Неточные совпадения
Он не мог согласиться с этим, потому что и не видел выражения этих мыслей в народе, в среде которого он жил, и не находил этих мыслей в себе (а он не мог себя ничем
другим считать, как одним из людей, составляющих русский народ), а главное потому, что он вместе с народом не знал, не мог знать того, в чем состоит общее благо, но твердо знал, что
достижение этого общего блага возможно только при строгом исполнении того закона добра, который открыт каждому человеку, и потому не мог желать войны и проповедывать для каких бы то ни было общих целей.
Но нередкий в справедливом негодовании своем скажет нам: тот, кто рачит о устройстве твоих чертогов, тот, кто их нагревает, тот, кто огненную пряность полуденных растений сочетает с хладною вязкостию северных туков для услаждения расслабленного твоего желудка и оцепенелого твоего вкуса; тот, кто воспеняет в сосуде твоем сладкий сок африканского винограда; тот, кто умащает окружие твоей колесницы, кормит и напояет коней твоих; тот, кто во имя твое кровавую битву ведет со зверями дубравными и птицами небесными, — все сии тунеядцы, все сии лелеятели, как и многие
другие, твоея надменности высятся надо мною: над источившим потоки кровей на ратном поле, над потерявшим нужнейшие члены тела моего, защищая грады твои и чертоги, в них же сокрытая твоя робость завесою величавости мужеством казалася; над провождающим дни веселий, юности и утех во сбережении малейшия полушки, да облегчится, елико то возможно, общее бремя налогов; над не рачившим о имении своем, трудяся деннонощно в снискании средств к
достижению блаженств общественных; над попирающим родством, приязнь, союз сердца и крови, вещая правду на суде во имя твое, да возлюблен будеши.
С
другой стороны, поверьте, что если б законодатель не оградил гражданского процесса известными формальностями, то шансы на
достижение юридической истины, конечно, были бы еще более сомнительными, нежели даже в настоящее время.
Имея в виду, с одной стороны, что преждевременное исполнение супружеских обязанностей вообще имеет вредное влияние на человеческий организм, а с
другой стороны, что ранние браки в значительной мере усложняют успешное отправление рекрутской повинности, он, Удодов, полагал бы разрешать крестьянам мужеского пола вступать в брак не прежде, как по вынутии благоприятного рекрутского жребия, и притом по надлежащем освидетельствовании, в особо учрежденном на сей предмет присутствии, относительно
достижения действительного физического совершеннолетия.
Желать он боялся, зная, что часто, в момент
достижения желаемого судьба вырвет из рук счастье и предложит совсем
другое, чего вовсе не хочешь — так, дрянь какую-нибудь; а если наконец и даст желаемое, то прежде измучит, истомит, унизит в собственных глазах и потом бросит, как бросают подачку собаке, заставивши ее прежде проползти до лакомого куска, смотреть на него, держать на носу, завалять в пыли, стоять на задних лапах, и тогда — пиль!
— Такая же, как между всякой философией и религией: первая учит познавать сущность вещей посредством разума, а религия преподает то, что сказано в божественном откровении; но путь в
достижении того и
другого познания в мистицизме иной, чем в
других философских системах и в
других вероучениях, или, лучше сказать, оба эти пути сближены у мистиков: они в своей философии ум с его постепенным ходом, с его логическими выводами ставят на вторую ступень и дают предпочтение чувству и фантазии, говоря, что этими духовными орудиями скорее и вернее человек может достигнуть познания сущности мирового бытия и что путем ума человек идет черепашьим шагом, а чувством и созерцанием он возлетает, как орел.
Но нет: люди общественного жизнепонимания находят, что поступать так не нужно и даже вредно для
достижения цели освобождения людей от рабства, а надо продолжать, как те мужики станового, сечь
друг друга, утешая себя тем, что то, что мы болтаем в палатах и на собраниях, составляем союзы рабочих, гуляем 1-го мая по улицам, делаем заговоры и исподтишка дразним правительство, которое сечет нас, что это сделает всё то, что мы, всё больше и больше закабаляя себя, очень скоро освободимся.
Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интересы своим, или для того, чтобы передавать власть только людям непогрешимым, до сих пор не найдено средств для
достижения ни того, ни
другого.
Председатель земской управы страстно лелеял в душе своей идеал переложения дорожной повинности из натуральной в денежную, но первый отступил бы в ужасе, если б ему сказали, что для
достижения этого необходимо ту или
другую местность объявить в осадном положении.
Иногда заезжали в гостиницу и советники поиграть на бильярде, выпить пуншу, откупорить одну,
другую бутылку, словом, погулять на холостую ногу, потихоньку от супруги (холостых советников так же не бывает, как женатых аббатов), — для
достижения последнего они недели две рассказывали направо и налево о том, как кутнули.
Для
достижения этой цели оно признает как будто некоторые высшие требования и хотя само против них тоже преступается, но пред
другими стоит за них твердо.
Илья учился у неё этой неуклонной твёрдости в
достижении цели своей. Но порой, при мысли, что она даёт ласки свои
другому, он чувствовал обиду, тяжёлую, унижавшую его. И тогда пред ним с особенною яркостью вспыхивала мечта о лавочке, о чистой комнате, в которой он стал бы принимать эту женщину. Он не был уверен, что любит её, но она была необходима ему. Так прошло месяца три.
Упомянув сначала о запрещении 1796 года, указ продолжает: «Но как, с одной стороны, внешние обстоятельства, к мере сей правительство побудившие, прошли и ныне уже не существуют, а с
другой — пятилетний опыт доказал, что средство сие было и весьма недостаточно к
достижению предполагаемой им цели, то по уважениям сим и признали мы справедливым, освободив сию часть от препон, по времени соделавшихся излишними и бесполезными, возвратить ее в прежнее положение…» Далее, после разрешения вновь заводить вольные типографии и печатать в них всякие книги с освидетельствованием Управы благочиния, в указе повелевается — «цензуры всякого рода, в городах и при портах учрежденные, яко уже ненужные, упразднить» (П. С. З., № 20139).
Кроме того чувства сознания своего превосходства над
другими, которое испытывал Касатский в монастыре, Касатский, так же как и во всех делах, которые он делал, и в монастыре находил радость в
достижении наибольшего как внешнего, так и внутреннего совершенства.
Там, за ними, начинается
другой слой: с одной стороны, совсем сонные Обломовы, уже окончательно потерявшие даже обаяние красноречия, которым пленяли барышень в былое время, с
другой — деятельные Чичиковы, неусыпные, неустанные, героические в
достижении своих узеньких и гаденьких интересцев.
Или нужно было признать Радищева человеком даровитым и просвещенным, и тогда можно от него требовать того, чего требует Пушкин; или видеть в нем до конца слабоумного представителя полупросвещения, и тогда совершенно [неуместно замечать, что лучше бы ему вместо «брани указать на благо, которое верховная власть может сделать, представить правительству и умным помещикам способы к постепенному улучшению состояния крестьян, потолковать о правилах, коими должен руководствоваться законодатель, дабы, с одной стороны, сословие писателей не было притеснено, и мысль, священный дар божий, не была рабой и жертвой бессмысленной и своенравной управы, а с
другой — чтоб писатель не употреблял сего божественного орудия к
достижению цели низкой или преступной»].
Высшее благо человека в этом мире есть единение с себе подобными. Гордые люди, выделяя себя от
других, лишают сами себя этого блага. Смиренный же человек уничтожает в самом себе все препятствия для
достижения этого блага. И потому смирение есть необходимое условие истинного блага.
Не дано знать этого человеку для того, чтобы он душевные силы свои напрягал не на заботу о положении своей отдельной души в воображаемом
другом, будущем мире, а только на
достижение в этом мире, сейчас, вполне определенного и ничем не нарушаемого блага соединения со всеми живыми существами и с богом.
