Цитаты из русской классики со словосочетанием «критическая философия»

Самомнение критической философии, ведущей свое летосчисление с «коперниковского» переворота Канта, представляется мне ни на чем не основанным.
Критической философии свойственна особая форма аскетизма, аскетизма безблагодатного.
Субъект и его категории — столь же онтологическая предпосылка критической философии, как и объективное бытие и его свойства у наивных реалистов.
Специфическая критичность критической философии основана на разрывании живого целого, на рассечении того живого организма, в котором совершается акт познания как акт жизни.
Критическая философия, следующая за Кантом, но лишенная его глубины и величия, вырождается в неосхоластику, подменяет философию словесностью, и притязания ее быть «критической» по преимуществу прямо смешны.
Рационалистической отвлеченностью страдает не только рационализм в собственном смысле этого слова, докантовский рационализм Декарта, Спинозы и Лейбница, послекантовский рационализм Гегеля, но нисколько не в меньшей степени и сам Кант, и Юм, и вся критическая философия.
Если понимать принцип критицизма формально, как исследование природы познания, то критическая философия начала свое существование задолго до Канта: критикой познания занималась еще греческая философия и всякая настоящая философия непременно критическая.
Рационализм кантовской и вообще критической философии я вижу в сознательном отвлечении познания от целостного процесса жизни.
Различие между критицизмом и догматизмом в философии условно и относительно, и критическая философия не менее догматична, чем всякая другая.
Критическая философия начинает с убийства, с рассечения, и это преступление называет критическим мышлением, преодолением догматизма.
Объект познания, вековечная цель его — бытие и его тайны — утеряны в рассудочной и критической философии.
Критическая философия — зависимая философия, в ней бессилен дух совершить творческий акт, в ней рефлектирующее, раздвоенное состояние духа.
Культура, дисциплинированная критической философией, оказывается последовательным умерщвлением жизни, угашением бытия.
Критическая философия лишь раскрывает закон (норму), по которой должна жить греховная природа.
Критическая философия есть сознание дотворческой эпохи, она — даже не в искуплении, а в законе.
И критическая философия делает поучительный опыт очиститься и освободиться от человека.
Брачную тайну познания отрицает критическая философия, и в этом ее грех перед вековечными философскими упованиями.
Критическая философия есть послушное сознание необходимости не природы, а самого сознания, не материи, а разума, есть послушание необходимости через послушание категориям.
Самосознание человека в критической философии есть акт послушания и покорности мировой необходимости, разорванному и принуждающему состоянию мира.
Тут ясно изобличается природа критической философии Канта.
Нормативизм критической философии есть лишь одна из форм ветхозаветно-подзаконного сознания.
Это узаконение и нормировка человеческого творчества в совершенстве выражены критической философией.
Критическая философия подвергает сомнению само бытие, для нее все есть лишь проблема, а человек стоит за самой критической философией, человек сомневается, человек ставит проблемы.
Ланге и критическая философия в ее отношении к социализму» была напечатана по-немецки в марксистском журнале «Neue Zeit», редактируемом Каутским.

Неточные совпадения

Книга представляет опыт синтеза марксизма в критической форме с идеалистической философией Канта и отчасти Фихте.
Я стал критическим марксистом, и это дало мне возможность остаться идеалистом в философии.
На вершине «критической» философии нам предлагают вместо сущего препарированную в кабинете ценность.
В конце концов, философия всегда догматична, и задача лишь в том, чтобы наш догматизм был как можно более сознательным и критическим, чтобы онтологические предпосылки были как можно более осмысленными.
Ни философия позитивная, ни философия критическая не в силах понять происхождения и значения времени и пространства, законов логики и всех категорий, так как исходит не из первичного бытия, с которым даны непосредственные пути сообщения, а из вторичного, больного уже сознания, не выходит из субъективности вширь, на свежий воздух.
Критической принято называть такую философию, которая строится без всяких онтологических предпосылок, догматической же принято называть всякую онтологическую философию.
Критическая и эмпирическая философия во всех своих формах одинаково неспособна уловить бытие.
Но критическая по преимуществу философия Канта с диалектической неизбежностью ведет к допущению универсального субъекта, сверхиндивидуального разума, и эта оригинальность критицизма в дальнейшем своем развитии придает гносеологии онтологический характер.
Тот взгляд на связь философии с религией, который я здесь высказываю, может и должен найти свое гносеологическое выражение; моя точка зрения предполагает и определенную гносеологию, резко отличную от гносеологии «критической».
Откровения же философии суть для нее лишь темы и проблемы, ранее критического исследования не имеющие никакой философской значимости.
Поэтому тип религиозной философии есть критический догматизм или, что то же критический интуитивизм.
Для рационалистической философии, для которой высшим критерием является непрерывность мышления и рациональное преодоление антиномий, тварность есть вообще ложная, ибо противоречивая, идея, которой не место в критической метафизике.
Только истина освобождает, и разум, постигший свою природу, свой естественный догматизм, становится способен понять и оценить надлежащим образом и свою свободу Поэтому критический догматизм религиозной философии есть, точнее может и должен быть самою свободною и самою критической, философией.
Отсюда следует, что и религиозная философия требует свободы исследования, а следовательно, и теоретического сомнения совершенно в такой же степени, как и всякая иная философия; на ее стороне имеется при этом даже преимущество остроты критического зрения, потому что она сознает свою религиозную обусловленность и знает ее опасные стороны.
Если иметь в виду эту аксиоматическую или мифическую основу философствования, то философию можно назвать критической или идеологической мифологией, и излагать историю философии надо не как историю саморазвития понятия (по Гегелю), но как историю религиозного самосознания, поскольку оно отражается в критической идеологии.
Прохождение философского познания через раздвоение и критическую рефлексию было неизбежно — таков был путь европейской философии, ее внутренняя драматическая судьба.
В лагере марксистов это приняло первоначально форму борьбы ортодоксального, т. е. тоталитарного, направления и направления критического, допускавшего соединение марксизма с иной, не материалистической философией и критический пересмотр некоторых сторон марксизма.
Но германское критическое сознание пришло не только к тому, что философия должна быть научной, — оно признало власть научности и над сферой религиозной, моральной, эстетической, общественной.
Лучшие люди начинают сознавать, что наступает конец старой, пассивной философии необходимости, в какой бы форме она ни являлась — в метафизической, критической или позитивистической [Гениальное и дерзновенное сознание того, что философия должна быть органом творческой активности человека, есть у неведомого русского мыслителя Н. Ф. Федорова.
Философия критическая, раздвоенная, сомневающаяся не знает философского Эроса, не имеет пафоса познавательной любви.
Фома Аквинский не знал критических сомнений новой философии, его наука была догматическая.
Философия нынешнего времени, — заметил Ранеев, — увлекаясь своим критическим настроением, учит, конечно, вашего сына не уважать голоса матери. Да позвольте вас спросить, из какого богатства он так кутит, нанимает четверки в лихой упряжи. Кажется, у вас самих средства не очень крупные, как вы сами говорите.
И этот критический аскетизм ясно обнаруживает, что философия эта целиком пребывает в дотворческой мировой эпохе, что она все еще в законе и искуплении.
Творческая философия — догматическая философия, а не критическая и не скептическая, цельная, а не раздвоенная.
Критическая, наукообразная философия хочет превратить философию в брак по расчету, хочет не опасной влюбленности, а безопасного семейного благоустройства, и потому отрицает тайну брачную, тайну любви.
После всех критических сомнений новой философии у Когена гносеология превращается в новый род метафизики, наука о категориях перерождается в науку о сущем и его принципах, как это было уже у Гегеля [У нас крайним сторонником этого перерождения гносеологизма в онтологизм на почве когенианства является Б. Яковенко.
 

