Неточные совпадения
Каждому казалось, что та
жизнь, которую он сам ведет, есть одна настоящая
жизнь, а которую ведет приятель — есть только
призрак.
Друзья мои, вам жаль поэта:
Во цвете радостных надежд,
Их не свершив еще для света,
Чуть из младенческих одежд,
Увял! Где жаркое волненье,
Где благородное стремленье
И чувств и мыслей молодых,
Высоких, нежных, удалых?
Где бурные любви желанья,
И жажда знаний и труда,
И страх порока и стыда,
И вы, заветные мечтанья,
Вы,
призрак жизни неземной,
Вы, сны поэзии святой!
Через несколько дней Самгин одиноко сидел в столовой за вечерним чаем, думая о том, как много в его
жизни лишнего, изжитого. Вспомнилась комната, набитая изломанными вещами, — комната, которую он неожиданно открыл дома, будучи ребенком. В эти невеселые думы тихо, точно
призрак, вошел Суслов.
— Мучиться каким-то туманом,
призраками! — жаловалась она. — Все светло, а тут вдруг ложится на
жизнь какая-то зловещая тень! Ужели нет средств?
Населилось воображение мальчика странными
призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в
жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром…
— Да, кузина: вы обмануты, и ваши тетки прожили
жизнь в страшном обмане и принесли себя в жертву
призраку, мечте, пыльному воспоминанию… Он велел! — говорил он, глядя почти с яростью на портрет, — сам жил обманом, лукавством или силою, мотал, творил ужасы, а другим велел не любить, не наслаждаться!
Едва станешь засыпать — во сне ведь другая
жизнь и, стало быть, другие обстоятельства, — приснитесь вы, ваша гостиная или дача какая-нибудь; кругом знакомые лица; говоришь, слушаешь музыку: вдруг хаос — ваши лица искажаются в какие-то
призраки; полуоткрываешь сонные глаза и видишь, не то во сне, не то наяву, половину вашего фортепиано и половину скамьи; на картине, вместо женщины с обнаженной спиной, очутился часовой; раздался внезапный треск, звон — очнешься — что такое? ничего: заскрипел трап, хлопнула дверь, упал графин, или кто-нибудь вскакивает с постели и бранится, облитый водою, хлынувшей к нему из полупортика прямо на тюфяк.
С наступлением ночи опять стало нервам больно, опять явилось неопределенное беспокойство до тоски от остроты наркотических испарений, от теплой мглы, от теснившихся в воображении
призраков, от смутных дум. Нет, не вынесешь долго этой
жизни среди роз, ядов, баядерок, пальм, под отвесными стрелами, которые злобно мечет солнечный шар!
Положение Привалова с часу на час делалось все труднее. Он боялся сделаться пристрастным даже к доктору. Собственное душевное настроение слишком было напряжено, так что к действительности начали примешиваться
призраки фантазии, и расстроенное воображение рисовало одну картину за другой. Привалов даже избегал мысли о том, что Зося могла не любить его совсем, а также и он ее. Для него ясно было только то, что он не нашел в своей семейной
жизни своих самых задушевных идеалов.
Если же вы и со мной теперь говорили столь искренно для того, чтобы, как теперь от меня, лишь похвалу получить за вашу правдивость, то, конечно, ни до чего не дойдете в подвигах деятельной любви; так все и останется лишь в мечтах ваших, и вся
жизнь мелькнет как
призрак.
В нем, кажется мне, как бы бессознательно, и так рано, выразилось то робкое отчаяние, с которым столь многие теперь в нашем бедном обществе, убоясь цинизма и разврата его и ошибочно приписывая все зло европейскому просвещению, бросаются, как говорят они, к «родной почве», так сказать, в материнские объятия родной земли, как дети, напуганные
призраками, и у иссохшей груди расслабленной матери жаждут хотя бы только спокойно заснуть и даже всю
жизнь проспать, лишь бы не видеть их пугающих ужасов.
Я какой-то
призрак жизни, который потерял все концы и начала, и даже сам позабыл наконец, как и назвать себя.
Вообще в это время под влиянием легенд старого замка и отрывочного чтения (в списках) «Гайдамаков» Шевченка — романтизм старой Украины опять врывался в мою душу, заполняя ее
призраками отошедшей казацкой
жизни, такими же мертвыми, как и польские рыцари и их прекрасные дамы…
Газета тогда в глухой провинции была редкость, гласность заменялась слухами, толками, догадками, вообще — «превратными толкованиями». Где-то в верхах готовилась реформа, грядущее кидало свою тень, проникавшую глубоко в толщу общества и народа; в этой тени вставали и двигались
призраки, фоном
жизни становилась неуверенность. Крупные черты будущего были неведомы, мелочи вырастали в крупные события.
Полицейская философия роковым образом разрывает с корнями
жизни, как и полицейское государство; полицейская философия неизбежно лишена реализма и превращает бытие в
призрак.
