Неточные совпадения
Стародум(читает). «…Я теперь только узнал… ведет в Москву свою команду… Он с вами должен встретиться… Сердечно буду рад, если он увидится с вами… Возьмите труд узнать образ
мыслей его». (В сторону.) Конечно. Без того ее не выдам… «Вы найдете… Ваш
истинный друг…» Хорошо. Это письмо до тебя принадлежит. Я сказывал тебе, что молодой человек, похвальных свойств, представлен… Слова мои тебя смущают, друг мой сердечный. Я это и давеча приметил и теперь вижу. Доверенность твоя ко мне…
Стародум. Благодарение Богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь
мыслит, где знает он, в чем его
истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно… и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.
Если позволите мне сказать
мысль мою, я полагаю
истинную неустрашимость в душе, а не в сердце.
А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при
мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому, что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и
истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою…
Мысли этого порядка развивались с приятной легкостью, как бы самосильно. Память услужливо подсказывала десятки афоризмов: «
Истинная свобода — это свобода отбора впечатлений». «В мире, где все непрерывно изменяется, стремление к выводам — глупо». «Многие стремятся к познанию истины, но — кто достиг ее, не искажая действительности?»
Зося, конечно, угадывала
истинный ход
мыслей мужа, но делала вид, что ничего не замечает.
Пани Марина и Давид отнеслись к решению Зоси с тем родственным участием, которое отлично скрывает
истинный ход
мыслей и чувств.
Мы видели еще сегодня здесь, в этой зале, что непосредственная сила правды еще живет в его молодом сердце, что еще чувства семейной привязанности не заглушены в нем безверием и нравственным цинизмом, приобретенным больше по наследству, чем
истинным страданием
мысли.
На таковой блуждения
мысли воздвигли цари придворных истуканов, кои,
истинные феатральные божки, повинуются свистку или трещотке.
Главное дело в том, чтоб он был добросовестен и не искажал фактов жизни в пользу своих воззрений: тогда
истинный смысл фактов сам собою выкажется в произведении, хотя, разумеется, и не с такою яркостью, как в том случае, когда художнической работе помогает и сила отвлеченной
мысли…
— О, это так! — вскричал князь. — Эта
мысль и меня поражала, и даже недавно. Я знаю одно
истинное убийство за часы, оно уже теперь в газетах. Пусть бы выдумал это сочинитель, — знатоки народной жизни и критики тотчас же крикнули бы, что это невероятно; а прочтя в газетах как факт, вы чувствуете, что из таких-то именно фактов поучаетесь русской действительности. Вы это прекрасно заметили, генерал! — с жаром закончил князь, ужасно обрадовавшись, что мог ускользнуть от явной краски в лице.
— Вы ли, вы ли это, Настасья Филипповна! — всплеснул руками генерал в
истинной горести, — вы, такая деликатная, с такими тонкими
мыслями, и вот! Какой язык! Какой слог!
— Ну, вот вам, одному только вам, объявлю истину, потому что вы проницаете человека: и слова, и дело, и ложь, и правда — всё у меня вместе и совершенно искренно. Правда и дело состоят у меня в
истинном раскаянии, верьте, не верьте, вот поклянусь, а слова и ложь состоят в адской (и всегда присущей)
мысли, как бы и тут уловить человека, как бы и чрез слезы раскаяния выиграть! Ей-богу, так! Другому не сказал бы, — засмеется или плюнет; но вы, князь, вы рассудите по-человечески.
Отцу Стефану мильон приятных вещей: я с
истинным утешением останавливаю
мысль на этом чистом и благородном создании. Тоска глядеть на окружающих меня попов…
Благоговея всегда перед твердостью слов и решений Симановского, Лихонин, однако, догадывался и чутьем понимал
истинное его отношение к Любке, и в своем желании освободиться, стряхнуть с себя случайный и непосильный Груз, он ловил себя на гаденькой
мысли: «Она нравится Симановскому, а ей разве не все равно: он, или я, или третий? Объяснюсь-ка я с ним начистоту и уступлю ему Любку по-товарищески. Но ведь не пойдет дура. Визг подымет».
Но
истинный раб имеет впечатлительность скоропреходящую; потому-то именно он и раб, что не может сосредоточить свою
мысль ни в каком ощущении.
Но генерал был неумолим и на этот раз поставил на своем, заставив набоба проглотить доклад целиком. Чтение продолжалось с небольшими перерывами битых часов пять. Конечно, Евгений Константиныч не дослушал и первой части этого феноменального труда с надлежащим вниманием, а все остальное время сумрачно шагал по кабинету, заложив руки за спину, как приговоренный к смерти. Генерал слишком увлекся своей ролью, чтобы замечать
истинный ход
мыслей и чувств своей жертвы.
Она гордилась своим созданием и вынашивала теперь в своей душе самый отчаянный и несбыточный план, который испугал бы даже Прейна, если бы он мог подслушать
истинный ход
мыслей своей дамы.
Раиса Павловна с свойственной ей проницательностью давно изучила заячью душу своего Ришелье и сейчас же угадала
истинный ход его
мыслей.
