Неточные совпадения
Вопрос ставится о двух состояниях мира, которые соответствуют двум разным структурам и направлениям сознания, прежде всего дуализма свободы и
необходимости,
внутренней соединенности и вражды, смысла и бессмыслицы.
Но
внутренняя духовность человека не может быть задавлена, как бы на него ни давила жестокая
необходимость, духовная жажда в нем пробудится.
«Господи, какая невыносимая тоска! Слабость ли это или мое законное право? Неужели мне считать жизнь оконченною, неужели всю готовность труда, всю
необходимость обнаружения держать под спудом, пока потребности заглохнут, и тогда начать пустую жизнь? Можно было бы жить с единой целью
внутреннего образования, но середь кабинетных занятий является та же ужасная тоска. Я должен обнаруживаться, — ну, пожалуй, по той же
необходимости, по которой пищит сверчок… и еще годы надобно таскать эту тяжесть!»
После декабристов все попытки основывать общества не удавались действительно; бедность сил, неясность целей указывали на
необходимость другой работы — предварительной,
внутренней. Все это так.
Материальная
необходимость и есть болезнь бытия, результат
внутреннего распадения и внешней скованности всей иерархии живых существ.
А там опять примется за прежнее; этого с достоверностью можно ожидать, зная, что в нем вовсе не развито
внутреннее сознание о
необходимости честной и полезной жизни…
Она, напротив, только укреплялась в своих убеждениях о
необходимости радикального перелома и, не заходя в вопрос глубоко и практически, ждала разрешения его горстью людей, не похожих на все те личности, которые утомляли и в провинции, и на те, которые сначала обошли ее либеральными фразами в Москве, открыв всю
внутреннюю пустоту и бессодержательность своих натур.
Общая воинская повинность была неизбежная логическая
необходимость, к которой нельзя было не прийти, но вместе с тем она же есть последнее выражение
внутреннего противоречия общественного жизнепонимания, возникшего тогда, когда для поддержания его понадобилось насилие.
«Однако все-таки можно допустить, что обмен взглядов между заинтересованными народами поможет в известной степени международному соглашению и сделает возможным значительное уменьшение военных расходов, давящих теперь европейские народы в ущерб разрешению социальных вопросов,
необходимость которого чувствуется каждым государством отдельно под угрозой вызвать
внутреннюю войну усилиями предотвратить внешнюю.
— Я знаю, что это самое чувствительное место современной администрации и что, собственно говоря, все доказательства
необходимости внутренней политики зиждутся на нигилистах.
В этой цельности и гармонии характера заключается его сила и существенная
необходимость его в то время, когда старые, дикие отношения, потеряв всякую
внутреннюю силу, продолжают держаться внешнею механическою связью.
Необходимость что-нибудь высказать является результатом не
внутренней подстрекающей потребности духа, а известным образом сложившихся внешних обстоятельств.
Все эти факты убеждают нас, что тогдашним административным и правительственным деятелям действительно чуждо было, по выражению г. Устрялова («Введение», стр. XXVIII), «то, чем европейские народы справедливо гордятся пред обитателями других частей света, —
внутреннее стремление к лучшему, совершеннейшему, самобытное развитие своих сил умственных и промышленных, ясное сознание
необходимости образования народного».
Внутренние силы «никнут и увядают» по
необходимости.
Никакая блестящая всеобщность, с своей стороны, не составит полного, наукообразного знания, если, заключенная в ледяную область отвлечений, она не имеет силы воплотиться, раскрыться из рода в вид, из всеобщего в личное, если
необходимость индивидуализации, если переход в мир событий и действий не заключен во
внутренней потребности ее, с которой она не может совладеть.
Разумеется, что вне науки нельзя передать ясно и отчетливо
необходимость вечного, неуловимого перехода
внутреннего во внешнее, так что наружное есть
внутреннее, а
внутреннее — наружное.
Да и, кроме того, в отчете министра
внутренних дел за 1855 год, в то время, когда в литературе никто не смел заикнуться о полиции, прямо выводилось следующее заключение из фактов полицейского управления за тот год: «Настоящая картина указывает на
необходимость некоторых преобразований в полицейской части, тем более что бывают случаи, когда полиция затрудняется в своих действиях по причине невозможности применить к действительности некоторые предписываемые ей правила.
Нам могут указать на множество причин, которые ставят литературу в
необходимость сдерживать свои благие порывы; могут прибавить, что причины эти заключаются не во
внутренней сущности литературной деятельности и не в случайностях литературных дарований и стремлений, а в обстоятельствах чисто внешних, зависящих от несовершенств самого общества нашего…
Через столетие после самого события один, без сомнения, из просвещеннейших людей тогдашней Руси — Нестор летописец — и тот еще не понимал
необходимости внутреннего убеждения в подобных случаях.
Но здесь не то: здесь установившаяся иерархия не имеет даже надобности быть поддерживаема: так ясна для всех ее польза и
необходимость, до такой степени заслужила она
внутреннее одобрение каждого, даже наименее ею ублаготворенного, до такой степени все при ней сознают себя счастливыми и довольными…
Выхождение из себя абсолютного духа есть, во-первых, свободное, его не нужно смешивать с тем
внутренним рождением, а также и с тем внешним, вытекающим из
необходимости (Not) или инстинкта рождением и зачатием.
Правда, мы прорываемся ко
внутренней космической жизни, к природе в экзистенциальном смысле через эстетическое созерцание, которое всегда есть преображающая творческая активность, через любовь и сострадание, но это всегда означает, что мы прорываемся за пределы объективированной природы и освобождаемся от её
необходимости.
Личность реализует своё существование и свою судьбу в противоречиях и сочетаниях конечного с бесконечным, относительного и абсолютного, единого и многого, свободы и
необходимости,
внутреннего и внешнего.
Поэтому, будучи монистом и имманентистом в последней глубине мистического опыта, веря в божественность мира, во
внутреннюю божественность мирового процесса, в небесность всего земного, в божественность лика человеческого, я в пути утверждаю расщепление, дуализм свободы и
необходимости, Бога, божественной жизни и «мира», мировой данности, добра и зла, трансцендентного и имманентного.
Вечное требование доказательств — требование пониженного духовного общения,
внутренней разобщенности, при которой все ощущается как
необходимость, а не как свобода.
Принудительная
необходимость всегда есть обратная сторона
внутреннего хаоса и анархии, сдвига в иерархическом строе вселенной.