Выяснить своими усилиями свое отношение к миру и держаться его, установить свое отношение к людям на основании вечного закона делания
другому того, что хочешь, чтобы тебе делали, подавлять в себе те дурные страсти, которые подчиняют нас власти
других людей, не быть ничьим господином и ничьим рабом, не притворяться, не лгать, ни ради страха, ни выгоды, не отступать от требований высшего закона своей совести, — всё это требует усилий; вообразить же себе, что установление известных порядков каким-то таинственным путем приведет всех людей, в том числе и меня, ко всякой справедливости и добродетели, и для
достижения этого, не делая усилий мысли, повторять то, что говорят все люди одной партии, суетиться, спорить, лгать, притворяться, браниться, драться, — всё это делается само собой, для этого не нужно усилия.
Если вещи, непосредственно произведенные Богом, были бы сотворены Богом ради
достижения своей цели, то вещи самые последние, ради которых сотворены были первые, необходимо превосходили бы все
другие.
С
другой стороны, и хозяйство (в широком смысле) тоже ощущает себя как творчество и, на известной высоте
достижений, начинает несколько стыдиться хозяйственности своей как клейма рабства, и потому ищет возможного приближения к искусству, преднамеренно и сознательно эстетизирует.
Но есть
другой путь к конкретности, на этом пути будет признан наиболее конкретным человек, представляющий наибольшее преодоление партикуляризма и наибольшее
достижение универсальности.
И нужно признать, что техника, уничтожая ряд иллюзий человека, порожденных слабостью и зависимостью, может способствовать преодолению религиозного материализма и
достижению большей духовности, так же как, с
другой стороны, она грозит окончательной материализацией.
И тут этическая задача в индивидуализации собственности, с одной стороны, а с
другой — в ограничении собственности личной собственностью общественной и государственной, в
достижении максимальной свободы и минимального принуждения.
Сколько бы ни изучал человек жизнь видимую, осязаемую, наблюдаемую им в себе и
других, жизнь, совершающуюся без его усилий, — жизнь эта всегда останется для него тайной; он никогда из этих наблюдений не поймет эту несознаваемую им жизнь и наблюдениями над этой таинственной, всегда скрывающейся от него в бесконечность пространства и времени, жизнью никак не осветит свою истинную жизнь, открытую ему в его сознании и состоящую в подчинении его совершенно особенной от всех и самой известной ему животной личности совершенно особенному и самому известному ему закону разума, для
достижения своего совершенно особенного и самого известного ему блага.
Забвение ближайших интересов личности для
достижения отдаленных целей той же личности, как это бывает при так называемой любви, не выросшей на самоотречении, есть только предпочтение одних существ
другим для своего личного блага.
Стоит допустить это и вся прежняя безумная деятельность, направленная на недостижимое благо личности, заменяется
другою деятельностью, согласной с законом мира и направленной к
достижению наибольшего возможного блага своего и всего мира.
И вот, стремясь к
достижению этого своего блага, человек замечает, что благо это зависит от
других существ.
Совсем
другое означает символическая сакрализация предметов этого мира, которая переходит в порабощение человека этим предметом и мешает
достижению реальности.
Эта отдаленная цель показалась бы для
других абсурдом, бредом больного воображения, до того
достижение ее было несбыточно для юного дворянчика-солдата, без связей и покровительства, без большого состояния, безвестного, неказистого, хилого. Но Суворов чувствовал в себе достаточно сил для того, чтобы добиваться этой, якобы несбыточной, мечты, определил к тому средства, обдумывал программу.
Ему нужно было средство для
достижения цели, которую он видел в Юлие Цезаре и
других, но претвориться в солдата, сделаться таким, чтобы от него «отдавало солдатом» всюду и всегда, — этого он желать не мог.
В ней сидели бесы самолюбия, самомнения и тщеславия, и не давали ей ни минуты покоя; препятствия к
достижению цели только раздражали ее, а если эти препятствия становились чересчур серьезны, она бросалась с такой же, если не большей энергией в
другой дело.
