Неточные совпадения
— Каждый член общества призван делать свойственное ему дело, — сказал он. — И люди мысли исполняют свое дело, выражая общественное мнение. И единодушие и полное выражение общественного мнения есть заслуга прессы и вместе с тем радостное
явление. Двадцать лет тому назад мы бы молчали, а теперь слышен голос русского народа, который готов встать, как один человек, и готов жертвовать собой для угнетенных братьев; это
великий шаг и задаток силы.
Земное
великое поприще суждено совершить им: все равно, в мрачном ли образе или пронестись светлым
явленьем, возрадующим мир, — одинаково вызваны они для неведомого человеком блага.
У нее была очень милая манера говорить о «добрых» людях и «светлых»
явлениях приглушенным голосом; как будто она рассказывала о маленьких тайнах, за которыми скрыта единая,
великая, и в ней — объяснения всех небольших тайн. Иногда он слышал в ее рассказах нечто совпадавшее с поэзией буден старичка Козлова. Но все это было несущественно и не мешало ему привыкать к женщине с быстротой, даже изумлявшей его.
«Одним из тех ужасных, редких
явлений в природе, случающихся, однако же, чаще в Японии, нежели в других странах, совершилась гибель фрегата «Диана». Так начинается рапорт адмирала к
великому князю, генерал-адмиралу, — и затем, шаг за шагом, минута за минутой, повествует о грандиозном событии и его разрушительном действии на берегах и на фрегате.
Национализм может быть чистым западничеством, евреизацией России,
явлением партикуляристическим по своему духу, не вмещающим никакой
великой идеи о России, неведующим России, как некоего
великого Востока.
Раскол внушал русскому народу ожидание антихриста, и он будет видеть
явление антихриста и в Петре
Великом, и в Наполеоне, и во многих других образах.
Масса рыбы, наблюдаемая в это время, бывает так
велика и ход ее до такой степени стремителен и необычаен, что кто сам не наблюдал этого замечательного
явления, тот не может иметь о нем настоящего понятия.
Судя по тому, как глубоко проникает взгляд писателя в самую сущность
явлений, как широко захватывает он в своих изображениях различные стороны жизни, — можно решить и то, как
велик его талант.
Неуклюжий рябой Архипов упорно молчит, глядя в окно ротной школы. Дельный, умный и ловкий парень вне службы, он держит себя на занятиях совершенным идиотом. Очевидно, это происходит оттого, что его здоровый ум, привыкший наблюдать и обдумывать простые и ясные
явления деревенского обихода, никак не может уловить связи между преподаваемой ему «словесностью» и действительной жизнью. Поэтому он не понимает и не может заучить самых простых вещей, к
великому удивлению и негодованию своего взводного начальника.
Ничего не оставалось бессмысленным, случайным: во всем высказывалась разумная необходимость и красота, все получало значение ясное и, в то же время, таинственное, каждое отдельное
явление жизни звучало аккордом, и мы сами, с каким-то священным ужасом благоговения, с сладким сердечным трепетом, чувствовали себя как бы живыми сосудами вечной истины, орудиями ее, призванными к чему-то
великому…
— Позвольте. Конечно, не всякому они доступны, и человеку свойственно ошибаться. Однако вы, вероятно, согласитесь со мною, что, например, Ньютон открыл хотя некоторые из этих основных законов. Он был гений, положим; но открытия гениев тем и
велики, что становятся достоянием всех. Стремление к отысканию общих начал в частных
явлениях есть одно из коренных свойств человеческого ума, и вся наша образованность…
Одним словом, мы должны понять, что такой
великий человек, как Лаевский, и в падении своем
велик; что его распутство, необразованность и нечистоплотность составляют
явление естественно-историческое, освященное необходимостью, что причины тут мировые, стихийные и что перед Лаевским надо лампаду повесить, так как он — роковая жертва времени, веяний, наследственности и прочее.
Но если по определениям прекрасного и возвышенного, нами принимаемым, прекрасному и возвышенному придается (независимость от фантазии, то, с другой стороны, этими определениями выставляется на первый план отношение к человеку вообще и к его понятиям тех предметов и
явлений, которые находит человек прекрасными и возвышенными: прекрасное то, в чем мы видим жизнь так, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас;
великое то, что гораздо выше предметов, с которыми сравниваем его мы.
Всеобщее, мысль, идея — начало, из которого текут все частности, единственная нить Ариадны, — теряется у специалистов, упущена из вида за подробностями; они видят страшную опасность: факты,
явления, видоизменения, случаи давят со всех сторон; они чувствуют природный человеку ужас заблудиться в многоразличии всякой всячины, ничем не сшитой; они так положительны, что не могут утешаться, как дилетанты, каким-нибудь общим местом, и в отчаянии, теряя единую,
великую цель науки, ставят границей стремления Orientierung [ориентацию (нем.).].
Государыня заметила, что не под монархическим правлением угнетаются высокие, благородные движенья души, не там презираются и преследуются творенья ума, поэзии и художеств; что, напротив, одни монархи бывали их покровителями; что Шекспиры, Мольеры процветали под их великодушной защитой, между тем как Дант не мог найти угла в своей республиканской родине; что истинные гении возникают во время блеска и могущества государей и государств, а не во время безобразных политических
явлений и терроризмов республиканских, которые доселе не подарили миру ни одного поэта; что нужно отличать поэтов-художников, ибо один только мир и прекрасную тишину низводят они в душу, а не волненье и ропот; что ученые, поэты и все производители искусств суть перлы и бриллианты в императорской короне: ими красуется и получает еще больший блеск эпоха
великого государя.
