Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие;
искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Это искание цели было только
искание Бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством, то, чтò ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот Он, тут, везде.
Цель всего движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь
искание бога, бога своего, непременно собственного, и вера в него как в единого истинного.
Итак, вера имеет две стороны: субъективное устремление,
искание Бога, религиозная жажда, вопрос человека, и объективное откровение, ощущение Божественного мира, ответ Бога.
Он опознается не принудительностью внешних чувств, не насильственно, но свободным, творческим устремлением духа,
исканием Бога, напряженной актуальностью души в этом направлении.
Неточные совпадения
Но они служили своему нелепому, неведомому
Богу — мы служим лепому и точнейшим образом ведомому; их
Бог не дал им ничего, кроме вечных, мучительных
исканий; их
Бог не выдумал ничего умнее, как неизвестно почему принести себя в жертву — мы же приносим жертву нашему
Богу, Единому Государству, — спокойную, обдуманную, разумную жертву.
По взятии Азова Ромодановский писал уже к Петру таким образом: «Вем, что паче многих в трудех ты, господине, пребываешь и нам желаемое исполняешь, и по всему твоему делу мнил тя быть подобна многим: верою к
богу — яко Петра, мудростию — яко Соломона, силою — яко Сампсона, славою — яко Давида, а паче, что лучшее в людех, чрез многие науки изобретается и чрез продолжные дни снискательства их, то в тебе, господине, чрез малое
искание все то является, во всяком полном исправном том виде» (Устрялов, приложение к II тому, II, 65).
Многие, — как и я, — ищут
бога и не знают уже, куда идти; рассеяли всю душу на путях
исканий своих и уже ходят только потому, что не имеют сил остановить себя; носятся, как перья луковиц по ветру, лёгкие и бесполезные.
— Ты еси мой
бог и творец всех
богов, соткавший их из красот духа своего в труде и мятеже
исканий твоих!
Новый или, лучше сказать, сомнительный батенька мой сконфузился крепко от моих объяснений чистосердечных, вспотел, утирался и, собравшись с духом, начал — да как? — и грозил судом,
исканием бесчестья вечным процессом: но я, как гора, был тверд и уже начинал было разгорячаться, а избави
бог мне разгорячиться!
Освобождается человек от соблазна только упорной борьбой с самим собой и постоянным вызыванием в себе сознания своего единства с
богом и потому
искания одобрения только одного его.
Таким
исканием является и язычество, которое содержит в себе или, по крайней мере, может содержать положительное знание о
Боге, некое о Нем откровение.
Жажда встречи с
Богом в язычестве даже распаленнее, чем в откровенной религии,
искание пламеннее, исступленнее, мучительней.
Спасение от вечной гибели совсем не есть последняя истина, это есть лишь утилитарная и вульгаризированная транскрипция истины об
искании Царства Божьего, о любви к
Богу и достижении совершенной жизни, о теозисе.
Только в России и можно встретить эти вечные противоположения «интеллигенции» и «народа», эту идеализацию «народа», доходящую до преклонения перед ним, это
искание в «народе» правды и
Бога.