Отсюда, наконец, вытекали инстинктивные потуги детской мысли, отражавшиеся на лице болезненным вопросом. Эти наследственные, но не тронутые в личной
жизни «возможности» световых представлений вставали, точно
призраки, в детской головке, бесформенные, неясные и темные, вызывая мучительные и смутные усилия.
Неужто им непонятно, что, чем более я забудусь, чем более отдамся этому последнему
призраку жизни и любви, которым они хотят заслонить от меня мою Мейерову стену и всё, что на ней так откровенно и простодушно написано, тем несчастнее они меня сделают?
Вся
жизнь звенела и сияла радостью, но темное враждебное пятно тайно, как черный
призрак, подстерегало Ромашова и ждало своей очереди.
И вот теперь, скованный недугом, он видит перед собой
призраки прошлого. Все, что наполняло его
жизнь, представляется ему сновидением. Что такое свобода — без участия в благах
жизни? Что такое развитие — без ясно намеченной конечной цели? Что такое Справедливость, лишенная огня самоотверженности и любви?
Всю-то
жизнь она что-то устраивала, над чем-то убивалась, а оказывается, что убивалась над
призраком.
Так и тянуло его прочь от действительной
жизни на мягкое ложе
призраков, которые он мог перестанавливать с места на место, одни пропускать, другие выдвигать, словом, распоряжаться, как ему хочется.
Наконец, во всем этом кутеже есть свой риск, — значит, все это имеет хоть какой-нибудь
призрак жизни, хоть отдаленный
призрак свободы.
«Что вижу я? — спросил герой, —
Зачем ты здесь, зачем оставил
Тревоги
жизни боевой
И меч, который ты прославил?»
— «Мой друг, — ответствовал рыбак, —
Душе наскучил бранной славы
Пустой и гибельный
призрак.
Вместо
жизни получался неясный
призрак, что-то вроде тех китайских теней, какие показывают детям.
Но ежели я здесь нарочно с целью той —
Чтоб видеться и говорить с тобой;
Но если я скажу, что через час ты будешь
Мне клясться, что вовек меня не позабудешь,
Что будешь рад отдать мне
жизнь свою в тот миг,
Когда я улечу, как
призрак, без названья,
Чтоб услыхать из уст моих
Одно лишь слово: до свиданья!..
Приказание княжеское было исполнено в точности. Семья нечаянного восприемника новорожденного княжича, потихоньку голося и горестно причитывая, через день, оплаканная родственниками и свойственниками, выехала из родного села на доморощенных, косматых лошаденках и, гонимая страшным
призраком грозного князя, потянулась от родных степей заволжских далеко-далеко к цветущей заднепровской Украине, к этой обетованной земле великорусского крепостного, убегавшего от своей горе-горькой
жизни.
Людей и свет изведал он
И знал неверной
жизни цену.
В сердцах друзей нашед измену,
В мечтах любви безумный сон,
Наскуча жертвой быть привычной
Давно презренной суеты,
И неприязни двуязычной,
И простодушной клеветы,
Отступник света, друг природы,
Покинул он родной предел
И в край далекий полетел
С веселым
призраком свободы.
В детстве даже часы, когда отсутствовала мать, тревожили сердце и воображение населяли
призраками возможных бед и несчастий, а теперь прошло целых четыре месяца, долгий и опасный срок для непрочной человеческой
жизни.
Это и есть тот день, от которого в виду смерти станешь спрашивать: «Куда деться? куда деваться?» Этот день бел, как освещенное солнцем сжатое поле, на котором нет ни жнецов, ни птиц, уносящих колосья; на котором не слышно ни детского плача, ни жалоб клянущей
жизнь плоти, ни шелеста травы, ни стрекота букашек — все мертво и тихо, как в опаленной долине Иерихона, и над всем этим безмолвием шагает, не касаясь ногами земли, один ужасный
призрак.
И у Вернера начинала кружиться голова. И казалось минутами, что они едут на какой-то праздник; странно, но почти все ехавшие на казнь ощущали то же и, наряду с тоскою и ужасом, радовались смутно тому необыкновенному, что сейчас произойдет. Упивалась действительность безумием, и
призраки родила смерть, сочетавшаяся с
жизнью. Очень возможно, что на домах развевались флаги.
И с первого же дня тюрьмы люди и
жизнь превратились для него в непостижимо ужасный мир
призраков и механических кукол. Почти обезумев от ужаса, он старался представить, что люди имеют язык и говорят, и не мог — казались немыми; старался вспомнить их речь, смысл слов, которые они употребляют при сношениях, — и не мог. Рты раскрываются, что-то звучит, потом они расходятся, передвигая ноги, и нет ничего.
Всегда он с думою унылой
В ее блистающих очах
Встречает образ вечно милый.
В ее приветливых речах
Знакомые он слышит звуки…
И к
призраку стремятся руки;
Он вспомнил всё — ее зовет…
Но вдруг очнулся. Ах! несчастный,
В какой он бездне здесь ужасной;
Уж
жизнь его не расцветет.
