Неточные совпадения
Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул
воинский дух его, и он на другой же
день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля.
В этот
день его желание вернуться к себе самому было особенно напряженно, ибо он, вот уже несколько
дней, видел себя рекрутом, который неизбежно должен отбывать
воинскую повинность.
Кн. Шаховской в своем «
Деле» жаловался: «Главный контингент надзирателей (66 %) составляют рядовые местных
воинских команд, получающие на казенном содержании по 12 р. 50 к. в месяц.
Пьяное, кровавое, безобразное побоище продолжалось часа три, до тех пор, пока наряженным
воинским частям вместе с пожарной командой не удалось, наконец, оттеснить и рассеять озверевшую толпу. Два полтинничных заведения были подожжены, но пожар скоро затушили. Однако на другой же
день волнение вновь вспыхнуло, на этот раз уже во всем городе и окрестностях. Совсем неожиданно оно приняло характер еврейского погрома, который длился
дня три, со всеми его ужасами и бедствиями.
Новичкам еще много остается
дней до облачения в парадную форму и до этого требовательного осмотра. Но они и сами с горечью понимают, что такая красивая, ловкая и легкая отчетливость во всех
воинских движениях не дается простым подражанием, а приобретается долгой практикой, которая наконец становится бессознательным инстинктом.
Кончились зимние каникулы. Тяжеловато после двух недель почти безграничной свободы втягиваться снова в суровую
воинскую дисциплину, в лекции и репетиции, в строевую муштру, в раннее вставание по утрам, в ночные бессонные дежурства, в скучную повторяемость
дней,
дел и мыслей.
В училище весь
день у юнкеров был сплошь туго загроможден учением и
воинскими обязанностями. Свободными для души и для тела оставались лишь два часа в сутки: от обеда до вечерних занятий, в течение которых юнкер мог передвигаться, куда хочет, и делать, что хочет во внутренних пределах большого белого дома на Знаменской.
Для того, чтобы убедиться в том, что каждый человек, исполняющий
воинскую повинность, становится участником таких
дел государства, которые он не признает и не может признавать, пусть всякий вспомнит только то, что творится в каждом государстве во имя порядка и блага народов и исполнителем чего всегда является войско.
Отбывающий
воинскую повинность становится участником всех этих
дел,
дел в некоторых случаях сомнительных для него, но во многих случаях прямо противных его совести.
В самом
деле, можно ли представить себе более поразительный пример того, как люди сами секут себя, чем та покорность, с которой люди нашего времени исполняют возлагаемые на них те самые обязанности, которые приводят их в рабство, в особенности
воинскую повинность. Люди, очевидно, порабощают сами себя, страдают от этого рабства и верят тому, что это так и надо, что это ничего и не мешает освобождению людей, которое готовится где-то и как-то, несмотря на всё увеличивающееся и увеличивающееся рабство.
Учреждение общей
воинской повинности подобно тому, что случилось бы с человеком, подпирающим заваливающийся дом: стены нагнулись внутрь — поставили подпорки; потолок погнулся — поставили другие; между подпорками провисли доски — еще поставили подпорки. Дошло
дело до того, что подпорки хотя и держат дом, но жить в доме от подпорок уже нельзя.
Калмыки люди совершенно свободные и в калмыцких степях имеют свои куски земли или служат при чьих-либо табунах из рода в род, как единственные знатоки табунного
дела. Они записаны в казаки и отбывают
воинскую повинность, гордо нося казачью фуражку и серьгу в левом ухе. Служа при табунах, они поселяются в кибитках, верстах в трех от зимовника, имеют свой скот и живут своей дикой жизнью в своих диких степях.
Тридцать тысяч войска польского, под предводительством известных своею
воинской доблестью и зверским мужеством панов Сапеги и Лисовского, не успели взять приступом монастыря, защищаемого горстью людей, из которых большая часть в первый раз взялась за оружие; в течение шести недель более шестидесяти осадных орудий, гремя
день и ночь, не могли разрушить простых кирпичных стен монастырских.
В августе Андрей Ефимыч получил от городского головы письмо с просьбой пожаловать по очень важному
делу. Придя в назначенное время в управу, Андрей Ефимыч застал там
воинского начальника, штатного смотрителя уездного училища, члена управы, Хоботова и еще какого-то полного белокурого господина, которого представили ему как доктора. Этот доктор, с польскою, трудно выговариваемою фамилией, жил в тридцати верстах от города, на конском заводе, и был теперь в городе проездом.
