Неточные совпадения
После обычных вопросов о желании их вступить
в брак, и не обещались ли они другим, и их странно для них самих звучавших ответов началась новая служба. Кити слушала слова молитвы, желая понять их
смысл, но не могла. Чувство торжества и светлой радости по мере совершения обряда всё больше и больше переполняло ее душу и лишало ее
возможности внимания.
В пользу женитьбы вообще было, во-первых, то, что женитьба, кроме приятностей домашнего очага, устраняя неправильность половой жизни, давала
возможность нравственной жизни; во-вторых, и главное, то, что Нехлюдов надеялся, что семья, дети дадут
смысл его теперь бессодержательной жизни. Это было за женитьбу вообще. Против же женитьбы вообще было, во-первых, общий всем немолодым холостякам страх за лишение свободы и, во-вторых, бессознательный страх перед таинственным существом женщины.
В этом
смысле ученье мое шло даже хуже, нежели ученье старших братьев и сестер. Тех мучили, но
в ученье их все-таки присутствовала хоть какая-нибудь последовательность, а кроме того, их было пятеро, и они имели
возможность проверять друг друга. Эта проверка установлялась сама собою, по естественному ходу вещей, и несомненно помогала им. Меня не мучили, но зато и помощи я ниоткуда не имел.
Я, конечно, модернист, но
в том
смысле, что признаю
возможность творческого процесса
в христианстве,
возможность новизны.
Меня называли модернистом, и это верно
в том
смысле, что я верил и верю
в возможность новой эпохи
в христианстве, — эпохи Духа, которая и будет творческой эпохой.
Апокалиптическое и эсхатологическое сознание должно признать
смысл истории и должно верить
в возможность просветления мировой плоти.
Земная жизнь человека и человечества лишилась бы всякого религиозного
смысла, если бы для каждого существа жизнь эта не была неповторяемым делом спасения, если допустить
возможность отложить дело спасения до новых форм существования (метемпсихоз) и перенести
в другие миры.
Лишь рационалистическое рассечение целостного человеческого существа может привести к утверждению самодовлеющей теоретической ценности знания, но для познающего, как для существа живого и целостного, не рационализированного, ясно, что познание имеет прежде всего практическую (не
в утилитарном, конечно,
смысле слова) ценность, что познание есть функция жизни, что
возможность брачного познания основана на тождестве субъекта и объекта, на раскрытии того же разума и той же бесконечной жизни
в бытии, что и
в познающем.
Она держит человека между двух стульев и отнимает у него всякую
возможность действовать
в каком бы то ни было
смысле.
Наконец, принялась везде «защищать» Варвару Петровну, конечно лишь
в самом высшем
смысле, то есть, по
возможности,
в самом неопределенном.
Так что, как сведения, полученные мною после выхода моей книги о том, как не переставая понималось и понимается меньшинством людей христианское учение
в его прямом и истинном
смысле, так и критики на нее, и церковные и светские, отрицающие
возможность понимать учение Христа
в прямом
смысле, убедили меня
в том, что тогда как, с одной стороны, никогда для меньшинства не прекращалось, но всё яснее и яснее становилось истинное понимание этого учения, так, с другой стороны, для большинства
смысл его всё более и более затемнялся, дойдя, наконец, до той степени затемнения, что люди прямо уже не понимают самых простых положений, самыми простыми словами выраженных
в Евангелии.
Если б представилась
возможность творчески отнестись к картине этой всесторонней жизненной неурядицы, это уже был бы громадный выигрыш
в смысле общественного освежения.
И я ничего не мог ни возразить, ни объяснить, ибо знаю, что, по утвердившемуся на улице понятию, обладание властью действительно равносильно
возможности гнуть
в бараний рог и что
в этом
смысле мы, точно, никакой власти не имеем. Или, быть может, мы имеем ее
в каком-нибудь другом
смысле?.. Risum teneatis, amici!
Одно из действий образованности на человека состоит
в том, что она, расширяя круг его зрения, дает ему
возможность понимать
в истинном
смысле явления, не сходные с ближайшими к «ему, которые одни только кажутся удобопонятными для необразованного ума, не постигающего явлений, чуждых непосредственной сфере его жизненных отправлений.
Одним словом, нет, по-видимому,
возможности подвергать сомнению факт, что наше эстетическое чувство, подобно всем другим, имеет свои нормальные границы относительно продолжительности и интенсивности своего напряженного состояния и что
в этих двух
смыслах нельзя называть его ненасытным или бесконечным.
Автору кажется, что бесполезно толковать об основных вопросах науки только тогда, когда нельзя сказать о них ничего нового и основательного, когда не приготовлена еще
возможность видеть, что наука изменяет свои прежние воззрения, и показать,
в каком
смысле, по всей вероятности, должны они измениться. Но когда выработаны материалы для нового воззрения на основные вопросы нашей специальной науки, и можно, и должно высказать эти основные идеи.
