Неточные совпадения
Она ничего этого не понимала, не сознавала ясно и
боролась отчаянно
с этими вопросами,
сама с собой, и не знала, как выйти из хаоса.
Были среди них люди, ставшие революционерами потому, что искренно считали
себя обязанными
бороться с существующим злом; но были и такие, которые избрали эту деятельность из эгоистических, тщеславных мотивов; большинство же было привлечено к революции знакомым Нехлюдову по военному времени желанием опасности, риска, наслаждением игры своей жизнью — чувствами, свойственными
самой обыкновенной энергической молодежи.
В течение целых шестидесяти лет,
с самого рождения до
самой кончины, бедняк
боролся со всеми нуждами, недугами и бедствиями, свойственными маленьким людям; бился как рыба об лед, недоедал, недосыпал, кланялся, хлопотал, унывал и томился, дрожал над каждой копейкой, действительно «невинно» пострадал по службе и умер наконец не то на чердаке, не то в погребе, не успев заработать ни
себе, ни детям куска насущного хлеба.
И когда она просыпается поздно поутру, уж вместо всех прежних слов все только
борются два слова
с одним словом: «не увижусь» — «увижусь» — и так идет все утро; забыто все, забыто все в этой борьбе, и то слово, которое побольше, все хочет удержать при
себе маленькое слово, так и хватается за него, так и держит его: «не увижусь»; а маленькое слово все отбегает и пропадает, все отбегает и пропадает: «увижусь»; забыто все, забыто все, в усилиях большего слова удержать при
себе маленькое, да, и оно удерживает его, и зовет на помощь
себе другое маленькое слово, чтобы некуда было отбежать этому прежнему маленькому слову: «нет, не увижусь»… «нет, не увижусь», — да, теперь два слова крепко держат между
собою изменчивое
самое маленькое слово, некуда уйти ему от них, сжали они его между
собою: «нет, не увижусь» — «нет, не увижусь»…
Гедонизм, эта вывернутая наизнанку идеология страдания, видит в страдании
самом по
себе зло и оказывается бессильным
бороться с корнями зла,
с источником страдания.
Он смутился и не договорил; он на что-то решался и как бы
боролся сам с собой. Князь ожидал молча. Ганя еще раз испытующим, пристальным взглядом оглядел его.
Признаюсь вам, мне было тяжко
бороться с совестью;
с одной стороны представлялось мне, что поджог тут обстоятельство совершенно постороннее, что
самое преступление, как оно ни велико, содержит в
себе столько наивных, столько симпатичных сторон;
с другой стороны вопиял иной голос, — голос долга и службы, доказывавший мне, что я, как следователь, не имею права рассуждать и тем менее соболезновать…
Она хотела что-то сказать, но не могла и, потупив глаза, начала ударять пальцем по одному клавишу. Видно было, что она сильно
боролась сама с собой. «Ах!» — произнесла она наконец
с тоской. Адуев отер платком лоб.
— Не отвергай меня, отец мой! — продолжал Максим, — выслушай меня! Долго
боролся я
сам с собою, долго молился пред святыми иконами. Искал я в своем сердце любви к царю — и не обрел ее!
Захария робко оглянулся и оторопел, огнелицего он никого не видал, но ему показалось со страху, что Ахилла, вылетев
сам из
себя, здесь же где-то
с кем-то
боролся и одолел…
Если прежде человеку говорили, что он без подчинения власти государства будет подвержен нападениям злых людей, внутренних и внешних врагов, будет вынужден
сам бороться с ними, подвергаться убийству, что поэтому ему выгодно нести некоторые лишения для избавления
себя от этих бед, то человек мог верить этому, так как жертвы, которые он приносил государству, были только жертвы частные и давали ему надежду на спокойную жизнь в неуничтожающемся государстве, во имя которого он принес свои жертвы.
Дело состояло в том, что помпадур отчасти
боролся с своею робостью, отчасти кокетничал. Он не меньше всякого другого ощущал на
себе влияние весны, но, как все люди робкие и в то же время своевольные, хотел, чтобы Надежда Петровна
сама повинилась перед ним. В ожидании этой минуты, он до такой степени усилил нежность к жене, что даже стал вместе
с нею есть печатные пряники. Таким образом дни проходили за днями; Надежда Петровна тщетно ломала
себе голову; публика ожидала в недоумении.
Потугин не тотчас отвечал Литвинову: он, видимо,
боролся сам с собою.
— И за всем тем намерений своих изменить не могу-с. Я отнюдь не скрываю от
себя трудностей предстоящей мне задачи; я знаю, что мне придется упорно
бороться и многое преодолевать; но — ma foi! [клянусь!] — я надеюсь! И поверите ли, прежде всего, я надеюсь на вас! Вы
сами придете мне на помощь, вы
сами снимете
с меня часть того бремени, которое я так неохотно взял на
себя нести!
