Неточные совпадения
И смерть, как единственное средство восстановить
в его сердце любовь к ней, наказать его и одержать победу
в той
борьбе, которую поселившийся
в ее сердце злой
дух вел
с ним, ясно и живо представилась ей.
— Я собираюсь
с духом, — сказала она наконец, — как трудно, если б вы знали! — прибавила потом, отворачиваясь
в сторону, стараясь одолеть
борьбу.
В природной органической жизни
дух и плоть еще не дифференцированы, но означает это не высшее состояние
духа, а элементарное его состояние, всегда связанное
с тяжелой
борьбой за существование и злым принуждением.
И
в этот грозный час нашей истории мы пытаемся противопоставить русский
дух германской машине, хотим понять эту войну, как
борьбу духа с машиной.
Обыкновенно борения
духа я проецировал во вне и выражал их
в форме
борьбы с враждебными течениями.
Борьба рационалистического
духа с иконой, лампадой и ладаном роковым образом превращается
в борьбу с культурой,
с культурной символикой,
с мистическими истоками культуры.
Святые люди, отшельники, затворники, схимники, столпники, пустынники, мученики — не чета мне по крепости
духа, — и они падали
в борьбе с искушением дьявольской плоти.
— Что пролетело по душе его
в эти минуты, какая
борьба совершилась у железной воли
с отцовскою любовью и разумностью, как уступил победу упорный
дух?.. трудно себе представить; но когда раздался за дверью голос Мазана: «Кушанье готово», дедушка вышел спокоен, и ожидавшие его жена и дочери, каждая у своего стула, не заметили на слегка побледневшем лице его ни малейшего гнева; напротив, он был спокойнее, чем поутру, даже веселее, и кушал очень аппетитно.
Но Савины и Колобовы думали несколько иначе и даже послали на о. Крискента два доноса — один преосвященному, а другой
в консисторию, находя выборы нового старосты неправильными. Узнав об этом, о. Крискент не только не смутился, но выказал большую твердость
духа и полную готовность претерпеть
в борьбе с разделительными силами, волновавшими теперь его словесное стадо.
— Алеша умный, Алеша добрый, — проговорил Костя, лениво поднимая голову, — но, милая моя, чтобы узнать, что он умный, добрый и интересный, нужно
с ним три пуда соли съесть… И какой толк
в его доброте или
в его уме? Денег он вам отвалит сколько угодно, это он может, но где нужно употребить характер, дать отпор наглецу и нахалу, там он конфузится и падает
духом. Такие люди, как ваш любезный Алексис, прекрасные люди, но для
борьбы они совершенно не годны. Да и вообще ни на что не годны.
Иногда они со страхом говорят о своей совести, порою искренно мучаются
в борьбе с ней, — но совесть непобедима лишь для слабых
духом; сильные же, быстро овладевая ею, порабощают ее своим целям.
Вредный административный антагонизм исчез совершенно; земские управы, изнемогши
в борьбе с мостами и перевозами, оставили за собой лишь уездную и губернскую статистику, но зато довели эту науку до такого совершенства, что старик Кеттле, приехав однажды
в Балахну ("Балахня — стоит рот распахни", — говорит народная пословица), воскликнул: nunc dimittis [ныне отпущаеши] — и тут же испустил многомятежный
дух свой.
Как пленник, брошенный
в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет. От меня не скрыто лишь, что
в упорной, жестокой
борьбе с дьяволом, началом материальных сил, мне суждено победить, и после того материя и
дух сольются
в гармонии прекрасной и наступит царство мировой воли. Но это будет, лишь когда мало-помалу, через длинный, длинный ряд тысячелетий, и луна, и светлый Сириус, и земля обратятся
в пыль… А до тех пор ужас, ужас…
В заключение своей статьи Белинский высказывает горячее желание, чтобы дарование Кольцова не заглохло под тяжестью обстоятельств жизни, но развивалось и крепло. Он оканчивает напоминанием поэту о твердости
духа и неутомимой
борьбе с жизнью и приводит его же стихотворение «К другу», заключающееся следующими стихами...
Человек рожден
в грехах. От тела все грехи, но
дух живет
в человеке и борется
с телом. Вся жизнь человека это —
борьба духа с телом. И хорошо тому человеку, который
в борьбе этой на стороне не тела, — того тела, которое наверное будет побеждено, а на стороне
духа, — того
духа, который наверное победит, хотя бы
в последний час жизни.
