Неточные совпадения
— Конституция, доложу я вам, почтеннейшая моя Марфа Терентьевна, — говорил он купчихе Распоповой, — вовсе не такое уж пугало, как люди несмысленные о сем полагают.
Смысл каждой конституции таков: всякий
в дому своем благополучно да почивает! Что же тут, спрашиваю я вас, сударыня моя, страшного
или презорного? [Презорный — презирающий правила
или законы.]
— Разумеется, труд. Труд
в том
смысле, что если бы не было его
или других ему подобных, то и дорог бы не было.
Извольте видеть-с: если б я не был так уверен, то уж, разумеется, при моей опытности, не рискнул бы так прямо вас обвинить; ибо за подобное, прямое и гласное, но ложное
или даже только ошибочное обвинение я,
в некотором
смысле, сам отвечаю.
— Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это все самолюбие, львиные привычки, [Львиные привычки — здесь:
в смысле щегольских привычек «светского льва».] фатство. [Фатство (
или фатовство) — чрезмерное щегольство, от слова фат — пошлый франт, щеголь.] Ну, продолжал бы свое поприще
в Петербурге, коли уж такой у него склад… А впрочем, бог с ним совсем! Я нашел довольно редкий экземпляр водяного жука, Dytiscus marginatus, знаешь? Я тебе его покажу.
Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь
в смысле идеальном,
или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства
или болезни и не однажды выражал свое удивление, почему не посадили
в желтый дом [Желтый дом — первая психиатрическая больница
в Москве.]
— Для меня лично корень вопроса этого,
смысл его лежит
в противоречии интернационализма и национализма. Вы знаете, что немецкая социал-демократия своим вотумом о кредитах на войну скомпрометировала интернациональный социализм, что Вандервельде усилил эту компрометацию и что еще раньше поведение таких социалистов, как Вивиани, Мильеран, Бриан э цетера, тоже обнаружили, как бессильна и как,
в то же время, печально гибка этика социалистов. Не выяснено: эта гибкость — свойство людей
или учения?
— Да, напечатал. Похваливают. А по-моему — ерунда! К тому же цензор
или редактор поправили рукопись так, что
смысл исчез, а скука — осталась. А рассказишко-то был написан именно против скуки. Ну, до свидания, мне — сюда! — сказал он, схватив руку Самгина горячей рукой. — Все — бегаю. Места себе ищу, — был
в Польше,
в Германии, на Балканах,
в Турции был, на Кавказе. Неинтересно. На Кавказе, пожалуй, всего интереснее.
Клим Иванович Самгин легко и утешительно думал не об искусстве, но о жизни, сквозь которую он шел ничего не теряя, а, напротив, все более приобретая уверенность, что его путь не только правилен, но и героичен, но не умел
или не хотел — может быть, даже опасался — вскрывать внутренний
смысл фактов, искать
в них единства.
Ольга вместо обыкновенной своей находчивости молчит, холодно смотрит на него и еще холоднее говорит свое «не знаю». А он не потрудился
или не умел вникнуть
в сокровенный
смысл этого «не знаю».
— Матушка! кабак! кабак! Кто говорит кабак? Это храм мудрости и добродетели. Я честный человек, матушка: да
или нет? Ты только изреки — честный я
или нет? Обманул я, уязвил, налгал, наклеветал, насплетничал на ближнего? изрыгал хулу, злобу? Николи! — гордо произнес он, стараясь выпрямиться. — Нарушил ли присягу
в верности царю и отечеству? производил поборы, извращал
смысл закона, посягал на интерес казны? Николи! Мухи не обидел, матушка: безвреден, яко червь пресмыкающийся…
Или, как огонь, осветит путь, вызовет силы, закалит их энергией и бросит трепет, жар, негу и страсть
в каждый момент,
в каждую мысль… направит жизнь, поможет угадать ее
смысл, задачу и совершить ее.
Я прибежал к Ламберту. О, как ни желал бы я придать логический вид и отыскать хоть малейший здравый
смысл в моих поступках
в тот вечер и во всю ту ночь, но даже и теперь, когда могу уже все сообразить, я никак не
в силах представить дело
в надлежащей ясной связи. Тут было чувство
или, лучше сказать, целый хаос чувств, среди которых я, естественно, должен был заблудиться. Правда, тут было одно главнейшее чувство, меня подавлявшее и над всем командовавшее, но… признаваться ли
в нем? Тем более что я не уверен…
— То есть вы, собственно, про озноб
или про кровоизлияние? Между тем факт известен, что очень многие из тех, которые
в силах думать о своей предстоящей смерти, самовольной
или нет, весьма часто наклонны заботиться о благообразии вида,
в каком останется их труп.
В этом
смысле и Крафт побоялся излишнего кровоизлияния.
Что же до Макара Иванова, то не знаю,
в каком
смысле он потом женился, то есть с большим ли удовольствием
или только исполняя обязанность.
