Неточные совпадения
Кто написал гениальную хулу на Христа «об Иисусе Сладчайшем и о горьких плодах
мира», кто почувствовал темное начало в Христе,
источник смерти и небытия, истребление жизни, и противопоставил «демонической» христианской религии светлую религию рождения, божественное язычество, утверждение жизни и бытия?
В розановской стихии есть вечная опасность, вечный соблазн русского народа,
источник его бессилия стать народом мужественным, свободным, созревшим для самостоятельной жизни в
мире.
Но Белинский черпал столько же из самого
источника; взгляд Станкевича на художество, на поэзию и ее отношение к жизни вырос в статьях Белинского в ту новую мощную критику, в то новое воззрение на
мир, на жизнь, которое поразило все мыслящее в России и заставило с ужасом отпрянуть от Белинского всех педантов и доктринеров.
Из книг другого типа: «Судьба человека в современном
мире», которая гораздо лучше формулирует мою философию истории современности, чем «Новое средневековье», и «
Источники и смысл русского коммунизма», для которой должен был много перечитать по русской истории XIX века, и «Русская идея».
Объективированный
мир подлежит рациональному познанию в понятиях, но сама объективация имеет иррациональный
источник.
Католический разрыв церковного общества на две части сказался еще в том, что
мир был лишен священного писания как непосредственного
источника религиозной жизни и духовенство стало между Евангелием и душами человеческими.
Для религиозного сознания ясно, что должна быть создана космическая возможность спасения; человечество должно оплодотвориться божественной благодатью: в
мире должен совершиться божественный акт искупления, победы над грехом,
источником рабства, победы, по силе своей равной размерам содеянного преступления.
Страдание христианских святых было активно, а не пассивно: они бросали вызов законам природы, они побеждали самые сильные страдания
мира, так как находили
источник высшего бытия, перед которым всякое страдание ничтожно.
Святые аскеты должны были бросить вызов естественному порядку природы, должны были совершить свой индивидуальный опыт победы над
источником зла, опыт активного, а не пассивного страдания, чтоб история
мира могла продолжиться и завершиться.
Все эмпирические формы зла — смерть, болезнь, нужда, рабство, убийство, злоба, ненависть явились в
мир из этого
источника.
Странное дело, — эти почти бессмысленные слова ребенка заставили как бы в самом Еспере Иваныче заговорить неведомый голос: ему почему-то представился с особенной ясностью этот неширокий горизонт всей видимой местности, но в которой он однако погреб себя на всю жизнь; впереди не виделось никаких новых умственных или нравственных радостей, — ничего, кроме смерти, и разве уж за пределами ее откроется какой-нибудь
мир и
источник иных наслаждений; а Паша все продолжал приставать к нему с разными вопросами о видневшихся цветах из воды, о спорхнувшей целой стае диких уток, о мелькавших вдали селах и деревнях.
Источники изобретения, милостивые государи, — это внутренний нравственный
мир человека и окружающая его среда: вот что дает вдохновение и материал художнику!»
Последнее обстоятельство составляло второй
источник его благополучия, — ему достаточно было одной рюмки, чтобы зарядиться на весь день. Объяснялось это огромным количеством выпитой уже Туркевичем водки, которая превратила его кровь в какое-то водочное сусло; генералу теперь достаточно было поддерживать это сусло на известной степени концентрации, чтоб оно играло и бурлило в нем, окрашивая для него
мир в радужные краски.
Сие да послужит нам всем уроком: кто семейными узами небрежет — всегда должен для себя такого конца ожидать. И неудачи в сей жизни, и напрасная смерть, и вечные мучения в жизни следующей — все из сего
источника происходит. Ибо как бы мы ни были высокоумны и даже знатны, но ежели родителей не почитаем, то оные как раз и высокоумие, и знатность нашу в ничто обратят. Таковы правила, кои всякий живущий в сем
мире человек затвердить должен, а рабы, сверх того, обязаны почитать господ.
— Да; вот заметьте себе, много, много в этом скудости, а мне от этого пахнэло русским духом. Я вспомнил эту старуху, и стало таково и бодро и приятно, и это бережи моей отрадная награда. Живите, государи мои, люди русские в ладу со своею старою сказкой. Чудная вещь старая сказка! Горе тому, у кого ее не будет под старость! Для вас вот эти прутики старушек ударяют монотонно; но для меня с них каплет сладких сказаний
источник!.. О, как бы я желал умереть в
мире с моею старою сказкой.