Поэтому аскетический мотив учения Платона следует понимать не
в смысле метафизического осуждения тела, но как требование практического, религиозно-этического аскетизма, — во имя
борьбы с греховной плотью ради победы
духа, приводящей к просветлению и тела.
«Смерть, как единственное средство восстановить
в его сердце любовь к ней, наказать его и одержать победу
в той
борьбе, которую поселившийся
в ее сердце злой
дух вел
с ним, ясно и живо представилась ей.
С наслаждением стала она думать о том, как он будет мучиться, раскаиваться и любить ее память».
В пиршественных палатах князей и богачей, на рынке,
в корчме или на деревенской улице
в толпе мужиков и ремесленников, он пел о священной, прекрасной жизни, о «легко живущих» богах, о людях «
с непреоборимым
духом», гордо и твердо смотревших
в лицо судьбе, о великой
борьбе и великом преодолении страданий.
А между тем
в той же грандиозной
борьбе крохотного эллинского народа
с могучей Персией — мало ли
в ней было того, что могло бы исполнить
дух как раз великой веры
в жизнь и
в силу человеческого
духа, веры
в преодолимость грозных наджизненных сил?
Но потом,
в конце романа,
в мрачной и страшной картине падения человеческого
духа, когда зло, овладев существом человека, парализует всякую силу сопротивления, всякую охоту
борьбы с мраком, падающим на душу и сознательно, излюбленно, со страстью отмщения принимаемым душою вместо света, —
в этой картине — столько назидания для судьи человеческого, что, конечно, он воскликнет
в страхе и недоумении: «Нет, не всегда мне отмщение, и не всегда Аз воздам», и не поставит бесчеловечно
в вину мрачно павшему преступнику того, что он пренебрег указанным вековечно светом исхода и уже сознательно отверг его».
Боже мой, чего только не выдумывала его больная фантазия: тут были и светлые ангелы, ведущие
борьбу с темными
духами зла и побеждающие их. Тут были и райские сады
с маленькими птичками — душами рано умерших детей. Они порхали по душистым цветам Эдема и прославляли пением Великого Творца. Потом он говорил о свирепых горных
духах, прятавшихся
в пещерах…
Магия есть первоначальная техника человека
в борьбе с враждебными силами,
с духами и демонами, есть техническая власть и над самими богами.
Можно было бы сказать, что наибольшей реальностью отличается
борьба духа с природой
в экономике,
в техническом овладении природой.
Между тем как
в действительности действие Святого
Духа на человека, без которого он не мог бы начать
борьбу с грехом, не мог бы верить и надеяться, есть наиболее сокровенно-внутреннее.
Князь Сергей Сергеевич вернулся к себе
в Луговое
в отвратительном состоянии
духа. Это состояние, как результат посещения Зиновьева, было
с ним
в первый раз. Происходило оно вследствие той душевной
борьбы, которая
в нем происходила по поводу данного им княжне обещания под влиянием минуты и охватившего его молодечества ни за что не отступиться от него. Между тем какое-то внутреннее предчувствие говорило ему, что открытием заповедной беседки он действительно накликает на себя большое несчастье.
И
в России происходит
борьба двух
духов, двух типов культуры, или, точнее, —
духа с угашением и ослаблением
духа, подлинной культуры и цивилизации.
— Кирпич, известку?.. Когда сам бог гляделся
в душе твоей?.. Тяжкая
борьба духа с веществом! я изнемог бы под ней.
Болезнь шла быстро, приближаясь к роковому концу. Изможденное тело обессилело
в борьбе с надвигающеюся силою смерти, и лишь живой
дух боролся до конца, временно даже оставаясь победителем. Во время этих побед — коротких промежутков — Александр Васильевич, по-видимому, поправлялся, его поднимали
с постели, сажали
в большое кресло на колесах и возили по комнате.
Слабый
духом, не решавшийся на открытую
борьбу с внушавшей ему почти мистический ужас женщиной, Егор Егорович покорно ждал ударов судьбы, олицетворенной для него
в чернокудрой Настасьи.
— Ничего-то я не знаю. Могу только любить их всех. Если я им нужна, то потому только, что во мне они видят мое бренное тело
в постоянной
борьбе с духом. Больше я никуда не годна.
Нельзя не приветствовать его
борьбы против модернизма, враждующего
с духом вечности
в искусстве.
Вместо того, чтобы сокрушаться
духом и, смирясь, начать плакать о своих грехах у раки святого Иакова Боровского, Кирилл, стоя на самом краю разверзтой пропасти, решился вступить
в отчаянную
борьбу с осудившими его московскими духовными властями и отбиться от «подневольного пострижения»
в чин ангельский.