Неточные совпадения
В женском вопросе он был на
стороне крайних сторонников полной
свободы женщин и
в особенности их права на труд, но жил с женою так, что все любовались их дружною бездетною семейною жизнью, и устроил жизнь своей жены так, что она ничего не делала и не могла делать, кроме общей с мужем заботы, как получше и повеселее провести время.
Гоголь и Достоевский давали весьма обильное количество фактов, химически сродных основной черте характера Самгина, — он это хорошо чувствовал, и это тоже было приятно. Уродливость быта и капризная разнузданность психики объясняли Самгину его раздор с действительностью, а мучительные поиски героями Достоевского непоколебимой истины и внутренней
свободы, снова приподнимая его, выводили
в сторону из толпы обыкновенных людей, сближая его с беспокойными героями Достоевского.
— Сообщают, что либералы пошевеливаются
в сторону конституции. Пожилая новость. Профессура и адвокаты, конечно? Ну, что ж, пускай зарабатывают для нас некоторые
свободы.
Думать
в этом направлении пришлось недолго. Очень легко явилась простая мысль, что
в мире купли-продажи только деньги, большие деньги, могут обеспечить
свободу, только они позволят отойти
в сторону из стада людей, каждый из которых бешено стремится к независимости за счет других.
Не знали, бедные, куда деться, как сжаться, краснели, пыхтели и потели, пока Татьяна Марковна, частию из жалости, частию оттого, что от них
в комнате было и тесно, и душно, и «пахло севрюгой», как тихонько выразилась она Марфеньке, не выпустила их
в сад, где они, почувствовав себя на
свободе, начали бегать и скакать, только прутья от кустов полетели
в стороны,
в ожидании, пока позовут завтракать.
Так,
в настоящем случае, кроме того что акционерный делец, жаловавшийся на клевету, был грязный человек, Бе был на
стороне оставления жалобы без последствий еще и потому, что это обвинение
в клевете журналиста было стеснение
свободы печати.
Сосредоточенность на материальной
стороне жизни, которая наиболее далека от
свободы, ведет к тому, что
в ней начинают видеть не средства, а цель жизни, творческую духовную жизнь или совсем отрицают, или подчиняют материальной жизни, от нее получают директивы.
В последнее время я опять остро чувствую два начала
в себе: с одной
стороны, аристократическое начало, аристократическое понимание личности и творческой
свободы; с другой
стороны, сильное чувство исторической судьбы, не допускающее возврата назад, и социалистические симпатии, вытекающие из религиозного источника.
За пределами противоположения между Богом и несотворенной
свободой, описывающего наш духовный опыт по сю
сторону, лежит трансцендентная божественная тайна,
в которой все противоречия снимаются, там неизъяснимый и невыразимый божественный свет.
Борьба за
свободу, которую я вел всю жизнь, была самым положительным и ценным
в моей жизни, но
в ней была и отрицательная
сторона — разрыв, отчужденность, неслиянность, даже вражда.
Но
в остром столкновении Розанова с христианством я был на
стороне христианства, потому что это значило для меня быть на
стороне личности против рода,
свободы духа против объективированной магии плоти,
в которой тонет образ человека.
В душе мира совершается сдвиг
в сторону царства
свободы и благодати.
В этом отношении юридическая практика требует, чтобы
стороны признавали друг за другом самую широкую
свободу.
Чтобы достигнуть этого, надобно прежде всего ослабить до минимума путы, связывающие его деятельность, устроиться так, чтобы стоять
в стороне от прочей «гольтепы», чтобы порядки последней не были для него обязательны, чтобы за ним обеспечена была личная
свобода действий; словом сказать, чтобы имя его пользовалось почетом
в мире сельских властей и через посредство их производило давление на голь мирскую.
Только когда мы выехали из города и грязно-пестрые улицы и несносный оглушительный шум мостовой заменились просторным видом полей и мягким похряскиванием колес по пыльной дороге и весенний пахучий воздух и простор охватил меня со всех
сторон, только тогда я немного опомнился от разнообразных новых впечатлений и сознания
свободы, которые
в эти два дня совершенно меня запутали.
Свобода в этой
стороне большая.
И вот, с одной
стороны, люди, христиане по имени, исповедующие
свободу, равенство, братство, рядом с этим готовы во имя
свободы к самой рабской, униженной покорности, во имя равенства к самым резким и бессмысленным, только по внешним признакам, разделениям людей на высших, низших, своих союзников и врагов, и во имя братства — готовы убивать этих братьев [То, что у некоторых народов, у англичан и американцев, нет еще общей воинской повинности (хотя у них уже раздаются голоса
в пользу ее), а вербовка и наем солдат, то это нисколько не изменяет положения рабства граждан по отношению правительств.
