Так что если бы решение вопроса об освобождении себя от извращенного христианского учения и вытекающего из него допущения насилия, нарушающего любовь, и признание христианского учения в его истинном значении зависело только от людей цивилизованных, пользующихся в нашем обществе
в материальном отношении лучшим, в сравнении с большинством рабочего народа, положением, то предстоящий переход людей от жизни, основанной на насилии, к жизни, основанной на любви, еще не был бы так близок и настоятелен, как он близок и настоятелен теперь и особенно у нас в России, где огромное большинство народа, более двух третей, еще не развращено ни богатством, ни властью, ни цивилизацией.
Неточные совпадения
Быт инородцев был исследован
в политическом, административном, экономическом, этнографическом,
материальном и религиозном
отношениях.
«По
отношению к действительности каждый из нас является истцом, каждый защищает интересы своего «я» от насилия над ним.
В борьбе за
материальные интересы люди иногда являются личными врагами, но ведь жизнь не сводится вся целиком к уголовному и гражданскому процессу, теория борьбы за существование не должна поглощать и не поглощает высших интересов духа, не угашает священного стремления человека познать самого себя».
Некоторые славянофильствующие и
в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными
в отношении к государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам
материальные орудия, если вступим на путь технического развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Сущность грехопадения он видит
в суеверном
отношении к
материальным вещам как источнику силы и знания.
Понятно, что Клеопатра Петровна о всех своих сердечных
отношениях говорила совершенно свободно — и вряд ли
в глубине души своей не сознавала, что для нее все уже кончено на свете, и если предавалась иногда
материальным заботам, то
в этом случае
в ней чисто говорил один только животный инстинкт всякого живого существа, желающего и стремящегося сохранить и обеспечить свое существование.
Марфин сначала вспыхнул, а потом сильно нахмурился; Ченцов не ошибся
в расчете: Егору Егорычу более всего был тяжел разговор с племянником о масонстве, ибо он
в этом
отношении считал себя много и много виноватым;
в дни своих радужных чаяний и надежд на племянника Егор Егорыч предполагал образовать из него искреннейшего, душевного и глубоко-мысленного масона; но, кроме того духовного восприемства, думал сделать его наследником и всего своего
материального богатства, исходатайствовав вместе с тем, чтобы к фамилии Ченцов была присоединена фамилия Марфин по тому поводу, что Валерьян был у него единственный родственник мужского пола.
Граф очень ясно сообразил, что
материальную сторону существования его дочери Бегушев обеспечит, следовательно,
в этом
отношении нечего много беспокоиться; что касается до болезни Елизаветы Николаевны, так тут что ж, ничего не поделаешь — воля божья!
Не будем входить
в рассмотрение того, каким образом надобно понимать
отношение материальной интересности для нас предмета и эстетического наслаждения им, хотя это исследование привело бы к убеждению, что эстетическое наслаждение отлично от
материального интереса или практического взгляда на предмет, но не противоположно ему.
Девки
в счет нейдут при этом, а только парни, которые при больших заработках привыкают к известной роскоши, а затем к водке, так что положение заводского рабочего никак нельзя сравнить ни
в материальном, ни
в нравственном
отношении с положением крестьянина.
Она не говорит: «Допусти то и то, а я тебе дам истину, спрятанную у меня, ты можешь получить ее, рабски повинуясь»;
в отношении к лицу она только направляет внутренний процесс развития, прививает индивидуальности совершённое родом, приобщает ее к современности; она сама есть процесс углубления
в себя природы и развитие полного сознания космоса о себе; ею вселенная приходит
в себя после борений
материального бытия, жизни, погруженной
в непосредственность.
— Об этом я уже с вами говорить не хочу.
В этом
отношении, как я и прежде сказал, вы неизлечимы; но будемте рассуждать собственно о нашем предмете. Целой драмы мы не можем поставить, потому что очень бедны наши
материальные средства, — сцены одной вы не хотите.
В таком случае составимте дивертисман, и вы прочтете что-нибудь
в дивертисмане драматическое, например, «Братья-разбойники» или что-нибудь подобное.
— Как о чем? О студенчестве, о времени, когда жилось так хорошо, если не
в материальном, то
в нравственном
отношении. Помнишь…
Всякое «
материальное» бытие, имеющее силу
в одном
отношении, есть вместе с тем небытие во всех других
отношениях — omnis determinatio est negatio [См. прим. 136 к «Введению».], — всякое определение есть отграничение, всякое отграничение есть отрицание.
Личность
в человеке есть его независимость по
отношению к
материальному миру, который есть материал для работы духа.
И задача заключается
в том, чтобы
в борьбе с капитализмом восстановить это онтологическое ядро, это духовно-личное
отношение к миру вещей и
материальных ценностей, эту интимную связь личности с миром,
в котором она призвана действовать.
Такова этическая установка вовне,
в жизни социальной, этическая же установка
в глубину,
в отношении к жизни духовной, требует духовной свободы от власти собственности над человеческой душой, аскезы
в отношении к
материальной собственности, преодоления греховной похоти к
материальным благам, недопущения себя до рабства у мира.
Собственность, как
отношение человеческой личности к
материальному, вещному миру, всегда связана с социальной обыденностью и может превратиться
в орудие порабощения человеческой личности.
Маркс, поскольку он стоял на эволюционной точке зрения и признавал существование разных этапов
в истории,
в отношении которых оценка меняется, высоко оценивал миссию буржуазии
в прошлом и роль капитализма
в развитии
материальной мощи человечества.
Не только социальная жизнь
в ее целом, которая ведь объемлет
отношение человека к человеку, но и экономика, которую считают
материальной по преимуществу, есть продукт духа.
Хотя с памятной, вероятно, читателям сцены поднятого Олениным на нее мундштука, она порвала с ним всякие
отношения и не бывала внизу, занявшись вместе с теткой и с большим успехом составлением себе
материального обеспечения на случай катастрофы и, совершенно обесценив и обесдоходив громадные имения Виктора Павловича, но все же сознание, что над этим ненавистным ей человеком висит дамоклов меч
в ее лице, и что он хорошо знает это, и это отравляет ему жизнь, доставляло ей жгучее наслаждение.
Будет ли это бытие для нас
материальным или будет божественным,
в отношении к творчеству от этого ничто не меняется.
В нем уже нарушено было должное
отношение человека к человеку и человека к
материальной природе.