Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти
космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Неточные совпадения
— Я много читаю, — ответила она и широко улыбнулась, янтарные зрачки разгорелись ярче — Но я с Аристотелем, так же как и с Марксом, — не согласна: давления общества на разум и бытия на сознание — не отрицаю, но дух мой — не ограничен, дух —
сила не земная, а —
космическая, скажем.
Поразительно, что марксизм, который так выдвигал моменты производственные, рост производительных
сил в социальной жизни и им давал перевес над моментами распределительными, был совершенно лишен
космического мироощущения и явил собой крайний образец социологического утопизма, замыкающего человека в ограниченной и поверхностной общественности.
Популярность оккультических и теософических течений я объяснял
космическим прельщением эпохи, жаждой раствориться в таинственных
силах космоса, в душе мира, а также неспособностью церковного богословия ответить на запросы современной души.
Для религиозного сознания ясно, что должна быть создана
космическая возможность спасения; человечество должно оплодотвориться божественной благодатью: в мире должен совершиться божественный акт искупления, победы над грехом, источником рабства, победы, по
силе своей равной размерам содеянного преступления.
Пусть умственно сравнивают Христа с Буддой, Сократом или Магометом, все же в глубине чувствуют, что это не то, что с пришествием Христа изменился
космический состав мира, что вошла в мир
сила не от мира сего, что трансцендентное стало имманентным.
С. 306–309.] западного типа, религиозно-соотносительное, а до известной степени и эквивалентное в тоносе [Тонос — букв.: напряжение, в переносном смысле «
сила»; понятие стоической философии, означающее напряжение, интенсивность
космического духа (пневмы).] своем нашему русскому хлыстовству.
При данном состоянии мира и человека мировая душа действует как внешняя закономерность
космической жизни, с принудительностью физического закона [Эту софийность души мира, или общую закономерность всего сущего, стремится постигать и так называемый оккультизм, притязающий научить не внешнему, но внутреннему «духовному» восприятию
сил природы.
Божественные ипостаси принимают у Шеллинга, по его собственному выражению, «die Natur und Funktion kosmischer, demiurgisiher Kräfte» (340) [Природу и функцию
космических, демиургических
сил (нем.).].
И соблазн змея оказался реально осуществим, ибо стихия освобожденного ничто, прорвавшись в мир, окружила всякую тварь ледяным холодом одиночества, разъединила всеединое и центростремительную
силу превратила в центробежную: тогда родилось наше малое я, которое раздувается в я
космическое, весь мир считая своим престолом: во истину «будете как боги».
Эта «земля» есть поэтому как бы
космическая София, ее лик в мироздании, женское его начало, которое имеет
силу, по творческому слову «да будет», производить из себя твари, рождать от него [Каббала на своем реалистическом языке так изображет это сотворение земли и всего, что из нее произошло: Et Celui qui est en haut est le Pere de tout, c'est lui qui tout cree; c'est lui qui a fecondee la terre, qui est devenue grosse et a donne naissance ä des «produits».
Космическая душа, душа мира, не имеющая внутреннего существования, делается
силой, обволакивающей человека и поглощающей его личность.
В
космическом времени царство жизни подчинено смерти, хотя
сила рождающей жизни неиссякаема.
Ложное гипостазирование
космических начал,
сил, энергий, качеств глубоко противоположно персоналистической философии и порабощает человеческую личность
космической иерархией.
Бессмертная и вечная жизнь человеческой личности возможна и есть не потому, что таков естественный состав человеческой души, а потому, что воскрес Христос и победил смертоносные
силы мира, что в
космическом чуде Воскресения смысл победил бессмыслицу.
Теперь христианство опять призвано защитить человека, его целостный образ от вновь терзающей его демонолатрии, от порабощения его старыми
космическими и новыми техническими
силами.
Не только в природе, но и в истории есть эта хаотическая, буйная стихия. И Тютчев предчувствует исторические катастрофы, торжество
сил хаотических, которые опрокинут космос. Тютчев консерватор, который не верит в прочность консервативных начал и устоев. Он строит реакционную утопию для спасения мира от хаотической революции. Он воображал, что христианством можно пользоваться как консервативной
силой. Его чисто политические стихотворения слабы, замечательны лишь его
космические стихотворения.
Тайны
космической жизни как бы закрылись для человека цивилизации, утратилась способность приобщаться к ним, но действие
космических и теллурических
сил внутри человека продолжается и сопротивляется духовности.
Мистика есть общение с Богом, магия же есть общение с
силами космическими, которые могут дать власть.
Высшая духовность вернула бы человеку способность общения с тайнами
космической жизни, но освободила бы его от детерминированности этими
силами.