Шаховской с радостью согласился, но читать не было никакой
возможности: кроме сквернейшего почерка, грубейщих ошибок
в правописании, — знаков препинания или совсем не было, или они ставились наперекор человеческому
смыслу.
Признаться, мне очень хотелось, чтобы и все другие вооружились сообразно своей силе и
возможности, но я ни у кого не встретил к этому должного внимания и готовности. Аполлинарий брал только чубук да гитару, а с девушками ехали таганы, сковороды, котелки с яйцами и чугунок.
В чугунке предполагалось варить пшенный кулеш с салом, а на сковороде жарить яичницу, и
в этом
смысле они были прекрасны; но
в смысле обороны, на случай возможных проделок со стороны Селивана, решительно ничего не значили.
Если бы я не опасался выразиться вульгарно
в самом начале рассказа, то я сказал бы, что Шерамур есть герой брюха,
в самом тесном
смысле, какой только можно соединить с этим выражением. Но все равно: я должен это сказать, потому что свойство материи лишает меня
возможности быть очень разборчивым
в выражениях, — иначе я ничего не выражу. Герой мой — личность узкая и однообразная, а эпопея его — бедная и утомительная, но тем не менее я рискую ее рассказывать.
Земная жизнь для усталого, но чувственного человека восточных стран кажется призрачной, лишенной
смысла, а убеждение
в возможности иного, посмертного, бытия побуждает его уже на земле готовиться к райскому покою, как это делали пустынники Фиваиды [Фиваида — пустынная местность
в Палестине.], как делают аскеты Индии и наши сектанты-мистики.
Смысл этой игры — глубок. Все карты — парные, он один — один, ибо его пара до игры — сброшена. Всякая карта должна найти свою пару и с ней уйти, просто — сойти со сцены, как красавица или авантюристка, выходящая замуж, — со стола всех еще
возможностей, всеможности, единоличных и, может быть, исторических судеб —
в тихую, никому уже не любопытную, не нужную и не страшную стопу отыгранных — парных карт. Предоставляя ему — весь стол, его — своей единственности.
Для людей, смотрящих на плотскую любовь как на удовольствие, рождение детей потеряло свой
смысл и, вместо того чтобы быть целью и оправданием супружеских отношений, стало помехой для приятного продолжения удовольствий, и потому и вне брака и
в браке стало распространяться употребление средств, лишающих женщину
возможности деторождения. Такие люди лишают себя не только той единственной радости и искупления, которые даются детьми, но и человеческого достоинства и образа.
Кое-что попадалось ему и прежде, но большею частью урывком, кое-что было известно вскользь или только по слуху, по отзывам, по разговорам, а теперь все оно здесь, воочию,
в полном его распоряжении, с
возможностью читать не вскользь, а основательно и прочно, углубляясь и вдумываясь
в смысл всего того, что
в то время и не одному Хвалынцеву с его увлекающейся юностью казалось высшей и безусловной правдой, высшим откровением.
Однако им принадлежит самостоятельное бытие
в том
смысле, что они являются онтологическим prius [Первооснова, основание (лат.); букв.: предыдущее, предшествующее, первичное.] вещей,
в силу которого
возможность (δυνάμει δν) переходит
в действительность (ενεργεία öv), причем каждая форма имеет пребывающее, вечное существование, а совокупность форм образует их иерархию или организм.
Булгаков по поводу имясловия написал статью «Афонское дело» (Русская мысль. 1913. № 9), а позднее (
в 1920 г.) монографию «Философия имени» (Париж, 1953).], помимо общего своего богословского
смысла, является
в некотором роде трансцендентальным условием молитвы, конституирующим
возможность религиозного опыта.
Другая
возможность, дли нас единственно допустимая, состоит
в том, что мир создан из ничего
в смысле укона, и потому первым, основным и существенным актом творения было облечение его меоном.
Может быть два значения этого не по
смыслу тварного ничто, которым соответствуют два вида греческого отрицания: ου и μη (d privativum к этому случаю совсем не относится): первое соответствует полному отрицанию бытия — ничто, второе же лишь его невыявленности и неопределенности — нечто [
В новой философии развитие между μη и ου отчетливее всего выражено Шеллингом
в его «Darstekkung des philosophischen Empirismus» (A. W. II, 571): «μη öv есть несуществующее, которое лишь есть несуществующее, относительно которого отвергается только действительное существование, но не
возможность существовать, которое поэтому, так как оно имеет пред собой бытие, как
возможность существовать, хотя и не есть существующее, однако не так, чтобы оно не могло быть существующим.