Пигасов
сам себя воспитывал,
сам определил
себя в уездное училище, потом в гимназию, выучился языкам, французскому, немецкому и даже латинскому, и, выйдя из гимназии
с отличным аттестатом, отправился в Дерпт, где постоянно
боролся с нуждою, но выдержал трехгодичный курс до конца.
Фустов посмотрел ему вслед. Казалось, он
боролся сам с собой.
Софья Николаевна хотела было что-то сказать и остановилась. Она, казалось,
боролась сама с собой.
Люба. Да. Но я уже
боролась с собой, обманывала
себя для него. И не то что я меньше люблю его, что не делаю того, что он хочет, но оттого, что не могу лгать. И он
сам говорит это. Я слишком хочу жить.
Это не совсем верно: Запад знает Рок, уверенно
борется с ним и, чувствуя
себя призванным к победе над Роком, постепенно вовлекает в эту великую боьбу и Восток. Запад рассматривает человека как высшую цель природы и орган, посредством коего она познает
самое себя, бесконечно развивая все свойства этого органа; для Востока человек
сам по
себе не имеет значения и цены.
Никогда не робей перед грехом, не говори
себе: я не могу не грешить, я привык, я слаб. Пока жив, всегда можешь и
бороться с грехом и побороть его, не нынче, так завтра, не завтра, так послезавтра, не послезавтра, так уже наверное перед смертью. Если же вперед отказываешься от борьбы, то отказываешься от
самого главного дела жизни.
Между разумом и страстями идет в человеке междоусобная война. Человек мог бы иметь хоть какое-нибудь спокойствие, если бы в нем был только разум без страстей или только страсти без разума. Но так как в нем и то и другое, то он не может избежать борьбы, не может быть в мире
с одним иначе, как воюя
с другим. Он всегда
борется сам в
себе. И борьба эта необходима, в ней жизнь.
«Безумный, — сказал ангел божий. — Все мелкие эфиопы,
с которыми ты не хочешь
бороться из-за страха перед великим эфиопом, все эти мелкие эфиопы — это все грешные желания людей, — и их можно побороть, великий же эфиоп — это слава людская, ради которой живут грешные люди.
Бороться с большим эфиопом нет надобности — он весь пустой. Побори грехи, и он
сам собою исчезнет из мира».
Какой он ни есть, он не может переделать
себя. Что же ему больше делать, как только
бороться с нами, как
с смертельным врагом, если мы выказываем к нему вражду. Ведь в
самом деле: мы хотим быть
с ним добры, если он перестанет быть таким, какой он есть. А этого он не может. И потому надо быть добрым со всяким человеком, каков бы он ни был, и не требовать от него того, чего он не может сделать: не требовать от человека того, чтобы он перестал быть
собой.
Да что это — безумие больного человечества? Кошмарный бред, от которого нужно очнуться и расхохотаться? Ведь даже
борясь за будущее, мы в душе все как будто боимся чего-то.
Сами неспособные на радость, столь далекие от нее, опасливо уже задаем
себе вопросы: не окажется ли счастье и радость синонимом статики? Не тем ли так и прекрасно будущее, что оно… никогда не придет? (Ибсен). Как прав Моррис! «Старый, жалкий мир
с его изношенными радостями и
с надеждами, похожими на опасения!..»
Государство двойственно, оно и
борется с последствиями греха, ставя внешние пределы проявлению злой воли, и
само заражено грехом и отражает
собой греховность.
С большим искусством, хотя и не
с большей удачей, действовал довудца оршанской шайки Будзилович или, как он звал
себя, Ян Пихевич. У
самой витебской границе шайку его догнал исправник и заставил положить оружие. Трудно ему было
бороться с таким энергичным и вездесущим исправником, каков был подполковник Савицкий.
Татьяне
самой приходило на ум послать записку к графу Иосифу Яновичу Свянторжецкому, но она не решалась. Это будет уже окончательная сдача
себя в его власть, а она еще думала
бороться. Ей порой приходило на ум, что Никиту просто захватили врасплох, а он
с перепугу во всем сознался и что таким только образом граф получил сведения о ее самозванстве и совершенном преступлении.
Иван Осипович
боролся сам с собою. Что-то в глубине души предостерегало его, убеждало не допускать этого свиданья, и в то же время он сознавал, что было бы жестоко запретить его.
Борюсь с обстоятельствами,
с природою,
с самим собой; хожу в черном теле, влача за
собою смрадную, презренную одежду.
Человек этот в раю был соблазнен тем духом первого творения, который
сам собою сделался злым, и человек
с тех пор пал, и стали рождаться такие же падшие люди, и
с тех пор люди стали работать, болеть, страдать, умирать,
бороться телесно и духовно, т. е. воображаемый человек сделался действительным, таким, каким мы его знаем и которого не можем и не имеем права и основания вообразить
себе иным.