Для
достижения этой цели всего лучше было оговорить их же и стать на стороне противников, то есть народа; таким образом он представлял завистливой власти государя, что есть
другая власть, которая осмеливается ему противиться хоть словом.
Не встречают ли и там благородных несчастливцев, которые, служа
другим для
достижения цели, падают жертвами их?
Но рука Анастасии обещана великим князем касимовскому царевичу Каракаче, но боярин Образец питает к своему постояльцу особенное недоброжелательство!.. Как предупредить ужасный союз с татарином и разрушить препятствия, разделяющие его с отцом Анастасии? К кому ближе, успешнее прибегнуть для
достижения того и
другого? В таких мыслях застал его Андрюша.
Она рисовала ему картины их будущего семейного счастья, одна
другой заманчивее. Образ погибшей Лиды отходил от него все дальше и дальше и, наконец скрылся совершенно. Княжна, впрочем, для
достижения этого счастья предписывала свои условия, требовала продолжительную отсрочку.
Кремнем он был и в
достижении намеченной цели. Он никогда не действовал лицом к лицу, а умел всегда заставить
другого исполнить его волю.
А
другой раз Лелька еще более сильное получила впечатление. Возвращалась она из города, — давала в райкоме отчет о проведенной работе и
достижениях. Со станции наняла мужика, поехала в санях. Мужик не знал, кто она, и говорил откровенно. И говорил так...
А между тем, трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа. Еще труднее найти
другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как та цель, к
достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 12-м году.
Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее, тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь на земле наслаждений и счастия; трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло
друг другу, для
достижения этого невозможного, призрачного и порочного счастия.
Приемы же и средства борьбы у тех и
других одинаково чужды свойствам человеческой души и основам христианского учения и, одинаково озлобляя людей и доводя их до высшей степени неразумия и озверения, не только не достигают той цели, которую они выставляют, но, напротив, только отдаляют людей от возможности
достижения ее.
Русские, умиравшие наполовину, сделали всё, чтò можно сделать и должно было сделать для
достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что
другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, чтò было невозможно.
Какое же страшное губительное суеверие то, под влиянием которого люди, пренебрегая внутренней работой над собою, то есть тем одним, что действительно нужно для блага своего и общего и в чем одном властен человек, направляют все свои силы на находящееся вне их власти устройство жизни
других людей и для
достижения этой невозможной цели употребляют наверное дурные и вредные для себя и
других средства насилия, вернее всего отдаляющие их как от своего личного, так и от общего совершенства?!
Некоторые управляющие (тут были и полуграмотные экономы) слушали испуганно, предполагая смысл речи в том, что молодой граф недоволен их управлением и утайкой денег;
другие, после первого страха, находили забавным шепелявенье Пьера и новые, неслыханные ими слова; третьи находили просто удовольствие послушать, как говорит барин; четвертые, самые умные, в том числе и главноуправляющий, поняли из этой речи то, каким образом надо обходиться с барином для
достижения своих целей.
Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для
достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий
других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с бо̀льшими людьми он связан, тем больше власти он имеет на
других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка.
С
другой же стороны, из глубины кризис культуры начинается в обнаружении религиозной воли к реальному преображению жизни, к
достижению нового бытия, новой земли и нового неба.
И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны: укоры за несоблюдение континентальной системы, и герцог Ольденбургский, и движение войск в Пруссию, предпринятое (как казалось Наполеону) для того только, чтобы достигнуть вооруженного мира, и любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностию приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребность приобретения таких выгод, которые бы окупили эти расходы, и одурманившие почести в Дрездене, и дипломатические переговоры, которые, по взгляду современников, были ведены с искренним желанием
достижения мира и которые только уязвляли самолюбие той и
другой стороны, и миллионы миллионов
других причин, подделавшихся под имеющее совершиться событие, совпавших с ним.