Ассоциации к слову «критический»

Все ассоциации к слову КРИТИЧЕСКИЙ

Предложения со словосочетанием «критическая философия»

  • Не вправе ли мы сказать, следовательно, что критицизм, как и позитивизм, есть школа, и позитивная и критическая философия суть схоластика, следовательно, принадлежит к возрасту несовершеннолетия.
  • Если критическая философия понимает отношение между этими тремя терминами так, что мы ставим мысли между нами и вещами, как средний термин, в том смысле, что этот средний термин скорее отгораживает нас от вещей вместо того, чтобы смыкать нас с ними, то этому взгляду следует противопоставить то простое замечание, что как раз эти вещи, которые якобы стоят на другом конце, по ту сторону нас и по ту сторону соотносящихся с ними мыслей, сами суть вещи, сочинённые мыслью (Gedankendinge), а как совершенно неопределённые, они суть лишь одна сочинённая мыслью вещь (так называемая вещь в себе), пустая абстракция.
  • Предмет, по учению критической философии, может восприниматься и мыслиться только в одном из двух аспектов: с точки зрения или природы, или свободы.
  • (все предложения)

Значение слова «критический»

  • КРИТИ́ЧЕСКИЙ1, -ая, -ое. 1. Содержащий в себе критику (в 1 и 3 знач.). Критический пересмотр чего-л. Критические замечания. Критический очерк. Критический отдел журнала.

    КРИТИ́ЧЕСКИЙ2, -ая, -ое. 1. Находящийся в состоянии кризиса; переломный. Критический возраст. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова КРИТИЧЕСКИЙ

Значение слова «философия»

  • ФИЛОСО́ФИЯ, -и, ж. 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Античная философия. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ФИЛОСОФИЯ

Афоризмы русских писателей со словом «критический»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «критический»

КРИТИ́ЧЕСКИЙ1, -ая, -ое. 1. Содержащий в себе критику (в 1 и 3 знач.). Критический пересмотр чего-л. Критические замечания. Критический очерк. Критический отдел журнала.

КРИТИ́ЧЕСКИЙ2, -ая, -ое. 1. Находящийся в состоянии кризиса; переломный. Критический возраст.

Все значения слова «критический»

Значение слова «философия»

ФИЛОСО́ФИЯ, -и, ж. 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Античная философия.

Все значения слова «философия»

Предложения со словосочетанием «критическая философия»

  • Не вправе ли мы сказать, следовательно, что критицизм, как и позитивизм, есть школа, и позитивная и критическая философия суть схоластика, следовательно, принадлежит к возрасту несовершеннолетия.

  • Если критическая философия понимает отношение между этими тремя терминами так, что мы ставим мысли между нами и вещами, как средний термин, в том смысле, что этот средний термин скорее отгораживает нас от вещей вместо того, чтобы смыкать нас с ними, то этому взгляду следует противопоставить то простое замечание, что как раз эти вещи, которые якобы стоят на другом конце, по ту сторону нас и по ту сторону соотносящихся с ними мыслей, сами суть вещи, сочинённые мыслью (Gedankendinge), а как совершенно неопределённые, они суть лишь одна сочинённая мыслью вещь (так называемая вещь в себе), пустая абстракция.

  • Предмет, по учению критической философии, может восприниматься и мыслиться только в одном из двух аспектов: с точки зрения или природы, или свободы.

  • (все предложения)

Синонимы к словосочетанию «критическая философия»

Ассоциации к слову «критический»

Ассоциации к слову «философия»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я