Да здравием цветет его семья,
Да осенят ее драгие ветви
Весь
мир земной — а к нам, своим рабам,
Да будет он, как прежде, благодатен,
И милостив и долготерпелив,
Да мудрости его неистощимой
Проистекут
источники на нас...
Напротив того, из определения «прекрасное есть жизнь» будет следовать, что истинная, высочайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в
мире действительности, а не красота, создаваемая искусством; происхождение искусства должно быть при таком воззрении на красоту в действительности объясняемо из совершенно другого
источника; после того и существенное значение искусства явится совершенно в другом свете.
Дело было устроено так удобно, что тому, кто не хотел сам лично входить в какие-нибудь сделки, не было и никакой необходимости заниматься этим самолично. В известной части старший сам сделывался с поставщиками и приемщиками и делился со всеми своими сослуживцами, без объяснения путей и
источников дохода. При таком порядке каждый «купался» без всякого насилия своей скромности и своей совести. Не доносить же на старших, — да и чем подкрепить донос? Все скажут: «это неправда» и «
мир зинет — правда сгинет».
«Сефиры (энергии Божества, лучи его) никогда не могут понять бесконечного Эн-соф, которое является самым
источником всех форм и которое в этом качестве само не имеет никаких: иначе сказать, тогда как каждая из сефир имеет хорошо известное имя, оно одно его не имеет и не может иметь. Бог остается всегда существом несказанным, непонятным, бесконечным, находящимся выше всех
миров, раскрывающих Его присутствие, даже выше
мира эманации».
Источник заблуждений, ограниченности, ошибок тот же, что и всей вообще феноменальности
мира, дурной множественности, каковая есть principium individuationis [Принцип индивидуации (лат.), согласно которому для двух любых индивидов найдется разделяющий их признак.] не в добром, но в дурном смысле.
Каждый творческий акт стремится стать абсолютным не только по своему
источнику, ибо в нем ищет выразиться невыразимое, трансцендентное всяким выявлениям ядро личности, — но и по своему устремлению: он хочет сотворить
мир в красоте, победить и убедить ею хаос, а спасает и убеждает — кусок мрамора (или иной объект искусства), и космоургические волны бессильно упадают в атмосфере, тяжелой от испарений материи.
Если мы говорим, что
мир есть творение Божие, мы установляем тем самым, что он не есть causa sui [Причина самого себя (лат.).] (как определяет субстанцию Спиноза), он имеет причину и
источник бытия не в себе самом, но вне себя, в Боге.
Заблуждение коренится не в ограниченности отдельного ума, которая могла бы компенсироваться гениальностью другого ума, оно имеет
источником состояние
мира, который «во зле лежит».
И в буддизме ничто есть 1) абсолютное основание
мира, именно положительная причина полагающей
мир иллюзии, 2) абсолютное существо (хотя и ничто), которое лежит в основе феноменального
мира, 3) абсолютная цель
мира, к которой стремится мировой процесс и в котором он находит абсолютное искупление и 4) носитель и
источник религиозно-нравственного миропорядка, который представляет единственно истинное и постоянное в иллюзии и лишь который делает иллюзорный мировой процесс действительным процессом спасения.
Один и тот же
мир предстает пред нами то как механизм, чудовищный в своей дурной бесконечности, глухо молчащий о своем смысле, то как откровение тайн Божества, или
источник богопознания.
Но эта «тьма кромешная», голая потенциальность, в подполье тварности есть как бы второй центр (лжецентр) бытия, соперничающий с Солнцем
мира,
источником полноты его, и для героев подполья он имеет своеобразное притяжение, вызывает в них иррациональную, слепую волю к ничто, головокружительное стремление в бездну, подобное которому ощущается, если смотреть вниз с большой высоты.
Переходя из одного толка спасова согласия в другой, переходя потом из одной секты беспоповщины в иную, шесть раз Герасим перекрещивался и переменял имя, а поступая в Бондаревскую секту самокрещенцев, сам себя окрестил в дождевой воде, собранной в купель, устроенную им самим из молодых древесных побегов и обмазанную глиной, вынутой из земли на трех саженях глубины, да не осквернится та купель дыханием везде присущего антихриста, владеющего всем видимым
миром, всеми морями, всеми реками и земными
источниками…
Все в
мире растлено его прелестью: земля осквернена вглубь на тридцать сажен, реки, озера,
источники нечисты от его тлетворного дыханья; потому и нельзя ни пить, ни есть ничего, не освятив наперед брашна иль питья особой молитвой.
