Неточные совпадения
«Я, воспитанный в понятии Бога, христианином, наполнив всю свою жизнь теми
духовными благами, которые дало мне христианство, преисполненный весь и живущий этими благами, я, как дети, не понимая их, разрушаю, то есть хочу разрушить то, чем я живу. А как только наступает важная минута жизни, как дети, когда им холодно и голодно, я иду к Нему, и еще менее, чем дети, которых
мать бранит за их детские шалости, я чувствую, что мои детские попытки с жиру беситься не зачитываются мне».
Для Агафьи Михайловны, для няни, для деда, для отца даже Митя был живое существо, требующее за собой только материального ухода; но для
матери он уже давно был нравственное существо, с которым уже была целая история
духовных отношений.
(Сделаю здесь необходимое нотабене: если бы случилось, что
мать пережила господина Версилова, то осталась бы буквально без гроша на старости лет, когда б не эти три тысячи Макара Ивановича, давно уже удвоенные процентами и которые он оставил ей все целиком, до последнего рубля, в прошлом году, по
духовному завещанию. Он предугадал Версилова даже в то еще время.)
Авгарь подчинялась своему
духовному брату во всем и слушала каждое его слово, как откровение. Когда на нее накатывался тяжелый стих,
духовный брат Конон распевал псалмы или читал от писания. Это успокаивало
духовную сестру, и ее молодое лицо точно светлело. Остальное время уходило на маленького Глеба, который уже начинал бодро ходить около лавки и детским лепетом называл
мать сестрой.
— Значит, хоронится от тебя… Тоже совестно. А есть у них такой
духовный брат, трехлеточек-мальчик. Глебом звать… Авгарь-то
матерью ему родной приходится, а зовет
духовным братом. В скитах его еще прижила, а здесь-то ей как будто совестно с ребенком объявиться, потому как название ей девица, да еще
духовная сестра. Ну, Таисья-то к себе и укрыла мальчонка… Прячет, говорю, от тебя-то!
— Вот и врут всё ваши ключевские! — не утерпел
духовный брат Конон. — Это самое дело знает одна
мать Енафа да…
— Я так полагаю. На это есть
духовное завещание
матери.
В тесной комнате рождалось чувство
духовного родства рабочих всей земли. Это чувство сливало всех в одну душу, волнуя и
мать: хотя было оно непонятно ей, но выпрямляло ее своей силой, радостной и юной, охмеляющей и полной надежд.
Махин рад был случаю выказать свое бескорыстие и сказал Лизе, что он любит ее не из-за денег, и это, как ему казалось, великодушное решение тронуло его самого. У Лизы, между тем, началась борьба с ее
матерью (имение было отцовское), не позволявшей раздавать имение. И Махин помогал Лизе. И чем больше он поступал так, тем больше он понимал совсем другой, чуждый ему до тех пор мир
духовных стремлений, который он видел в Лизе.
Но есть в мире удивительное явление:
мать с ее ребенком еще задолго до родов соединены пуповиной. При родах эту пуповину перерезают и куда-то выбрасывают. Но
духовная пуповина всегда остается живой между
матерью и сыном, соединяя их мыслями и чувствами до смерти и даже после нее.
9-го августа. Зачал сочинять повесть из своего
духовного быта. Добрые мне женщины наши представляются вроде
матери моей, дочери заштатного дьякона, всех нас своею работой кормившей; но когда думаю — все это вижу живообразно, а стану описывать — не выходит. Нет, я к сему неспособен!
Духовного согласия у
матери с дочерью, впрочем, вовсе не было.
Выпустив из присутственной комнаты последних лиц, за которыми наступала очередь разобрать дело старушки, он помедлил некоторое время и сидел молча, с целью восстановить в себе все свои
духовные силы и призвать спокойную ясность своему рассудку, и затем велел ввести
мать и детей, которые стали в ряд перед зерцалом закона, портретом царя и освещенным лампадою ликом небесного судии, под которым внизу помещался судия земной.
‹…› Приехав на две недели рождественских праздников в Новоселки, я застал большую перемену в общем
духовном строе и главное в состоянии здоровья и настроении больной
матери.