Вы, князья буй Рюрик и Давид!
Смолкли ваши
воинские громы.
А не ваши ль плавали в крови
Золотом покрытые шеломы?
И не ваши ль храбрые полки
Рыкают, как туры, умирая
От каленой сабли, от руки
Ратника неведомого края?
Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный
день,
За Русскую землю,
За Игоревы раны —
Удалого сына Святославича!
На вокзале то и
дело вспыхивала трескучая тревожная стрельба поверх толпы — это
воинские части останавливали панику сумасшедших, бегущих по стрелам железных дорог из Смоленской губернии на Москву.
Приказные люди в силу входят, и везде немцы проявляются, особливо в
воинском нашем
деле…
Не один раз слободские бунтовали, и Гарусову приходилось усмирять их при помощи
воинской команды, высылаемой на подмогу из Усторожья доброхотом-воеводой, с которым у Гарусова были свои
дела.
Последнее видно уже и из того, что самая энергическая, постоянная деятельность Петра, во все время жизни Лефорта, посвящаема была морскому
делу, а Лефорт не только не понимал, но и не любил как морских, так и вообще всех
воинских занятий.
Второй семеновский поход (в октябре 1691 года) также не обошелся без ран и увечья, по словам г. Устрялова; а ближний стольник, князь Иван Дмитриевич Долгорукий, «заплатил даже жизнию за
воинский танец», по выражению Гордона; жестоко раненный в правую руку, он умер на 9-й
день (Устрялов, том II, стр. 140).
Одобрения заслуживают всего более ум, приветливость, твердость, попечение о расправе внутренней и
делах воинских.
А который бы человек, князь или боярин, или кто-нибудь, сам или сына, или брата своего послал для какого-нибудь
дела в иное государство, без ведомости, не бив челом государю, и такому б человеку за такое
дело поставлено было в измену, и вотчины, и поместья, и животы взяты б были на царя; и ежели б кто сам поехал, а после его осталися сродственники, и их пытали б, не ведали ли они мысли сродственника своего; или б кто послал сына, или брата, или племянника, и его потому ж пытали б, для чего он послал в иное государство, не напроваживаючи ль каких
воинских людей на московское государство, хотя государством завладети, или для какого иного воровского умышления по чьему научению, и пытав того таким же обычаем» (41 стр.).
Служилые,
воинские мы люди,
Мы по приказу шли и умирали.
Велят — иди и голову клади;
Теперь без зова я иду, охотой!
Уж умирать, так за святое
дело!
То был воевода, князь Холмский, муж благоразумный и твердый — правая рука Иоаннова в предприятиях
воинских, око его в
делах государственных — храбрый в битвах, велеречивый в совете.
(Прим. автора)] во гробе, в сынах моих нет духа
воинского, я воспитала их усердными гражданами: они могут умереть за отечество, но единое небо вливает в сердца то пламенное геройство, которое повелевает роком в
день битвы».
На другой
день Новгород представил вместе и грозную деятельность
воинского стана и великолепие народного пиршества, данного Марфою в знак ее семейственной радости.
Уже среди шумных
воинских приготовлений
день склонялся к вечеру — и юная Ксения, сидя под окном своего девического терема, с любопытством смотрела на движения народные: они казались чуждыми ее спокойному, кроткому сердцу!..
Не только
воинскою славою обязаны вы государям русским: если глаза мои, обращаясь на все концы вашего града, видят повсюду златые кресты великолепных храмов святой веры, если шум Волхова напоминает вам тот великий
день, в который знаки идолослужения погибли с шумом в быстрых волнах его, то вспомните, что Владимир соорудил здесь первый храм истинному богу, Владимир низверг Перуна в пучину Волхова!..
Само собою разумеется, что Шишков не мог примириться с влюбленностью Димитрия и с приездом Ксении в
воинский стан, как будто для бракосочетания с Тверским, а в самом
деле для того, чтобы сказать ему, в присутствии всех русских князей, что она за него идти не хочет, но идет в монастырь.