— Углубись в себя, Дунюшка, помни, какое время для души твоей наступает, — говорила ей перед уходом Марья Ивановна. — Отложи обо всем попечение, только о Боге да о своей душе размышляй… Близишься к светозарному
источнику благодати святого духа — вся земля, весь
мир да будет скверной в глазах твоих и всех твоих помышленьях. Без сожаленья оставь житейские мысли, забудь все, что было, — новая жизнь для тебя наступает… Всем пренебрегай, все презирай, возненавидь все мирское. Помни — оно от врага… Молись!!.
Настоящее сливается с будущим. Жизнь человечества — это не темная яма, из которой оно выберется в отдаленном будущем. Это — светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к
источнику жизни, света и целостного общения с
миром.
Бог, понятый как объект со всеми свойствами объективированного
мира, стал
источником рабства.
Обращаясь к самопознанию, которое есть одно из главных
источников философского познания, я открываю в себе изначальное, исходное: противление мировой данности, неприятие всякой объектности, как рабства человека, противоположение свободы духа необходимости
мира, насилию и конформизму.
Соблазн царства, о котором уже было говорено, есть
источник утопий, утопия всегда означает монизм, монизм же в объективированном
мире всегда есть рабство человека, ибо это всегда принудительный монизм.
Но она же является
источником свободной деятельности человека в социальном
мире и как бы продолжением ее в космосе.
Нравственное достоинство человека и нравственная его свобода определяются совсем не целью, которой он подчиняет свою жизнь, а
источником, из которого вытекает его нравственная жизнь и деятельность в
мире.
Но падший пол и есть
источник смерти в
мире, и не ему дано победить смерть.
Но в тьме греховного
мира в ней может обнаружиться и свет, она может быть
источником доблести и благородства.
Но это есть
источник смерти, видимый из обыденного
мира.
Совесть и есть
источник оригинальных, первородных суждений о жизни и
мире.
В этом
мире, когда он воспринимается как замкнутый, самодостаточный и законченный, все представляется бессмысленным, потому что все тленное, преходящее, т. е. смерть и смертность всегда в этом
мире и есть
источник бессмыслицы этого
мира и всего в нем происходящего.
Подобно Марксу и Энгельсу, Н. Федоров думает, что философия должна не познавать только
мир, но и изменять его, она должна создавать проект спасения
мира от зла и страдания, прежде всего от смерти как
источника всякого зла.
Церковь есть мистическое тело Христово, духовная реальность, продолжающая в истории жизнь Христа, и
источником ее является откровение, действие Бога на человека и
мир.
Если
мир есть лишь эманация, истечение Божества, если в него лишь переливается божественная мощь и убавляется по мере отдаления от
источника, то и в самом
мире возможно лишь истечение и переливание сил, лишь перераспределение мощи бытия, а не прирост мощи.
Тогда только может быть постигнут
источник зла в
мире и оправдан Бог в существовании этого зла.
Начало власти в этом
мире является
источником одного из соблазнов, отвергнутых Христом в пустыне.
Чтобы бороться воинственно со злом и неправдой, чтобы революционизировать жизнь, создавать жизнь новую, для этого нужно признать самостоятельный
источник зла и порабощения в
мире [В христианстве было разработано учение о грехе, его последствиях и избавлении от него, но совсем не было раскрыто учение о зле как начале самобытном.
Одинаково истинно как то, что существует в
мире темный
источник зла, так и то, что зла нет в последнем смысле.
Также неразрывно связана эротика с творчеством. Эротическая энергия — вечный
источник творчества. И эротическое соединение для творческого восхождения совершается. Также неразрывно связана эротика с красотой. Эротическое потрясение — путь выявления красоты в
мире.
— Но будучи часть предвечной души
мира сего, каким образом душа человеческая, оскверненная пороками, соединится с чистейшим
источником своим? — спросил Зарудин.
Этот подлинный, метафизический иерархизм и аристократизм всегда был
источником всякого величия в
мире, всякого повышения качеств и ценностей человеческой жизни, всякого движения в
мире.