— Началась, — говорит, — эта дрянная и недостойная разума человеческого жизнь с того дня, как первая человеческая личность оторвалась от чудотворной силы народа, от массы,
матери своей, и сжалась со страха перед одиночеством и бессилием своим в ничтожный и злой комок мелких желаний, комок, который наречён был — «я». Вот это самое «я» и есть злейший враг человека! На дело самозащиты своей и утверждения своего среди земли оно бесполезно убило все силы духа, все великие способности к созданию
духовных благ.
Скоро отдали Леону ключ от желтого шкапа, в котором хранилась библиотека покойной его
матери и где на двух полках стояли романы, а на третьей несколько
духовных книг: важная эпоха в образовании его ума и сердца!
Ее восторженные разговоры о достоинствах Ардальона Семеныча поддерживали
духовное настроение Наташи, и она радовалась, что поступила так решительно, хотя
мать не одобряла ее поступка и утверждала, что на предложение Шатова ей следовало бы отвечать, что все зависит от воли ее родителей, которым известно ее расположение.
Николай Иванович. Все равно как
мать скажет: зачем страдать? Роды не бывают без страданий. То же и в
духовной жизни. Одно тебе скажу: Борис истинный христианин и потому свободен. И если ты не можешь еще быть тем, чем он, — не можешь, как он, верить в бога, через него — верь в него, верь в бога.
Только через полгода прислал он
матери двадцать пять рублей и письмо, в котором уведомлял нищенствующую старуху, что он пришел в Казань и поступил в тамошнюю
духовную академию.
Граф(в ужасе и бешенстве). Как?.. Седьмая часть?.. Как?.. Разве
мать твоя делила когда-нибудь свое состояние со мной?.. Разве оно не принадлежало мне так же, как и ей самой?.. Если я не взял у ней клочка бумаги, называемой
духовным завещанием, так потому оно твое?..
Даже в церковь для исповеди или причастия его не пускали, потому что граф сам в бога не верил, а
духовных терпеть не мог и один раз на Пасхе борисоглебских священников со крестом борзыми затравил [Алферьева Акилина Васильевна (1790 — ок.1860) — бабушка писателя по
матери.
— Ради Василья Борисыча и собранье-то у нас назначено, — поспешила ответить
мать Аркадия. — Его ведь к нам из Москвы по
духовным делам прислали. Изо всех обителей съедутся с ним соборовать…
Сколь много веры надо иметь, сколь много
духовных подвигов соделать, чтобы воочию узреть тех богоносных незримых отец и
матерей?
Возвещая вам, преподобные отцы и пречестные
матери, о таковом Божием произволении, велегласно в радости и Божественном веселии глаголем: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком!..» — и с тем вместе просим, молим и братолюбно советуем прияти преосвященного архиепископа кир Антония и ему во всех
духовных делах повиноваться.
Однажды на Тихонов день [16 июня 1708 года.] многие старцы и старицы, именитые люди и
духовного чина к
матери Голиндухе в обитель сходились разбирать поподробну «спорные письма» протопопа Аввакума и обрели в них несогласных речей со святых отец Писанием много, за то и согласились отложить те письма.
Встреча с паломником, которого она в живых не чаяла, возмутила
духовный мир
матери Манефы.
Близко к полночи. Божьи люди стали петь
духовные песни. Церковный канон пятидесятницы пропели со стихирами, с седальнами, с тропарями и кондаками. Тут отличился дьякон — гремел на всю сионскую горницу. Потом стали петь псáльмы и
духовные стихи. Не удивилась им Дуня — это те же самые псáльмы, те же
духовные стихи, что слыхала она в комаровском скиту в келарне добродушной
матери Виринеи, а иногда и в келье самой матушки Манефы.
— Тетенька Марья Ивановна больше других знает. Она самое Катерину Филипповну знавала, когда святая
мать после Петербурга и Кашина в Москве жила, — сказала Варенька. — Она утишит твои душевные волненья. Одна только она может вполне ввести тебя в светлый чертог полного
духовного разуменья.
— По карману он, сударыня, ревнитель, а не по вере, — досадливо сказала на то
мать Таифа. — Погряз в мирских делах, о
духовных же не радит.
Поверенный его аббат сообщил об этом Елизавете, и она обещала доставить копию с
духовного завещания своей
матери.
