Неточные совпадения
Штольц, однако ж, говорил с ней охотнее и чаще, нежели с другими женщинами, потому что она, хотя бессознательно, но шла простым природным путем жизни и по счастливой натуре, по здравому, не перехитренному воспитанию не уклонялась от
естественного проявления мысли,
чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки.
У Обломова не были открыты глаза на настоящее свойство ее отношений к нему, и он продолжал принимать это за характер. И
чувство Пшеницыной, такое нормальное,
естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.
Это бы очень хорошо рекомендовало мое юное сердце и давало бы
естественный повод для эффектных картин: в глухом городе неиспорченное детское
чувство несется навстречу доброму царю и народной свободе…
Но самодурство и этого
чувства не может оставить свободным от своего гнета: в его свободном и
естественном развитии оно чувствует какую-то опасность для себя и потому старается убить прежде всего то, что служит его основанием — личность.
Исполнение своего намерения Иван Петрович начал с того, что одел сына по-шотландски; двенадцатилетний малый стал ходить с обнаженными икрами и с петушьим пером на складном картузе; шведку заменил молодой швейцарец, изучивший гимнастику до совершенства; музыку, как занятие недостойное мужчины, изгнали навсегда;
естественные науки, международное право, математика, столярное ремесло, по совету Жан-Жака Руссо, и геральдика, для поддержания рыцарских
чувств, — вот чем должен был заниматься будущий «человек»; его будили в четыре часа утра, тотчас окачивали холодной водой и заставляли бегать вокруг высокого столба на веревке; ел он раз в день по одному блюду; ездил верхом, стрелял из арбалета; при всяком удобном случае упражнялся, по примеру родителя, в твердости воли и каждый вечер вносил в особую книгу отчет прошедшего дня и свои впечатления, а Иван Петрович, с своей стороны, писал ему наставления по-французски, в которых он называл его mon fils [Мой сын (фр.).] и говорил ему vous.
Здесь, в этой глуши, встречаешь гораздо более энергии, более
чувства неподдельного, менее испорченности, чем под Москвой, здесь как хорошее, так и дурное в
естественном виде своем — потому-то хотя дурное более поражает, но зато и хорошее является прекрасным.
Религиозное
чувство, некогда столь сильно владевшее моим героем, в последнее время, вследствие занятий математическими и
естественными науками, совсем почти пропало в нем.
Прозоров остановился перед своей слушательницей в трагической позе, какие «выкидывают» плохие провинциальные актеры. Раиса Павловна молчала, не поднимая глаз. Последние слова Прозорова отозвались в ее сердце болезненным
чувством: в них было, может быть, слишком много правды,
естественным продолжением которой служила вся беспорядочная обстановка Прозоровского жилья.
— Я считаю долгом засвидетельствовать, что нумер Д-503 — болен и не в состоянии регулировать своих
чувств. И я уверен, что он увлечен был
естественным негодованием…
Как же ему было остаться? Мать желала — это опять другое и очень
естественное дело. В сердце ее отжили все
чувства, кроме одного — любви к сыну, и оно жарко ухватилось за этот последний предмет. Не будь его, что же ей делать? Хоть умирать. Уж давно доказано, что женское сердце не живет без любви.
— Что мужчина объясняется в любви замужней женщине — это еще небольшая беда, если только в ней самой есть противодействие к тому, но… — и, произнеся это но, Егор Егорыч на мгновение приостановился, как бы желая собраться с духом, — но когда и она тоже носит в душе элемент симпатии к нему, то… — тут уж Егор Егорыч остановился на то: — то ей остается одно: или победить себя и вырвать из души свою склонность, или, что гораздо
естественнее, идти без оглядки, куда влечется она своим
чувством.
И потому каждый в остроге вследствие
естественной потребности и какого-то
чувства самосохранения имел свое мастерство и занятие.
Естественным ходом от любви к себе, потом к семье, к роду, к народу, государству общественное жизнепонимание привело людей к сознанию необходимости любви к человечеству, не имеющему пределов и сливающемуся со всем существующим, — к чему-то не вызывающему в человеке никакого
чувства, привело к противоречию, которое не может быть разрешено общественным жизнепониманием.
«Неразумно, — говорит человек общественный, — жертвовать благом своим, своей семьи, своего отечества для исполнения требований какого-то высшего закона, требующего от меня отречения от самых
естественных и добрых
чувств любви к себе, к своей семье, к родине, к отечеству, и, главное, опасно отвергать обеспечение жизни, даваемое государственным устройством».
Ночь прошла скверно. Я видел сны, много тяжелых и затейливых снов. Меня мучила жажда. Я просыпался, пил воду и засыпал снова, преследуемый нашествием мыслей, утомительных, как неправильная задача с ускользнувшей ошибкой. Это были расчеты
чувств между собой после события, расстроившего их
естественное течение.
Чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежных наслаждений
естественным образом открылись в молодой женщине и изменили ее прежние, неопределенные и бесплотные мечты.
— Положим, что самолюбие
чувство естественное, — продолжал рассуждать Миклаков, — но тут любопытно проследить, чем, собственно, оно оскорбляется? Что вот-де женщина, любившая нас, осмелилась полюбить другого, то есть нашла в мире человека, равного нам по достоинству.
И в
чувстве собственности, и в
чувстве союза семейного не может быть сделок, ибо это даже не принципы, а
естественное влечение человеческой природы.
Все почувствовали разницу моей, конечно, более искусной и
естественной, игры от дикого, хотя одушевленного силою
чувства, исполнения этих ролей моим соперником.