В известном
смысле можно считать (гносеологически) трансцендентным сознанию всякую транссубъективную действительность: внешний мир, чужое «я», гору Эльбрус, Каспийское море, всякую неосуществленную
возможность нового опыта.
В этом
смысле надо понимать и принципиальную
возможность апокалипсиса, вообще обетовании и пророчеств, которая как будто противоречит свободе с ее индетерминизмом, множественностью разных
возможностей.
Но после ужаса мировой войны мы вступаем
в эпоху, когда война теряет
смысл и оправдание, когда борьба против
возможности новых войн делается великой этической задачей.
Положительный
смысл зла
в том, что оно есть испытание свободы и что свобода, высшее достоинство твари, предполагает
возможность зла.
Мы принимали присягу после 19 февраля. Смерть Николая никого из нас не огорчила, но и никакого ликования я что-то не припомню. Надежд на новые порядки тоже не являлось и тогда, когда мы вернулись с вакаций. И
в наших мечтах о Дерпте нас манили не более свободная
в политическом
смысле жизнь, даже не буршикозные вольности, а
возможность учиться не как школьникам, а как настоящим питомцам науки.
Но
в гегелианстве заключалась
возможность обращения к действительности, которое может получить двойной
смысл.
О личном счастии он перестал думать, княжна за последнее время еще более явно стала избегать его! Для него,
в смысле взаимности, она была потеряна навсегда, и он примирился с этою роковою мыслью, но решился быть настороже и по
возможности отвратить надвигавшуюся беду.
Провидение не дало ему
возможности совершить над отуманенной адским снадобьем девушкой еще более гнусное преступление. Она предстала пред Всевышним Судьей не оскверненная насилием. Она
в этом
смысле осталась чиста и непорочна. Грязь и позор остались только на нем, графе Свянторжецком, — тоже самозванце-графе.
Она со страхом думала о замужестве именно
в этом
смысле, потере своей воли, подчинении мужу, так как
в возможности найти именно такого мужа, который сумеет подчинить ее себе, и который, вместе с тем, будет соответствовать ее идеалу физической красоты мужчины, она не сомневалась…
Среднего роста, худощавый, юркий и подвижный, с коротко обстриженными волосами и бородкой, с быстрыми, умными, бегающими глазами, говоривший хриплым фальцетом — это был делец
в полном
смысле слова, положивший уже давно
в основу своего нравственного мировоззрения уложение о наказаниях с предвзятою и настойчивою мыслью о полной
возможности спокойно обходить статьи этого кодекса.
— Да не одинаковая, — возразил Павел. — Кем я был прежде — сознаюсь. А теперь, теперь ты сам, как злой враг человеческий, перетолковываешь
смысл моих слов, и отказываешь мне, грешному,
в возможности раскаяния,
в освобождении от тяжелого гнета души моей.
Разрешение, данное Сигизмунду Нарцисовичу князем Прозоровским, влиять на его дочь
в смысле склонения ее на брак с Александром Васильевичем Суворовым дало Кржижановскому более частую
возможность вести беседы с княжной с глазу на глаз и еще более подчинять ее своему тлетворному влиянию.
— Да не одинаковая, — возразил Павел. — Кем я был прежде — сознаюсь. А теперь, ты сам, как злой враг человеческий, перетолковываешь
смысл моих слов, и отказываешь мне, грешному,
в возможности раскаяния,
в освобождении от тяжелого гнета души моей.
Весь
смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только
в его любви и
в возможности ее любви к нему.
Третье то, что
в нашем обществе, вследствие опять того же ложного значения, которое придано плотской любви, рождение детей потеряло свой
смысл и, вместо того чтобы быть целью и оправданием супружеских отношений, стало помехой для приятного продолжения любовных отношений, и что потому и вне брака и
в браке, по совету служителей врачебной науки, стало распространяться употребление средств, лишающих женщину
возможности деторождения, или стало входить
в обычай и привычку то, чего но было прежде и теперь еще нет
в патриархальных крестьянских семьях: продолжение супружеских отношений при беременности и кормлении.
Весь
смысл человеческой жизни заключается
в движении по направлению к этому идеалу, и потому стремление к христианскому идеалу во всей его совокупности и к целомудрию, как к одному из условий этого идеала, не только не исключает
возможности жизни, но, напротив того, отсутствие этого христианского идеала уничтожило бы движение вперед и, следовательно,
возможность жизни.
В продолжение 18 веков шла эта двойная работа: положительная и отрицательная. С одной стороны всё большее и большее удаление людей от
возможности доброй и разумной жизни, а с другой стороны всё большее и большее уяснение учения
в его истинном
смысле.