С другой стороны, матушка, презирая ничтожный польский характер, отразившийся между прочим в поступках старого Пенькновского, всегда считала обязанностью относиться к полякам с бесконечною снисходительностию, «как к жалкому народу, потерявшему национальную самостоятельность», что, по ее мнению, влекло за собою и потерю лучших
духовных доблестей; но чуть только Альтанский, питавший те же самые чувства, но скрывавший их, дал волю своему великодушию и с состраданием пожал руку молодому Пенькновскому, который кичился позором своего отца, —
матери это стало противно, и она не могла скрывать своего презрения к молодому Кошуту.
Впрочем, эти полезные деятельницы, помнится, названы в одном из вариантов «акафиста
матери кукурузе», который был сложен студентами Киевской
духовной академии, как протест против дурного стола и ежедневного почти появления на нем кукурузы в пору ее созревания.
Н. И. Григорович в статье «Канцлер князь Безбородко» приводит некоторые доказательства в пользу предположения, что императрица Екатерина II оставила особый манифест, вроде
духовного завещания, подписанный важнейшими государственными людьми, в том числе и Суворовым, и Румянцевым-Задунайским, о назначении наследником престола не Павла Петровича, а ее любимого внука Александра Павловича и что документ этот, по указанию Безбородки, сожжен Павлом Петровичем в день смерти
матери.
Этим возгласом души старой монахини, на мгновенье допустившей себя до мысли с земным оттенком, всецело объяснялось невнимание к лежавшей у ее ног бесчувственной жертве людской злобы.
Мать Досифея умолкла, но, видимо, мысленно продолжала свою молитву. Глаза ее были устремлены на Божественного Страдальца, и это лицезрение, конечно, еще более укрепляло в сердце суровой монахини идею
духовного наслаждения человека при посылаемых ему небом земных страданиях.
Между тем в описываемый нами день на ее лице лежала печать тяжелой серьезной думы. Она полулежала в кресле, то открывая, то снова закрывая свои прекрасные глаза. Картины прошлого неслись перед ней, годы ее детства и юности восстали перед ее
духовным взором. Смутные дни, только что пережитые ею в Петербурге, напоминали ей вещий сон ее
матери — императрицы Екатерины Алексеевны. Это и дало толчок воспоминаниям.
Императрица-мать поняла все несчастье; она не находила ни слов, ни слез, чтобы выразить все, ею испытываемое: она оставалась неподвижною. Великий князь встал, вошел в алтарь и переговорил потихоньку с духовником императрицы-матери, отцом Криницким, который тотчас же направился медленными шагами к своей августейшей
духовной дочери и сказал, подавая ей крест...
Августу Матвеичу все чувствовали себя благодарными, а командир, чтобы показать ему свое уважение и благодарность, большой вечер сделал и всю знать собрал. Даже
мать его, эта самая Вероника-то, — ей уже лет под семьдесят было, — и та приехала, только оказалось, что она совсем не «Станиславовна», а Вероника Васильевна, и из
духовного звания, протопопская дочь — потому что Вероника есть и у православных. А почему думали, что она «Станиславовна», — так и не разъяснилось.
—
Мать ваша говорила мне, что дядя ваш, еще здравствующий,
духовным актом завещал вам двадцать тысяч рублей. Вы их не приобретали собственным трудом, не правда ли?
Он горел желанием поступить в военную службу и, быть может, не вмешайся в его судьбу две дамские прихоти, сперва его бабушки, поклонницы «Московских ведомостей», а затем его
матери, хранившей в своем сердце воспоминание о танцах с миловидными и чистенькими лицеистами, по той дороге, которую определил ему отец, при корпусном воспитании, его жизнь сложилась бы иначе и несомненные способности и
духовные силы, таившиеся в этом пылком юноше, получили бы другое направление.
Духовная ли натура их была так создана, настроили ли ее беседы старой набожной няни о великих христианских сподвижниках и рассказы о страданиях
матери их, которая, как святая, несла свой крест, чтение ли
духовных книг и церковное служение укрепили их в этом благочестивом направлении, — так или иначе, Даша и Павел с годами почувствовали, что теплая молитва к Богу — высшая отрада человека.
Только
духовная связь, существующая между родителями при зачатии ребенка, кладет на него для них печать дорогого существа, в прочих случаях он является лишь куском мяса, каковыми кусками мяса были друг для друга и отец, и
мать.
По случаю пятой заповеди — почитать отца и
мать — катехизис научает «почитать государя, отечество пастырей
духовных, начальствующих в разных отношениях» (sic); и о почитании начальствующих — три страницы с перечислением всех сортов начальствующих.