Он гаснет, гаснет, увядает,
Как цвет прекрасный на заре;
Как пламень юный, потухает
На освященном алтаре!!!
Нет,
жизнь моя! Все
призрак и мечта,
Все дым и сон — одна любовь есть правда!
Вся
жизнь есть злая шутка,
И, если все явленья перебрать
И
призраки пустые все откинуть,
Останется лишь чувственность одна,
Любви ничтожный, искаженный снимок,
Который иногда, зажмуря очи,
Еще принять мы можем за любовь.
Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую
жизнь, «
жизнь свободную». Он знает, за что он воюет и что должна принести ему эта
жизнь. Он не теряет земли из-под ног и не верит в
призрак, пока он не облекся в плоть и кровь, не осмыслился разумом, правдой, — словом, не очеловечился.
— А почему ты знаешь, что гениальные люди, которым верит весь свет, тоже не видели
призраков? Говорят же теперь ученые, что гений сродни умопомешательству. Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди. Соображения насчет нервного века, переутомления, вырождения и тому подобное могут серьезно волновать только тех, кто цель
жизни видит в настоящем, то есть стадных людей.
Можно ли сказать, что Карамзин избавился от
призраков, которые тяготели над его предшественниками, и взглянул на действительную
жизнь светло и прямо?
Нет, не
призраки они были, а взяты из
жизни, списаны с натуры и единственно потому эта небольшая комедия, своим третьим актом, всегда возбуждала общий смех и рукоплескания зрителей Петербургского театра.
— Господи! — проговорил Охоботов, садясь на свое обычное место на диван и грустно склоняя голову. — Вчера еще только я читал с Машей его «Онегина»… точно он напророчил себе смерть в своем Ленском… Где теперь «и жажда знанья и труда… и вы, заветные мечтанья, вы,
призрак жизни неземной, вы, сны поэзии святой» — все кончено! Кусок мяса и глины остался только, и больше ничего!
И только теперь, в эту ночь, когда все спит в огромном городе и в огромном доме и когда нет никаких звуков, кроме биения сердца да постукивания часов, только теперь вижу я, что все эти огорчения, радости, восторги и все случившееся в
жизни — все это бестелесные
призраки.
— О. Мисаил, ведь в человеке живут два человека, — заметил он. — Один — настоящий человек, которого мы знаем, а другой —
призрак, за которым мы гоняемся целую
жизнь и который всегда от нас уходит, как наша тень.
Он убивает в ней нравственную
жизнь, он ядовит для нее, так же точно, как и для тех, которым приходится страдать от нее; но способ его действия на нее и других чрезвычайно различен: тех он отравляет, как обыкновенный яд, производящий мучительные конвульсии; на нее он действует, как опиум, дающий ей пленительные
призраки [, но чрез то самое притупляющий и медленно губящий здравые силы организма].
Мысль, на минуту вырвавшаяся из железного круга, со всею своей страстью и силой прилепилась к
призраку новой
жизни — точно борьба шла не из-за лишних пяти рублей в месяц, о которых толковали мужчины, а из-за полного и радостного освобождения от всех вековых пут.
Легкий
призрак! Мы всю
жизнь ждали тебя! Не покидай нас!
Притчей о виноградарях (Мф. XXI, 33—42) Христос разъясняет заблуждение людей, принимающих
призрак жизни — свою личную животную
жизнь — за
жизнь истинную.
Он показывает людям, что вместе с той
жизнью телесной, которая есть только
призрак жизни, есть другая, истинная
жизнь, дающая истинное благо человеку, и что такую
жизнь знает всякий человек в своем сердце.
Когда
жизни нет и надеяться не на что, когда душа бессильна на счастье, когда вечный мрак кругом, тогда
призрак яркой, полной
жизни дается страданием.
Вот в «Анне Карениной» зловещий, мертвый
призрак — «министерская машина» Каренин. Самое для него чуждое, самое непереносимое и непонятное — это живая
жизнь. «Он стоял теперь лицом к лицу перед
жизнью, и это-то казалось ему очень бестолковым и непонятным, потому что это была сама
жизнь. Всю
жизнь свою Алексей Александрович прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражением
жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самою
жизнью, он отстранялся от нее».
«Вот какие мы богачи!» «Идея» Раскольникова, мученически-упорное извлечение им квадратного корня — это все-таки дает хоть
призрак жизни, дает силу не чувствовать смертной боли разрывающейся на куски души.
Перед нами раскрывается загадка смерти. «Неужели только она правда?» — спрашивает Иван Ильич. Да, перед его
жизнью правда — одна смерть, всегда величавая, глубокая и серьезная. Но в обманный
призрак превращается смерть, когда перед нею встанет подлинная
жизнь, достойная померяться с нею в глубине и величавой своей серьезности.