— Хорошо-с. Значит, как желудок хочет есть, так нравственное
чувство хочет, чтобы мы любили своих ближних. Так? Но
естественная природа наша по себялюбию противится голосу совести и разума, и потому возникает много головоломных вопросов. К кому же мы должны обращаться за разрешением этих вопросов, если вы не велите ставить их на философскую почву?
Естественное пение как излияние
чувства, будучи произведением природы, а не искусства, заботящегося о красоте, имеет, однако, высокую красоту; потому является в человеке желание петь нарочно, подражать
естественному пению.
— Опять-таки вы меня не удивляете, — заметил он после некоторого молчания, — все это слишком давно перестало меня удивлять. Предпосылов, так тот прямо бы вам отрезал, что подобное ваше непонимание вещей самых
естественных происходит от извращения самых обыкновенных
чувств и понятий ваших — во-первых, долгою нелепою жизнию, а во-вторых, долгою праздностью. Впрочем, мы, может быть, еще не понимаем друг друга; мне все-таки об вас говорили хорошо… Лет пятьдесят вам, однако, уже есть?
То же старание представлять все не в простом,
естественном виде господствовало тогда, по подражанию французам, и во всей нашей литературе; и те же сентиментальные, приторные
чувства находим мы во множестве песен, которые сочинялись тогда по образцу народных и имели большой успех.
Какое-то беспокойное
чувство, похожее на угрызение совести, овладевало вновь поступавшими здоровыми субъектами; им становилось заметно тягостно быть здоровыми, они так страдали тоскою по безумию, что излечались от умственных способностей разными спиртными напитками, и я заметил, что при надлежащем и постоянном употреблении их они действительно успевали себя поддерживать в искусственном состоянии безумия, которое мало-помалу становилось
естественным.
Но мы можем здесь еще раз обратить внимание читателей на мысль, развитие которой составляет главную задачу этой статьи, — мысль о том, что народ способен ко всевозможным возвышенным
чувствам и поступкам наравне с людьми всякого другого сословия [, если еще не больше,] и что следует строго различать в нем последствия внешнего гнета от его внутренних и
естественных стремлений, которые совсем не заглохли, как многие думают.
Неразвитость нравственных
чувств, извращение
естественных понятий, грубость, ложь, невежество, отвращение от труда, своеволие, ничем не сдержанное, представляются нам на каждом шагу в этом прошедшем, теперь уже странном, непонятном для нас и, скажем с радостью, невозвратном.
Мастер в живописи подробностей,
естественный в теньеровских сценах, он натянут там, где дело идет на
чувства, на сильные вспышки страстей…
Но всемогущество Божие неотделимо от божественной любви-смирения, и «творчество» без цели, без смысла и, главное, без любви, — творчество ради творчества, jeu divin в упоении собственной мощью (
чувство очень
естественное для невсемогущего, завистливого, склонного к хвастливому самолюбованию существа), чуждо всемогуществу Божию, себя знающему и абсолютно спокойному.
«Человек имеет в единой душе и ум, и слово, и единое
чувство, хотя оно по пяти
естественным потребностям тела делится на пять
чувств.
— А вот этим вот! — воскликнул Евангел, тронув майора за ту часть груди, где сердце. — Как же вы этого не заметили, что она, где хочет быть умною дамой, сейчас глупость скажет, — как о ваших белых панталонах вышло; а где по
естественному своему
чувству говорит, так что твой министр юстиции. Вы ее, пожалуйста, не ослушайтесь, потому что я вам это по опыту говорю, что уж она как рассудит, так это непременно так надо сделать.
При
естественной быстроте ее ума, при обширных по некоторым отраслям знаний сведениях, наконец, при привлекательной и вместе с тем повелительной ее наружности нимало не удивительно, что она возбуждала в людях, с ней обращавшихся,
чувство доверия и даже благоговения к себе.
Любовь к своему народу (мы увидим, что народ не то же самое, что нация) есть очень
естественное и хорошее
чувство, но национализм требует нелюбви, вражды, презрения к другим народам.
"Ребенок"как раз написан был в ту полосу моей интимной жизни, когда я временно отдавался некоторому «духовному» настроению. Влюбленность и жизнь в семействе той очень молодой девушки, которая вызвала во мне более головное, чем страстное
чувство, настраивали меня в духе резко противоположном тому научному взгляду на человека, его природу и все мироздание, который вырабатывался у меня в Дерпте за пять лет изучения
естественных наук и медицины.
2) Внешней красотой, достигаемой техникой, соответственной роду искусства. Так, в драматическом искусстве техникой будет: верный, соответствующий характерам лиц, язык,
естественная и вместе с тем трогательная завязка, правильное ведение сцен, проявления и развития
чувства и
чувство меры во всем изображаемом.
Эта печать неземной, а между тем так много говорящей земному
чувству красоты лежала не только на всей ее фигуре, но и на всех ее движениях — пластичных, грациозных,
естественных и непринужденных.
Чувства страха я не испытывал, но вполне
естественное раздражение и даже гнев не дали мне уснуть; однако ожидание мое было бесплодно, и ни единая тень, ни единый звук не нарушили ночного молчания и пустоты за окном.
Но не то с душевным состоянием тех людей, которые пользуются насилием, подчиняются ему, участвуют в нем. Все эти тысячи, миллионы людей вместо
естественного и свойственного людям
чувства любви к братьям испытывают ко всем людям, кроме маленького кружка единомышленников, только
чувства ненависти, осуждения и страха, и до такой степени заглушают в себе все человеческие
чувства, что убийства братьев кажутся им необходимыми условиями блага их жизни.