Неточные совпадения
Рассматривая же животных и
растения, мы видим, что во всех них проявляются общие всем им еще более простые законы
вещества.
Всё, что знает человек о внешнем мире, он знает только потому, что знает себя и в себе находит три различные отношения к миру: одно отношение своего разумного сознания, другое отношение своего животного и третье отношение
вещества, входящего в тело его животного. Он знает в себе эти три различные отношения и потому всё, что он видит в мире, располагается перед ним всегда в перспективе трех отдельных друг от друга планов: 1) разумные существа; 2) животныя и
растения и 3) неживое
вещество.
Соображение же о том, что в человеке есть нечто такое, чего мы не видим ни в животных, ни в
растениях, ни в мертвом
веществе, и что это-то нечто и есть единственный предмет познания, без которого бесполезно всякое другое, не смущает их.
Мы видим, что то, что происходит в
растении и животном, то происходит точно так же и в человеке, говорят они, а потому мы заключаем, что всё то, что происходит в человеке, и объяснится нам из того, что происходит в самом простом, видимом нам и подлежащем нашим опытам мертвом
веществе, — тем более, что все особенности деятельности человека находятся в постоянной зависимости от сил, действующих в
веществе.
Еще далее от себя, за животными и
растениями, в пространстве и времени, человек видит неживые тела и уже мало или совсем не различающиеся формы
вещества.
Вещество он понимает уже меньше всего. Познание форм
вещества для него уже совсем безразлично, и он не только не знает его, но он только воображает себе его, — тем более, что
вещество уже представляется ему в пространстве и времени бесконечным.
А так как законы животных проще, чем законы жизни человека, а законы
растений еще проще, а законы
вещества еще проще, то и исследования надо основывать на самом простом — на законах
вещества.
Изучение законов, управляющих существованием животных,
растений и
вещества, не только полезно, но необходимо для уяснения закона жизни человека, но только тогда, когда изучение это имеет целью главный предмет познания человеческого: уяснение закона разума.
И они изучают в человеке то, что происходит и в мертвом
веществе, и в
растении, и в животном, предполагая, что уяснение законов явлений, сопутствующих жизни человека, может уяснить им самую жизнь человека.
Жизнь миров, земли, человека, животного,
растения имеет свои законы, и мы изучаем их, мы исследуем происхождение миров и человека, животных и
растений, и всего
вещества; мы исследуем и то, что ожидает миры, как остынет солнце и т. п., и что было и будет с человеком и со всяким животным и
растением.
И вот ложное учение, подставив под понятие всей жизни человека, известной ему в его сознании, видимую часть ее — животное существование, — начинает изучать эти видимые явления сначала в животном человеке, потом в животных вообще, потом в
растениях, потом в
веществе, постоянно утверждая при этом, что изучаются не некоторые проявления, а сама жизнь.
Наблюдения так сложны, так многообразны, так запутанны, так много времени и усилия тратится на них, что люди понемногу забывают о первоначальной ошибке признания части предмета за весь предмет и под конец вполне убеждаются, что изучение видимых свойств
вещества,
растений и животных и есть изучение самой жизни, той жизни, которая, познается человеком только в его сознании.
Жизнь человеческая представляется неразрывно связанной с двумя видами существования, которые она включает в себя: существование животных и
растений (организмов) и существование
вещества.
Такому человеку представляется, что благо вообще и его благо есть самый непознаваемый для него предмет. Почти столь же непознаваемым предметом представляется ему его разум, его разумное сознание; несколько более познаваемым предметом представляется ему он сам как животное; еще более познаваемыми предметами представляются ему животныя и
растения, и наиболее познаваемым представляется ему мертвое, бесконечно-распространенное
вещество.
Чтобы понять жизнь человека, т. е. тот закон, которому для блага человека должна быть подчинена его животная личность, люди рассматривают: или историческое существование, но не жизнь человека, или несознаваемое человеком, но только видимое ему подчинение и животного, и
растения, и
вещества разным законам, т. е. делают то же, что бы делали люди, изучающие положение неизвестных им предметов для того, чтобы найдти ту неизвестную цель, которой им нужно следовать.