
прошлого столетия наиболее чуткие люди стран Азии начали принимать великий научный опыт Европы, ее методы мышления и формы жизнедеятельности.
Из всех «секуляризованных» обломков некогда целостной
культуры — культа искусство в наибольшей степени хранит в себе память о
прошлом в сознании высшей своей природы и религиозных корней.
Народная масса в
прошлом имела свою духовную
культуру, основанную на религиозной вере, массы же в этот переходный период лишены всякой духовной
культуры, и они дорожат только мифами и символами, которые им демагогически внушены, мифами и символами национальными и социальными, расы, нации, государства, класса и пр.
Несомненно, были великие
культуры в
прошлом, напр.
культура Вавилона и Египта, после которых наступил регресс, а не прогресс, и были утеряны огромные достижения.
В
прошлой истории человечества война бывала обнаружением хаоса, но бывала и борьбой против хаоса и преодолением хаоса, источником образования больших исторических тел с великими
культурами.
В философии, в искусстве, в духовной
культуре Ленин был очень отсталый и элементарный человек, у него были вкусы и симпатии людей 60-х и 70-х годов
прошлого века.
Но отрицательно он предшественник коммунизма, он отрицает
прошлое, традиции истории, старую
культуру, церковь и государство, отрицает всякое экономическое и социальное неравенство, он громит привилегированные, господствующие классы, не любит культурную элиту.
Они отрицали современную европейскую цивилизацию, ее «буржуазный», мещанский дух, обличали в ней измену великим преданиям и заветам
прошлого европейской
культуры.
Запад забронирован, забронирован всей своей религией, своей
культурой, всей своей активной, мужественной историей, своим рыцарским
прошлым, своим свободным подчинением закону и норме.