Неточные совпадения
— Тело. Плоть. Воодушевлена, но — не одухотворена — вот! Учение богомилов — знаете? Бог дал
форму — сатана душу. Страшно верно! Вот почему в народе — нет
духа.
Дух создается избранными.
Кошка коту кажется тоже венцом создания, Венерой кошачьей породы! женщина — Венера, пожалуй, но осмысленная, одухотворенная Венера, сочетание красоты
форм с красотой
духа, любящая и честная, то есть идеал женского величия, гармония красоты!»
Он верил в идеальный прогресс — в совершенствование как
формы, так и
духа, сильнее, нежели материалисты верят в утилитарный прогресс; но страдал за его черепаший шаг и впадал в глубокую хандру, не вынося даже мелких царапин близкого ему безобразия.
И то успех, когда вспомнишь, что наши европейские языки чужды им и по
духу, и по
формам.
То, что было вечно в дубе, в цветах и шипах, то преобразится и пребудет в
духе, то сохранит свою непреходящую
форму, освобожденную от материальной тяжести и скованности.
Царство
Духа всегда принимало
форму царства Кесаря.
Безумны те, которые связывают русскую самобытность и своеобразие с технической и экономической отсталостью, с элементарностью социальных и политических
форм и хотят сохранить русское обличье через сохранение пассивности русского
духа.
Отношения церкви и государства есть одна из
форм отношения
духа и кесаря, но уже в
форме исторической объективации.
Кесарь все больше и больше высказывается по вопросам
Духа, хотя бы в
форме радикального отрицания
духа.
Дуализм царства
Духа и царства Кесаря принимает все более острые
формы.
Сама любовь русского человека к родной земле принимала
форму, препятствующую развитию мужественного личного
духа.
Судьба
духа вверяется ветхим и элементарным материальным
формам, от которых боятся оторвать
дух.
Если идти назад по линии материального развития человечества, то мы не дойдем до свободного и цельного
духа, а дойдем лишь до более элементарных и примитивных
форм материальной жизни.
Но марксизм в своей исторической
форме подвергает опасности царство
Духа, которое, впрочем, подвергалось опасности в разных
формах в истории.
Такую же ошибку делали, когда совершали революцию во имя природы; ее можно делать только во имя
духа, природа же, т. е. присущий человеку инстинкт, создавала лишь новые
формы рабства.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от
духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные
формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в
форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Отождествление царства
Духа с царством Кесаря в той или иной
форме есть ложный монизм, неотвратимо порождающий рабство.
Это вместе с тем будет победа над ложными
формами социальной мистики, победа царства
Духа над царством Кесаря.
Боятся, что европейская техника, машина, развитие промышленности, новые
формы общественности, формально схожие с европейскими, могут убить своеобразие русского
духа, обезличить Россию.
Если бы вы были в спокойном состоянии
духа, вы не только знали бы ее наизусть,
форма каждой буквы навеки врезалась бы в вашей памяти, так долго и внимательно вы смотрели на нее.
Этим созерцание отличается от других
форм активности
духа.
Обыкновенно борения
духа я проецировал во вне и выражал их в
форме борьбы с враждебными течениями.
Тареев утверждает свободу абсолютной религии
духа от исторических
форм и свободу природно-исторической жизни от притязаний религиозной власти.
Духа, который охватит всю социальную жизнь человечества, он представляет себе скорее в
форме развития, чем в
форме катастрофы.
Русский народ в глубоких явлениях своего
духа — наименее мещанский из народов, наименее детерминированный, наименее прикованный к ограниченным
формам быта, наименее дорожащий установленными
формами жизни.
Да простит мне читатель интуитивно-афористическую
форму изложения, преобладающую в этой книге. Но
форма эта не случайно явилась и не выдумана,
форма эта внутренне неизбежна, она вытекает из основного устремления
духа и не может быть иной. Для меня вера есть знание, самое высшее и самое истинное знание, и странно было бы требовать, чтобы я дискурсивно и доказательно обосновывал и оправдывал свою веру, т. е. подчинял ее низшему и менее достоверному знанию.
Новейший же эмпиризм в
духе Авенариуса, Маха и др. опять принимает бессознательно рационалистическую
форму.
Натурализм может принять и спиритуалистическую
форму: можно учить об естественной эволюции
духов, как учат об естественной эволюции материи.
Я не хочу, цельным
духом своим не хочу находиться во власти номинализма языка и формализма логики, для которых «бытие»
форма суждения, во всяком изреченном «есть» дана лишь часть суждения.
И не зная даже имени его, вы смеетесь над
формой его, по примеру Вольтерову, над копытами, хвостом и рогами его, вами же изобретенными; ибо нечистый
дух есть великий и грозный
дух, а не с копытами и с рогами, вами ему изобретенными.