Часа через три он возвратился с сильной головной болью, приметно расстроенный и утомленный, спросил мятной воды и примочил голову одеколоном; одеколон и мятная вода привели немного в порядок его
мысли, и он один, лежа на диване, то морщился, то чуть не хохотал, — у него в голове шла репетиция всего виденного, от передней начальника губернии, где он очень приятно провел несколько минут с жандармом, двумя купцами первой гильдии и двумя лакеями, которые здоровались и прощались со всеми входящими и выходящими весьма оригинальными приветствиями, говоря: «С прошедшим праздничком», причем они, как гордые британцы, протягивали руку, ту руку, которая имела счастие ежедневно подсаживать генерала в карету, — до гостиной губернского предводителя, в которой почтенный представитель блестящего NN-ского дворянства уверял, что нельзя нигде так научиться гражданской форме, как в военной службе, что она дает человеку главное; конечно, имея главное, остальное приобрести ничего не значит; потом он признался Бельтову, что он
истинный патриот, строит у себя в деревне каменную церковь и терпеть не может эдаких дворян, которые, вместо того чтоб служить в кавалерии и заниматься устройством имения, играют в карты, держат француженок и ездят в Париж, — все это вместе должно было представить нечто вроде колкости Бельтову.
Притом же он почти вырос с нею под одним кровом, он знал ее ум, доброту, благородство ее
мыслей и ту утонченную деликатность, которая приковывала к ней всех, кто имел
истинное счастие знать ее.
И, хотя Саша в эту минуту думал как раз о другом, вопрос мужика точно раскрыл
истинную сущность
мыслей, и, помедлив, Саша взглянул открыто и ответил...
Надобно только прибавить, что
мысль об индивидуальности
истинной красоты развита тою же системою эстетических воззрении, которая поставляет мерилом прекрасного абсолют.
Подражая этому
истинному столпу, и я сижу, запершись в усадьбе; зажимаю нос и уши, зажмуриваю глаза и твержу: «Не наше дело! не наше дело! не наше дело!» Это — слова могущественные и отлично разбивают не только сердечную скорбь, но и всякую
мысль.
Я внимательно посмотрел на маленькую женщину, почти девушку, на ее небольшие желтые руки, и в душе подивился ее смелости; мне на память пришел случай, когда однажды я должен был вынуть большую занозу из ноги одного шалуна, и как эта мудреная операция бросила меня в холодный пот, и я готов был бежать, чтобы избавиться только от своей трудной роли; докторша, кажется, угадала
истинный ход моих
мыслей и с прежней улыбкой проговорила...
Рассудочные теории приучили людей до такой степени к анатомическому способу, что только неподвижное, мертвое, т. е. не
истинное, они считают за истину, заставляют
мысль оледениться, застыть в каком-нибудь одностороннем определении, полагая, что в этом омертвелом состоянии легче разобрать ее.
Истинное осуществление
мысли не в касте, а в человечестве; она не может ограничиться тесным кругом цеха;
мысль не знает супружеской верности — ее объятия всем; она только для того не существует, кто хочет эгоистически владеть ею.
Мы радуемся от
истинного сердца, что новое сие издание, снимая последние с
мыслей человеческих оковы, подает им отверстую дорогу для их просвещения» (ч. VII, стр. 8).
Это был, конечно, один из умнейших и благороднейших представителей
истинного, здравого направления
мыслей в России, особенно в первое время своей литературной деятельности, до болезни; но его горячие, бескорыстные стремления были слишком непрактичны, слишком мало обещали существенной пользы пред судом императрицы, чтобы она могла поощрять их.
Кроме того, по сходству в слоге и
мыслях с другими произведениями княгини Дашковой, несомненно ей принадлежащими (57), можно предположить, что ею же написаны в «Собеседнике»: «Послание к слову так», «Сокращение катехизиса честного человека», «О
истинном благополучии», «Искреннее сожаление об участи издателей «Собеседника», «Вечеринка», «Путешествующие», «Картины моей родни», «Нечто из английского «Зрителя»«.
Журнал этот был ее задушевной
мыслью: она надеялась посредством его действовать на распространение знаний, развитие
истинных понятий, на образование самого языка.
Высоким внутренним инстинктом почуял он присутствие
мысли в каждом предмете; постигнул сам собой
истинное значение слова «историческая живопись»; постигнул, почему простую головку, простой портрет Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Корреджио можно назвать историческою живописью и почему огромная картина исторического содержания всё-таки будет tableau de genre [Жанровая, то есть бытовая картина (франц.).], несмотря на все притязанья художника на историческую живопись.
Таким образом Монархиня производила в действо великие
мысли Своего «Наказа»; таким образом Ее собственная мудрая рука постепенно образовала полную государственную систему Монархической России, согласную с
истинным счастием человека; следственно, несогласную с печальным именем раба, которым прежде гражданин назывался в отечестве нашем и которое навсегда уничтожилось Екатериною [Указом 1786 г., Февраля 19.].