Одно из них было так называемая «салонная миссия» (missia salonowa), в силу которой Меркурий обязан был постоянно вертеться во всевозможных салонах, незаметно и ловко, между болтовней об опере и вчерашнем рауте, пропагандировать и так и сяк свою «великую идею», подчас поражать умы сердобольных барынь повествованиями о русских ужасах и варварствах, о страданиях несчастной, угнетенной Польши, возбуждать салонное и особенно дамское сочувствие польскому
делу, подчас же ловко втирать очки доверчивому и умеренно-либеральному сановнику насчет консервативности западного «дворáнства» и скрытно-революционных элементов «хлопства», которое только и можно удерживать в повиновении посредством
воинских экзекуций.
Припоминаю один инцидент, который впоследствии был связующим звеном с моим изучением нашего раскола старообрядчества. На вечернем журфиксе у священника Раевского я познакомился с одним русским химиком. Мы разговорились, и он мне как"бытописателю"рассказал про курьезных соседей своих по отелю — депутатов старообрядцев из Белой Криницы, живущих в Вене по
делу об освобождении их от
воинской повинности.
— Мы сами виноваты, что нехорош! — горячо заговорил смотритель. — Мы не сумели воспитать солдата. Видите ли, ему идея нужна! Идея, — скажите, пожалуйста! И нас, и солдат должен вести
воинский долг, а не идея. Не
дело военного говорить об идеях, его
дело без разговора идти и умирать.
В уездном городе N-ске, в казенном коричневом доме, где, чередуясь, заседают земская управа, мировой съезд, крестьянское, питейное,
воинское и многие другие присутствия, в один из пасмурных осенних
дней разбирало наездом свои
дела отделение окружного суда. Про названный коричневый дом один местный администратор сострил...
Зоркие глаза Иоанна прочли в душе моей, и Иоанн называет моего Андреа своим полководцем, беседует с ним о ратном
деле, разжигает его молодое сердце славою
воинскою, а сыновьям своим строго наказывает, на помин души его, не забывать отцовского воеводу.
В свите генерал-вахтмейстера находится Вольдемар из Выборга. Нынешний
день он в шведском мундире, на коне и с оружием. Генерал, шутя, называет его своим лейбшицом [Лейбшиц — телохранитель, сберегательный стрелок или денщик. — См.
Воинский Устав.]. Вольдемар усмехается на это приветствие, и в черных глазах его горит дикий пламень, как у волка на добычу в темную ночь.
Благодаря любезности коменданта я получил разрешение ехать с
воинским поездом, который отходит в 12 час. 58 мин.
дня.
То и
дело обгоняем
воинские поезда.
Желая уничтожить существовавшие при генералах многочисленные свиты, отвлекавшие множество офицеров из строя, государь определил число лиц для штаба каждого начальника, а всех излишних повелел возвратить немедленно в полки. Относительно производства офицеров, их перемещений, отпусков, увольнений были изданы новые правила. Вместе с тем воспрещено употреблять
воинские чины на частные работы, по домашним
делам или в курьерские должности.
То и
дело проходят
воинские поезда, доставляющие наших солдатиков в Ляоян и далее на театр военных действий.
Призывая художников для украшения столицы и для успехов
воинского искусства, он хотел единственно великолепия и другим иностранцам не заграждал пути в Россию, но только таким, которые могли служить ему орудием в
делах торговых или посольских — любил изъявлять им только милость, как пристойно великому монарху, к чести, не к унижению собственного народа.
Звук
воинской трубы заставил затрепетать его сердце. Были забыты личные
дела, были забыты имущественные интересы — все потонуло в одном великом
деле, в одном русском общенародном интересе, — это
дело, этот интерес была война за страждущих в иноверной неволе единоверных братьев.
Совершая это великое
дело, Иоанн преимущественно занимался устроением войска, хотя сам не имел
воинского духа.
Секретарь начал читать
дело о порублении Андреем Мертвым татарина саблею и приговор, коим он, согласно двадцать шестому артикулу
Воинского устава, должен бы быть живота лишен и отсечением головы казнен.
И самое ему смутно известное
дело преобразования, и Сперанский — главный деятель, начинали так страстно интересовать его, что
дело воинского устава очень скоро стало переходить в сознании его на второстепенное место.
Но случилось другое
дело: отставной солдат с чудотворной иконы Иоанна-воина венец снял и, будучи взят с тем венцом в доме своем, объяснил, что он этого венца не крал, а что, жалуясь на
воинскую долю, молил святого пособить ему в его бедности, а святой якобы снял венец, да и отдал, сказав: „мы люди военные, но мне сие не надо, а ты возьми“.