Явление великих душ, полубогов человечества, которых непостижимое Божество употребляет в орудие Своих важных действий.
Это
явление произвело на нас с Константином, особенно на меня, такое сильное впечатление, что я во всю остальную жизнь Гоголя никогда не смущался черными тучами, которые не только затемняли его путь, но даже грозили пресечь его существование, не дав ему кончить
великого труда.
Я прибавлю, что, по моему мнению, он уже никогда не выздоравливал совершенно и что смерть Пушкина была единственной причиной всех болезненных
явлений его духа, вследствие которых он задавал себе неразрешимые вопросы, на которые
великий талант его, изнеможенный борьбою с направлением отшельника, не мог дать сколько-нибудь удовлетворительных ответов.
Трубы и литавры возвестили на
Великой площади
явление гостей иностранных.
Если же читатель согласится с нами во взгляде на смысл разобранной нами книги, если он признает общность и
великое значение тех черт, какие нами указаны в книге Марка Вовчка, то, разумеется, он не может не признать высокого достоинства в литературном
явлении, так разносторонне, живо и верно изображающем нашу народную жизнь, так глубоко заглядывающем в душу народа.
По крайней мере теперь узнайте и почтите его — за то, что он «первый поднял вопрос о трезвости и был причиною распространения этого отрадного
явления в разных областях
великого отечества нашего».
У предубежденного в какую-либо сторону человека они точно так же
велики, а Хвалынцев явился сюда уже предубежденным, настроенным в известном направлении, и потому был способен видеть в каждом взгляде, в каждом пожатии руки, в каждом слове и движении знаменательное для себя
явление,
явление, направленное против своей личности в дурную, враждебную сторону.
Мир является
великой иерархией идейных существ, идейным организмом, и в этом постижении софийности «мертвого» мира лежит заслуга оккультизма [Под оккультизмом я разумею здесь не столько современный, школьный оккультизм, воспитываемый особой тренировкой, но общую природную способность человека проникать за кору
явлений, особенно свойственную народам в ранние эпохи развития и отразившуюся в сказке, эпосе, фольклоре, верованиях и «суевериях».], сближающая его с ««поэтическим восприятием» природы вообще.
«Все
явления, — писал Лаплас, — даже те, которые по своей незначительности как будто не зависят от
великих законов природы, суть следствия столь же неизбежные этих законов, как обращение солнца…
Роль социальности в нравственной жизни так
велика, что люди принимают за
явление нравственного порядка то, что есть лишь
явление порядка социального, социальные нравы и обычаи.
Славянофилы неправы были еще потому, что именно в петровский период истории был расцвет русской культуры, было
явление Пушкина и
великой русской литературы, пробудилась мысль и стали возможны сами славянофилы.
«Шекспиру название
великого подходит само собой, если же прибавить, что независимо от величия он сделался еще реформатором всей литературы и, сверх того, выразил в своих произведениях не только
явления жизни ему современные, но еще пророчески угадал по носившимся в его время лишь в зачаточном виде мыслям и взглядам то направление, какое общественный дух примет в будущем (чему поразительный пример мы видим в «Гамлете»), то можно безошибочно сказать, что Шекспир был не только
великим, но и величайшим из всех когда-либо существовавших поэтов и что на арене поэтического творчества равным ему соперником была лишь та самая жизнь, которую он изобразил в своих произведениях с таким совершенством».
Гипнотизм, медиумизм, бишопизм, спиритизм, четвертое измерение и прочие туманы овладели им совершенно, так что по целым дням он, к
великому удовольствию своей супруги, читал спиритические книги или же занимался блюдечком, столоверчениями и толкованиями сверхъестественных
явлений.
Нельзя
великое, органическое
явление духа подвергать вивисекции, оно умирает под ножом оператора, и созерцать его целость уже более нельзя.
Мы знаем, что в древней истории нашей не Иоанн III был творцом величия России, но что это величие было подготовлено для него в печальное время княжеских усобиц и борьбы с татарами, мы знаем, что Петр
Великий не приводил Россию из небытия в бытие; что так называемое преобразование было естественным и необходимым
явлением народного роста, народного развития, и
великое значение Петра состоит в том, что он силою своего гения помог своему народу совершить тяжелый переход, сопряженный со всякого рода опасностями.
Оно есть
явление пророческое и указует на
великие духовные возможности.
Если допустить, как то делают историки, что
великие люди ведут человечество к достижению известных целей, состоящих или в величии России или Франции, или в равновесии Европы, или в разнесении идей революции, или в общем прогрессе, или в чем бы то ни было, то невозможно объяснить
явлений истории без понятий о случае и о гении.
Но
великий разум, который путем долгого искуса и страдания я открыл во всех
явлениях жизни, да рассеет перед вами ту прозрачную мглу, которую люди неумные, невежественные и часто лицемерные набрасывают на важнейшие стороны жизни человека.
В тот приснопамятный год, когда во многих местах России перед осенью во второй раз зацвели в садах вишни и яблони и народ запророчествовал по этому
явлению великий мор на люди, отошел в вечность Марко Деев, муж встреченной нами на огороде молодицы Платониды Андревны.
Само
явление Пушкина возможно было потому, что Петр «вздернул Россию на дыбы», приобщил к мировой культуре и уготовил русскому народу удел
великого народа. Но маленький Евгений не хотел принять
великой судьбы народа, он в ужасе отступил перед жертвами, которых требует эта судьба.
В тот приснопамятный год, когда во многих местах России перед осенью во второй раз зацвели в садах вишни и яблони и народ запророчествовал по этому
явлению великий мор на люди, отошел в вечность Марко Деев, муж встреченной нами утром на огороде молодицы Платониды Андреевны.