Да, не в
духе был старик. Не было б у него своей раны на сердце, не заговорил бы он со мной о голодной музе. Я всматривался в его лицо: оно пожелтело, в глазах его выражалось какое-то недоумение, какая-то мысль в
форме вопроса, которого он не в силах был разрешить. Был он как-то порывист и непривычно желчен. Жена взглядывала на него с беспокойством и покачивала головою. Когда он раз отвернулся, она кивнула мне на него украдкой.
Тысячи безделушек валялись кругом без всякой цели и порядка, единственно потому только, что их так бросили или забыли: японские коробки и лакированные ящички, несколько китайских фарфоровых ваз, пустые бонбоньерки, те специально дамские безделушки, которыми Париж наводняет все магазины, футляры всевозможной величины,
формы и назначения, флаконы с
духами, целый арсенал принадлежностей косметики и т. д.
Черная бархатная жакетка ловко обрисовывала его
формы и отлично оттеняла белизну белья; пробор на голове был сделан так тщательно, что можно было думать, что он причесывается у ваятеля; лицо, отдохнувшее за ночь от вчерашних повреждений, дышало приветливостью и готовностью удовлетворить клиента, что бы он ни попросил; штаны сидели почти идеально; но что всего важнее: от каждой части его лица и даже тела разило
духами, как будто он только что выкупался в водах Екатерининского канала.
Героиня наша уселась в кресла и инквизиторски наблюдала весь церемониал облачения Афанасия Матвеича. Между тем он успел несколько отдохнуть и собраться с
духом, и когда дело дошло до повязки белого галстука, то даже осмелился изъявить какое-то собственное мнение насчет
формы и красоты узла. Наконец, надевая фрак, почтенный муж совершенно ободрился и начал поглядывать на себя в зеркало с некоторым уважением.
Но переступая через порог, он оглянулся — и ему показалось, что черная тень мелькнула за рябиновым кустом; он не успел различить ее
формы; но тайное предчувствие говорило ему, что или злой
дух или злой человек.
Если мы сначала не замечали недостатков, это проистекало из другой благоприятности случая — из счастливого расположения нашего
духа, которое делало субъект способным видеть предмет с точки зрения чистой
формы.
Вследствие этого закона [абсолютная] идея, вполне постигаемая только мышлением (познавание под
формою посредственности), первоначально является
духу под
формою непосредственности или под
формою воззрения.
Только, как на грех, шасть в формовальную «сестра» и прямо ко мне… «Чего делаешь?» — «А вот, говорю, под
форму место выбираю…» Так нет, лесной его задави, точно меделянский пес, по
духу узнал, где мои утюги, откопал их, показывает перстом и говорит: «Это што?» — «Утюги», — говорю…
Древний мир поставил внешнее на одну доску с внутренним — так оно и есть в природе, но не так в истине —
дух господствует над
формой.
Дальнейшее развитие
духа было необходимым шагом вперед, но оно не могло иначе быть, как на счет плоти, тела,
формы: оно было выше, но должно было пожертвовать античной грацией.
Но
дух человечества, нося в глубине своей непреложную цель, вечное домогательство полного развития, не мог успокоиться ни в одной из былых
форм; в этом тайна его трансценденции, его перехватывающей личности (übergreifende Subjectivität).
Не забудем однако, что каждая из былых
форм имела содержанием его, и не было
духу иной
формы, как той, за грани которой он перешел, только потому, что он дорос до нее, был ею и перерос ее.
И не привык ещё, не умеет он пользоваться силами своими, пугается мятежей
духа своего, создаёт чудовищ и боится отражений нестройной души своей — не понимая сущности её; поклоняется
формам веры своей — тени своей, говорю!
И все это оттого, что изменена
форма подписи на прошениях! Вот и судите по этому, до какой степени простиралась наивность наших сатириков прошлого столетия! Ведь этот же самый Капнист, в другом настроении
духа, готов был бы написать и сатиру на тех, которые вздумали бы уверять, что указ 15 февраля 1786 года вовсе не дает освобождения.
Говорят даже, будто он целые дни проводит с монахами, но мы этому решительно не верим; он, напротив, сохранил все
формы православия, принявши
дух религии католической, — потому что все это желание проповедовать, обращать, налагать какие-то внешние
формы и для молитвы и для благотворительности — все это в
духе католическом, а не в нашем».
Все это служит доказательством того, что Пушкин постиг только
форму русской народности, но не мог еще войти в
дух ее.
Но в ней не было жизненной силы, она не могла проникнуть в самый
дух народа и должна была ограничиться только внешностью,
формой.
Такая же разговорная
форма бывает еще более развита в заговорах от зубной боли: «Во имя отца и сына и святого
духа, аминь.
Пожалуй, у нас в литературе есть свои руссицизмы, искусственно составленные из слов настоящих русских людей, отлитые в известные
формы, так сказать: руссицизмы казенные, которые, будучи лишены
духа и жизни, остались мертвой буквой и не только не возбуждают сочувствия, но напротив производят самое неприятное впечатление.
— Синий воротник, батюшка, ничего не доказывает. Вон и у жандармов тоже синий воротник. Синий воротник — это одна только
форма, а я спрашиваю: по
духу студент ли вы?