— Этого я уж не знаю… что, собственно, тут ему не понравится; но поверь, что Анна Андреевна и
в этом
смысле —
в высшей степени порядочный человек. А какова, однако, Анна-то Андреевна! Как раз справилась перед тем у меня вчера утром: «Люблю ли я
или нет госпожу вдову Ахмакову?» Помнишь, я тебе с удивлением вчера передавал: нельзя же бы ей выйти за отца, если б я женился на дочери? Понимаешь теперь?
Но какой
смысл имеет то, чтобы человека, развращенного праздностью и дурным примером, запереть
в тюрьму,
в условия обеспеченной и обязательной праздности,
в сообщество самых развращенных людей?
или перевезти зачем-то на казенный счет — каждый стоит более 500 рублей — из Тульской губернии
в Иркутскую
или из Курской…
— Во-первых, министерство не будет спрашивать Сенат, — с улыбкой снисхождения сказал Игнатий Никифорович, — а вытребует подлинное дело из суда и если найдет ошибку, то и даст заключение
в этом
смысле, а, во-вторых, невинные никогда
или, по крайней мере, как самое редкое исключение, бывают наказаны. А наказываются виновные, — не торопясь, с самодовольной улыбкой говорил Игнатий Никифорович.
Главные качества графа Ивана Михайловича, посредством которых он достиг этого, состояли
в том, что он, во-первых, умел понимать
смысл написанных бумаг и законов, и хотя и нескладно, но умел составлять удобопонятные бумаги и писать их без орфографических ошибок; во-вторых, был чрезвычайно представителен и, где нужно было, мог являть вид не только гордости, но неприступности и величия, а где нужно было, мог быть подобострастен до страстности и подлости; в-третьих,
в том, что у него не было никаких общих принципов
или правил, ни лично нравственных ни государственных, и что он поэтому со всеми мог быть согласен, когда это нужно было, и, когда это нужно было, мог быть со всеми несогласен.
Василий Назарыч указал Привалову на слабые места опеки, но теперь рано было останавливаться на них: Ляховский, конечно, сразу понял бы, откуда дует ветер, и переменил бы тактику, а теперь ему поневоле приходилось высказываться
в том
или другом
смысле.
В политике, которая
в наше время играет господствующую роль, обычно говорят не об истине и лжи, не о добре и зле, а о «правости» и «левости», о «реакционности»
или «революционности», хотя такого рода критерий начинает терять всякий
смысл.
Русь совсем не свята и не почитает для себя обязательно сделаться святой и осуществить идеал святости, она — свята лишь
в том
смысле, что бесконечно почитает святых и святость, только
в святости видит высшее состояние жизни,
в то время как на Западе видят высшее состояние также и
в достижениях познания
или общественной справедливости,
в торжестве культуры,
в творческой гениальности.
Русский народ и истинно русский человек живут святостью не
в том
смысле, что видят
в святости свой путь
или считают святость для себя
в какой-либо мере достижимой
или обязательной.
Бог не есть сила
в природном
смысле, действующая
в пространстве и времени, не есть господин и правитель мира, не есть и самый мир
или сила, разлитая
в мире.
Но именно потому ей чужд империализм
в английском
или германском
смысле слова.
Многие думают, что главная беда России
в том, что русское общество недостаточно либерально
или радикально, и ждут многого от поворота нашего общества влево
в традиционном
смысле этого слова.
Отвращение от конкретной сложности общественно-политических задач бывает у нас часто результатом моноидеизма, когда человек целиком захвачен одной какой-нибудь идеей, моральной
или религиозной
или социальной, но непременно
в смысле спасения человечества одним каким-нибудь способом, одним путем.
В теснившейся
в келье усопшего толпе заметил он с отвращением душевным (за которое сам себя тут же и попрекнул) присутствие, например, Ракитина,
или далекого гостя — обдорского инока, все еще пребывавшего
в монастыре, и обоих их отец Паисий вдруг почему-то счел подозрительными — хотя и не их одних можно было заметить
в этом же
смысле.
Но она
или не поняла
в первую минуту того
смысла, который выходил из его слов,
или поняла, но не до того ей было, чтобы обращать внимание на этот
смысл, и радость о возобновлении любви заглушила
в ней скорбь о близком конце, — как бы то ни было, но она только радовалась и говорила...
«Чем лучше быть: генералом
или архиереем?» — мелькало у меня
в голове; но вопрос этот уже бесчисленное множество раз разрешался мною то
в том, то
в другом
смысле, а потом и он перестал интересовать.
Наконец Марья Маревна сделала решительный шаг. Мальчикам приближалось уж одиннадцать лет, и все, что захолустье могло ей дать
в смысле обучения, было уже исчерпано. Приходилось серьезно думать о продолжении воспитания, и, натурально, взоры ее прежде всего обратились к Москве. Неизвестно, сама ли она догадалась
или надоумил ее отец, только
в одно прекрасное утро, одевши близнецов
в новенькие курточки, она забрала их с собой и ранним утром отправилась
в Отраду.