Это и есть тот единственный
истинный союз, который запрещает творить кумиры и который распался в сознании интеллигентного большинства, так что, по слову Вл. Соловьева, «кумир красоты стал так же бездушен, как кумир пользы» [Блок ошибся: цитированные слова, близкие по
мысли В. С. Соловьеву, принадлежат В. Брюсову (см. Предисловие к книге «Tertia vigilia».
Мысль оставить мелочные и сомнительные анекдоты для повествования
истинных и великих происшедствий давно тревожила мое воображение.
Ничего не стоит доказать, что Татьяну Николаевну я не любил, что мотива
истинного к преступлению не было, а был только выдуманный. В странности моего плана, в хладнокровии, с каким я его осуществлял, в массе мелочей очень легко усмотреть все ту же безумную волю. Даже самая острота и подъем моей
мысли перед преступлением доказывают мою ненормальность.
Николай Иванович. Верить — надо верить, без веры нельзя, но не верить в то, что мне скажут другие, а в то, к вере во что вы приведены сами ходом своей
мысли, своим разумом… Вера в бога, в
истинную вечную жизнь.
Впрочем, надо признаться, что Шишков был находка, клад для насмешников: его крайняя рассеянность, невероятная забывчивость и неузнавание людей самых коротких, несмотря на хорошее зрение, его постоянное устремление
мысли на любимые свои предметы служили неиссякаемым источником для разных анекдотов,
истинных и выдуманных.
Все приходят в ужас и негодование при одной
мысли, что Прохарчин может быть вольнодумцем; но он возражает: «Стой, я не того… ты пойми только, баран ты: я смирный, сегодня смирный, завтра смирный, а потом и не смирный, сгрубил; пряжку тебе, и пошел вольнодумец!..» Словом сказать, — господин Прохарчин сделался
истинным вольнодумцем: не только в прочность места, но даже в прочность собственного смирения перестал верить.
Клементьев. Вот в этом-то вашем довольстве и заключается
истинная причина того, что вы не соглашаетесь на мою просьбу.
Мысли о неудобствах неровного брака, — справедливые ли, нет ли, не имели бы сами по себе большого веса. Но вы думаете, что вам здесь хорошо, и вы боитесь потерять это хорошее положение.
Румянцев. Нет-с, я к таким
мыслям не причастен, Андрей Дементьич, в тартарары провалиться мне, если причастен, как перед
истинным моим богом.
Истинная сила человека не в порывах, а в ненарушимом, спокойном стремлении к добру, которое он устанавливает в
мыслях, выражает в словах и проводит в поступках.
Нам мало нашей
истинной внутренней жизни — мы хотим жить еще другой, воображаемою жизнью в
мыслях людей, и мы заставляем себя казаться для этого не тем, чтò мы на самом деле.
Мы часто думаем, что главная сила мира — сила вещественная. Мы думаем так потому, что тело наше, хочешь не хочешь, всегда чувствует такую силу. Сила же духовная, сила
мысли нам кажется незначительной, и мы не признаем ее за силу. А между тем в ней-то, в ней одной
истинная сила, изменяющая и нашу жизнь и жизнь всех людей.
Истинное смирение трудно. Сердце наше возмущается при одной
мысли о презрении, об унижении; мы стараемся скрыть всё, что может унизить нас в глазах других, мы стараемся скрыть это от самих себя; если мы дурны, мы не хотим видеть себя такими, каковы мы на самом деле. Но как ни трудно
истинное смирение, оно возможно. Будем стараться избавиться от всего того, что мешает нам.
Одна из самых древних и самых глубоких по
мысли вер была вера индусов. Причиной того, что она не стала верой всемирной и не дала для жизни людей тех плодов, какие она могла дать, было то, что учителя ее признали людей неравными и разделили их на касты. Для людей, признающих себя неравными, не может быть
истинной веры.
Жизнь наша бывает лучше или хуже только оттого, что мы сознаем себя или телесным, или духовным существом. Если мы сознаем себя телесным существом, мы ослабляем нашу
истинную жизнь, усиливаем, разжигаем страсти, жадность, борьбу, ненависть, страх смерти. Если же мы сознаем себя духовным существом, мы возбуждаем, возвышаем жизнь, освобождаем ее от страстей, от борьбы, от ненависти, освобождаем любовь. Перенесение же сознания из телесного существа в духовное совершается усилием
мысли.
Истинная молитва тем важна и нужна для души, что в такой молитве, когда один с богом,
мысль достигает до той высшей степени, до которой она может достигнуть.
В индийском законе сказано так: как верно то, что зимою бывает холодно, а летом тепло, так же верно и то, что злому человеку бывает дурно, а доброму хорошо. Пусть никто не входит в ссору, хотя бы он и был обижен и страдал, пусть не оскорбляет никого ни делом, ни словом, ни
мыслью. Всё это лишает человека
истинного блага.
Дорожи добрыми
мыслями своими и чужими, когда узнаешь их. Ничто не поможет тебе столько, сколько помогут добрые
мысли для исполнения
истинного дела твоей жизни.