Он и не противился; он вырывался от не пускавших его; он требовал своего посоха, молил, чтоб отдали ему его
свободу, чтоб отпустили его на все четыре
стороны; что он
в «этом доме» был обесчещен, избит; что он воротился для того, чтоб составить всеобщее счастье; что может ли он, наконец, оставаться
в «доме неблагодарности и есть щи, хотя сытные, но приправленные побоями»?
— Полноте, Семен Иванович, — возразил Круциферский, — что вы это говорите! Целая
сторона жизни, лучшая, полная счастия и блаженства, вам осталась неизвестна. И что вам
в этой
свободе, состоящей
в отсутствии всяких ощущений,
в эгоизме.
Надобно быстро подсечь, и если рыба невелика, то легонько ее вытащить; если же вы послышите большую рыбу, то после подсечки, которая должна быть довольно сильна, чтобы жало крючка могло вонзиться глубже, надобно дать ей
свободу ходить на кругах, не ослабляя лесы, и не вдруг выводить на поверхность воды, а терпеливо дожидаться, когда рыба утомится и сделается смирна; тогда, смотря по удобству берега или подведя поближе, взять ее рукою под жабры, если берег крут — или вытащить ее таском, если берег полог, для чего надобно отбежать назад или
в сторону.
Недели через две,
в воскресный день, у ворот рыбакова дома и на самом дворе можно было видеть несколько подвод; на холмистом скате высокого берегового хребта, которым замыкалась с трех
сторон площадка, бродили пущенные на
свободу лошади, щипавшие сочную листву орешника.
Затем он наклонен к разгулу и
в нем-то, главным образом, и ставит
свободу: точно как тот же мальчик, не умеющий постигнуть настоящей сути, отчего так сладка женская любовь, и знающий только внешнюю
сторону дела, которая у него и превращается
в сальности: Тихон, собираясь уезжать, с бесстыднейшим цинизмом говорит жене, упрашивающей его взять ее с собою: «С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!
Конечно, он все-таки ничего не смыслит ни
в действительной
свободе, ни
в действительной гласности, но так как он произносит свои афоризмы совершенно так, как бы находился
в здравом уме и твердой памяти, то со
стороны может казаться, что он, пожалуй, что-нибудь и смыслит.
— Лизавета Михайловна скончалась. Признаюсь вам, это была большая ошибка с моей
стороны. Увлечь молодую девицу, не будучи вполне уверенным
в своей
свободе, — как хотите, а это нехорошо! Теперь, однако ж, эти увлечения прошли, и
в занятиях статистикой…
Написать ей записку,
в которой сказать ей, что он ее ревнует и просит ее, чтоб она откровенно призналась, если любит этого француза, и
в таком случае предложить ей, не стесняя более ни себя, ни его, разъехаться, и что он, с своей
стороны, предоставит ей полную
свободу и даже часть состояния.
Яков. Хорош Ефимыч!.. Какие у него все понимающие, грустно-ласковые глаза. Он как бы говорит: «Ну, зачем все это? Ушли бы вы
в сторону… дали бы нам
свободу… ушли бы!»
Венеровский. Ну, так и видите, главное
в супружестве
свобода и независимость обеих
сторон.
На
стороне той неведомой силы, которая
в лице этого Свитки протягивает теперь ему руку, он как будто чуял и свет, и правду, и
свободу или по крайней мере борьбу за них.
Адские муки, составляющие оборотную
сторону человеческой
свободы, суть ее privillegium odiosum [Ненавистная привилегия (лат.).], и
в них выражается уважение этой
свободе, воздаваемое Богом.
Шеллинг, с одной
стороны, усиленно настаивает на полной трансцендентности Бога миру и,
в этом смысле, на полной Его
свободе в творении (или не-творении) мира.
Отсюда следует, что и религиозная философия требует
свободы исследования, а следовательно, и теоретического сомнения совершенно
в такой же степени, как и всякая иная философия; на ее
стороне имеется при этом даже преимущество остроты критического зрения, потому что она сознает свою религиозную обусловленность и знает ее опасные
стороны.
Но
в то же время мир был только предсотворен
в человеке, который должен был со своей
стороны сотворить самого себя собственной
свободой и лишь затем вступить во владение миром, осуществив общий план творения.
Этому ничто Создателем указано положение темной основы, пассивного, послушного начала, изнанки, а не лицевой
стороны бытия, но тварная
свобода вольна вызвать к бытию и небытие, актуализировать ничто, влить
в него собственную жизнь.
