Цветоведение. Основы изобразительной грамоты для начинающих

В. М. Саунина

Данное учебное пособие раскрывает основные теоретические положения цветоведения, приемы и методы работы с цветом. Оно снабжено теоретическими заданиями, упражнениями и практическими работами. Пособие рассчитано на тех, кто делает первые шаги в освоении изобразительного искусства, хочет и умеет работать самостоятельно. Оно будет полезно также преподавателям изобразительного искусства в рамках их профессиональной деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цветоведение. Основы изобразительной грамоты для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ

История цвета — это история разработки технологии создания цвета, поиска пигментов и способов их применения. На протяжении многих веков этот поиск стал главной целью творческих исканий художников и предопределил цветовые приоритеты разных эпох.

История развития представлений о цвете делится на два больших периода:

— с доисторических времен до 16 века;

— с 17 века до наших дней.

Характерным цветом первобытного искусства является теплая палитра минеральных красок, таких, как охра, красная и коричневая глина, сажа и мергель, растираемых на животном жире. Поэтому, в разных регионах земного шара первобытные наскальные росписи обладают родственной цветовой гаммой.

Фрагменты первобытных наскальных росписей

В памятниках искусства Древнего Египта утверждается идея вечности. Цвет является средством выражения божественной и земной власти. Он наполнен символическим содержанием, отвечает заранее установленной программе, отражает суть духовных ценностей.

Зелёный цвет выражает жизненные надежды, возрождение новой жизни, чёрный — символизирует благородный чернозём, несущий в себе питательный ил, возвращение к жизни после смерти.

Красный цвет олицетворяет зло, необитаемую и бесплодную землю. Красные животные (ослы, собаки) считались вредоносными дьяволами. Красной краской писались слова, которые несли недобрые предзнаменования.

Белый цвет — синоним утренней зари, радости.

Ярко-жёлтый цвет обозначает вечность, нетленную плоть богов, синий — символизирует волосы божества, голубой обозначает очищающую воду, море, обещание новой жизни.

Цветовая палитра, использовавшаяся египетскими художниками, отвечает разработанным в искусстве канонами (правилам изображения). Например. женщина изображается с бледно-жёлтым или розовым цветом кожи, а мужчина — тёмно-красным или коричневым.

Образцы египетского искусства

В античной культуре использовались другие основания для деления цветов. На основе мифологической традиции все цвета делились на благородные и низкие, культурные и варварские, тёмные и светлые.

Были разработаны основные принципы цветовой гармонии (колорита):

— единство и уравновешенность цветового строя;

— благородство и ясность;

— использование контраста;

— деликатность и чувство меры;

— пропорциональность;

— организованность в построении цветовой композиции.

Античное искусство отражает конкретные явления реальной жизни. Цвет служит для передачи разнообразных явлений действительности и тесно связан с поиском новых пигментов.

В период расцвета античной культуры преобладают четыре цвета: белый, жёлтый, красный, чёрный. Были распространены также зелёный, синий и серый.

Белой краской служил рыхлый глинистый известняк с острова Мелоса и мел, чёрной — сажа, жёлтой — окрашенная лимонитом глина, красной — глинозём. По описанию Плиния, пурпурную краску получали из пурпуровых улиток.

Образцы античной живописи

В Средние века представления о цвете приобретают религиозное значение. Все цвета подразделяются на божественные и богопротивные.

Главными цветами являются: белый, золотой, пурпурный, красный и синий.

Белый цвет — символ света и божественности, красный — обозначает престол Всевышнего, кровь Христа и любовь, синий — олицетворяет нематериальный мир (небо), носит мистический характер и всегда имеет только положительное значение.

Божественное значение несут золотой и жёлтый цвета.

Зелёный цвет напоминает о земной жизни Христа, символизирует весеннее возобновление жизни, воскресение, молодость. В то же время зелёный — это цвет глаз дьявола. Фиолетовый цвет считается цветом траура королей. Коричневый и серый — не употребляются, т. к. считается, что в них цвет отсутствует. Чёрный цвет является знаком ада, неверия и греха, обозначает смерть, смирение и отказ от мирских радостей.

Исключительно велика была забота средневекового художника о качестве красок, их яркость была одним из критериев эстетического суждения эпохи.

Появляются новые цвета, которые придают живописи еще большее богатство, намечается переход от цветовой поверхности к цветовому пространству.

Образцы средневековой живописи

Эпоха Возрождения ознаменовалась теоретическими исследованиями цвета. Представления о цвете ставятся на научную основу, появляется понятие цветовой этики в живописи, изучается характер влияния освещения на цвет.

Альберти выделяет четыре цвета, соответствующие четырем стихиям: красный — стихии огня, голубой — воздуха, зелёный — воды, а серый и пепельный — земли.

Леонардо да Винчи считал, что истинных цветов шесть: белый, жёлтый (земля), зелёный (вода), синий (воздух), красный (огонь), чёрный (мрак). Считаются гармоничными цвета: зелёный — пурпурный, красный — фиолетовый.

Образцы искусства эпохи Возрождения

Индустриальная революция привела к созданию синтетических красителей и к изобретению оловянных туб, которые упростили использование красок. Были открыты новые цвета, например, синий кобальт, заменивший ультрамарин. Свежие, привлекательные цвета обусловили появление импрессионизма. Они открыли дорогу цветовым и световым исканиям. Вслед за ними к большим красочным поверхностям придут сторонники геометрической абстракции. Для фовистов цвет станет субъективным, а для Синьяка и Сера, наоборот, будет определять собой объективную, научную живопись, подчиненную законам физики. Цвет и свет сами становятся главной темой картины. Эта эволюция имела логическое завершение в творчестве кубистов, особенно Кандинского и Сони Делоне.

С этого времени необходимость выразить цвет ведет сторонников абстрактной живописи к поискам лучших цветовых рецептов. Художники создали нечто вроде новой алхимии, тогда как абстракция словно завершила исторический цикл. Были созданы новые синтетические пигменты и смолы большой сопротивляемости.

Ван Гог «Красные виноградники в Арле»

В. Кандинский «Тихая гармония»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цветоведение. Основы изобразительной грамоты для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я