Даже к сельскому хозяйству, которое, казалось бы, должно было затрогивать существеннейшие ее интересы, она относилась совершенно рутинно, не выказывая ни малейших попыток
в смысле улучшения системы
или приемов.
Я никогда не был кантианцем
в строгом
смысле, как не был толстовцем, марксистом
или ницшеанцем.
Мой иррационализм
или сверхрационализм прошел через «просвещение», не
в смысле французских течений XVIII века, а
в смысле Канта, который формулировал вечную правду «просвещения» и с ней связывал свое учение об автономии.
Любовь, которой пожертвовали и которую подавили во имя свободы
или жалости, идет
в глубину и приобретает особый
смысл.
Воинствующий атеист будет таким и
в своей философии: философия,
в сущности, всегда была религиозной
или в положительном,
или в отрицательном
смысле.
Ортодоксальные системы, которые выражают организованный социальный коллектив, должны отрицать творчество
или признавать его
в очень поверхностном
смысле.
В этом
смысле моя философия более экзистенциальна, чем философия Гейдеггера
или Ясперса.
Это продолжалось многие годы, пока… яркие облака не сдвинулись, вновь изменяя еще раз мировую декорацию, и из-за них не выглянула опять бесконечность, загадочно ровная, заманчивая и дразнящая старыми загадками сфинкса
в новых формах… И тогда я убедился, что эти вопросы были только отодвинуты, а не решены
в том
или другом
смысле.
Я думаю, многие из оканчивавших испытывают и теперь
в большей
или меньшей степени это настроение «последнего года». Образование должно иметь свой культ, подымающий отдельные знания на высоту общего
смысла. Наша система усердно барабанит по отдельным клавишам. Разрозненных звуков до скуки много, общая мелодия отсутствует… Страх, поддерживающий дисциплину, улетучивается с годами и привычкой. Внутренней дисциплины и уважения к школьному строю нет, а жизнь уже заглядывает и манит из-за близкой грани…
Многие замечательные ученые-специалисты, как, например, Лобачевский
или Менделеев, не могут быть
в точном
смысле причислены к интеллигенции, как и, наоборот, многие, ничем не ознаменовавшие себя
в интеллектуальном труде, к интеллигенции принадлежат.
Все нецерковные мистические движения, разобщенные с вселенским сознанием и вселенским
смыслом истории, отличаются бесплодием, все они чахнут и,
в лучшем случае, имеют значение симптоматическое, подготовительное, переходное
или исключительно индивидуальное.
Пределом внутреннего развития философии Канта остается Гегель, а не Коген
или Риккерт,
в этом исторический
смысл кантианства, классического кантианства, а не эпигонства.
Учение о прогрессе, о
смысле истории неизбежно предполагает благодатное завершение истории, конечный исход, конец истории, ту
или иную эсхатологию;
в эсхатологии — пафос религии прогресса, душа ее.
Насильственно удерживать
в церкви
или насильственно вводить
в церковь — вот слова, лишенные всякого
смысла и значения.
Само собою разумеется, что слово «видимый» и «невидимый» нужно понимать всеобъемлюще, не
в смысле зрительного восприятия и не
в смысле внешнего восприятия, а
в смысле принудительной данности
или отсутствия принудительной данности.
Разработка копей ведется недобросовестно, на кулаческих началах. «Никаких улучшений
в технике производства
или изысканий для обеспечения ему прочной будущности не предпринималось, — читаем
в докладной записке одного официального лица, — работы,
в смысле их хозяйственной постановки, имели все признаки хищничества, о чем свидетельствует и последний отчет окружного инженера».
Презрение к женщине, как к низкому существу
или вещи, доходит у гиляка до такой степени, что
в сфере женского вопроса он не считает предосудительным даже рабство
в прямом и грубом
смысле этого слова.
Только там, при легком шуме бегущей реки, посреди цветущих и зеленеющих деревьев и кустов, теплом и благовонием дышащей ночи, имеют полный
смысл и обаятельную силу соловьиные песни… но они болезненно действуют на душу, когда слышишь их на улице,
в пыли и шуме экипажей,
или в душной комнате,
в говоре людских речей.
В строгом
смысле нельзя назвать это разделение совершенно точным, потому что нельзя определить с точностью, на каком основании такие-то породы птиц называются болотною, водяною, степною
или лесною дичью, ибо некоторые противоположные свойства мешают совершенно правильному разделению их на разряды: некоторые одни и те же породы дичи живут иногда
в степи и полях, иногда
в лесу, иногда
в болоте.
Народ употребляет их как нарицательные
в укоризненном
смысле: «Экой вяхирь»
или «витютин» говорят про человека вялого
или несметливого.