«Поэтому должна быть принята такая причинность, чрез которую нечто совершается, без того, чтобы эта причина не определялась далее еще через какую-либо предшествующую причину по необходимым законам, т. е. через абсолютную спонтанность причин, которые бы от себя начинали ряд явлений, протекающих по законам природы, следовательно, трансцендентальную
свободу, без которой даже
в развитии природы порядок явлений со
стороны причин никогда не является полным» (370).
Если во всем можно находить свою добрую
сторону, то добрая
сторона такой недоброй вещи, как лишение
свободы, конечно, заключается только
в том, что она дает человеку одно лишнее средство одуматься поневоле.
— Можете говорить, что вам угодно, а всякий борется за существование, как он умеет, — отвечал, обижаясь, Жозеф. — Я за границей, при иностранных законах о праве женщины не трусил, и никогда бы не струсил, и не побоялся моей жены, будь я ей хоть даже вдесятеро более должен, но когда мы въезжаем
в Россию, где на
стороне женщин законы, тут… я, как мужчина, обязан сберечь свою
свободу от жениной власти; да-с, я это обязан!
В этих соображениях Горданов принял ближайшее участие, не стесняясь нимало молчанием Кишенского, и через час времени было положено: взять с Иосафа Платоновича вексель
в пятнадцать тысяч рублей «по предъявлению» с тем, чтобы на слове он был спокоен, что этого предъявления
в течение трех лет не последует, и затем дать ему
свободу на все четыре
стороны.
Лишенная
свободы, она таяла
в темничном заключении, не видя ни с чьей
стороны ни малейшего участия к несчастному своему положению.
Все реформы
в положении рабочих классов вызывают со
стороны буржуазных классов крики о нарушении
свободы, о насилии.
В самой духовной
стороне человека могут быть тяжелые заболевания, может быть раздвоение, может быть экстериоризация и самоотчуждение духа, может быть утеря
свободы, может быть пленение духа.
Но, с другой
стороны, демократия означает самоуправление человека, права человека и гражданина,
свободы человека, и
в этом смысле она имеет вечное значение.
Но, с другой
стороны, христианство необычайно возвышает человека, признает его образом и подобием Божиим, признает
в нем духовное начало, возвышающее его над природным и социальным миром, признает
в нем духовную
свободу, независимо от царства кесаря, верит, что сам Бог стал человеком и этим возвысил человека до небес.
Демократия, с одной
стороны, означает суверенность народа, господство большого числа, и
в этом смысле она скорее неблагоприятна для личности и
свободы.
В современных демократических государствах,
в которых
свобода и жизнь людей гарантированы правом, жизнь людей, тела людей находятся
в сравнительной безопасности от посягательств со
стороны фанатиков.
Сама церковь тут может быть понята двояко — с одной
стороны, она есть духовная соборность, с которой я соединяюсь
в свободе и с которой предстою перед Богом, с другой
стороны, она есть социально организованная историческая группировка, способная внешне насиловать мою совесть и лишать мои нравственные акты характера чистоты,
свободы и первородности, т. е. быть «общественным мнением».
И тут этическая задача
в индивидуализации собственности, с одной
стороны, а с другой —
в ограничении собственности личной собственностью общественной и государственной,
в достижении максимальной
свободы и минимального принуждения.
Можно даже установить следующий парадокс, играющий немалую роль
в истории религиозных идей:
свобода воли, вечно стоящая перед устрашающей необходимостью делать избрание навязанного ей со
стороны и сверху, порабощала и угнетала человека; настоящее освобождение человека происходило от благодати, а не от
свободы воли; человек свободен, когда ему не нужно выбирать.
— Маркиз был чрезвычайно раздражен и даже задорен и, кажется, не совсем удовлетворился фактической
стороной дела. Но что прикажете делать? Я вот уже слишком год — жертва таких же столкновений; получал даже вызовы, а о письмах и говорить нечего. Я всем и каждому говорю одно и то же: романист, списывающий с реальной жизни, неминуемо должен впадать
в нескромности. Личных и тем менее неблаговидных побуждений у меня никогда не было; но, помимо этого, я должен стоять за полнейшую
свободу изображения.
Копцевич, едучи с Исмайловым
в Малороссию, играл, впрочем, такую роль, что он
в деле воспитания будто и Филарету еще не вполне верит: он вез воспитателя с собою, чтобы на
свободе в Малороссии хорошенько этого магистра «испытать с разных
сторон».
Ибо, по его воззрениям, практическая мудрость людей не имела бы более высокой цели, как вносить
в общество наибольшую естественность и
свободу, но именно поэтому следует свято и нерушимо блюсти естественные законы общества, уважать существующий порядок вещей и, постоянно просматривая его, внедрять разумные его
стороны, не забывая природы из-за культуры и наоборот».)