Неточные совпадения
Кроме того, хотя он долго жил в самых
близких отношениях к мужикам как хозяин и посредник, а главное, как советчик (мужики верили ему и ходили верст за сорок к нему советоваться), он не имел никакого определенного суждения о
народе, и на вопрос, знает ли он
народ, был бы в таком же затруднении ответить, как на вопрос, любит ли он
народ.
Проживя бо̀льшую часть жизни в деревне и в
близких сношениях с
народом, Левин всегда в рабочую пору чувствовал, что это общее народное возбуждение сообщается и ему.
Но вообще они были
народ добрый, полны гостеприимства, и человек, вкусивший с ними хлеба-соли или просидевший вечер за вистом, уже становился чем-то
близким, тем более Чичиков с своими обворожительными качествами и приемами, знавший в самом деле великую тайну нравиться.
— Он был мне
ближе матери… такой смешной, милый. И милая его любовь к
народу… А они, на кладбище, говорят, что студенты нарыли ям, чтоб возбудить
народ против царя. О, боже мой…
— Подвинув отъехавший стул
ближе ко столу, согнувшись так, что подбородок его почти лег на тарелку, он продолжал: — Я вам покаюсь: я вот, знаете, утешаю себя, — ничего, обойдется, мы —
народ умный!
Чем
ближе подходили к месту, тем пуще приставал
народ, и сошлось наконец нас чуть не два ста человек, все спешивших лобызать святые и целокупные мощи великих обоих чудотворцев Аникия и Григория.
И те и другие подозрительны, недоверчивы: спасаются от опасностей за системой замкнутости, как за каменной стеной; у обоих одна и та же цивилизация, под влиянием которой оба
народа, как два брата в семье, росли, развивались, созревали и состарелись. Если бы эта цивилизация была заимствована японцами от китайцев только по соседству, как от чужого племени, то отчего же манчжуры и другие
народы кругом остаются до сих пор чуждыми этой цивилизации, хотя они еще
ближе к Китаю, чем Япония?
Еще известно, что китайцы и корейцы уговорились оставить некоторое количество земель между обоими государствами незаселенными, чтоб избежать
близкого между собою соседства и вместе с тем всяких поводов к неприятным столкновениям и несогласиям обоих
народов.
Народы родственные и
близкие менее способны друг друга понять и более отталкиваются друг от друга, чем далекие и чужие.
Молодые берендеи водят круги; один круг
ближе к зрителям, другой поодаль. Девушки и парни в венках. Старики и старухи кучками сидят под кустами и угощаются брагой и пряниками. В первом кругу ходят: Купава, Радушка, Малуша, Брусило, Курилка, в середине круга: Лель и Снегурочка. Мизгирь, не принимая участия в играх, то показывается между
народом, то уходит в лес. Бобыль пляшет под волынку. Бобылиха, Мураш и несколько их соседей сидят под кустом и пьют пиво. Царь со свитой смотрит издали на играющих.
Десятки тысяч
народа из
близких и дальних уездов ждут образа на Великой реке.
В Лондоне не было ни одного
близкого мне человека. Были люди, которых я уважал, которые уважали меня, но
близкого никого. Все подходившие, отходившие, встречавшиеся занимались одними общими интересами, делами всего человечества, по крайней мере делами целого
народа; знакомства их были, так сказать, безличные. Месяцы проходили, и ни одного слова о том, о чем хотелось поговорить.
— Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим
народом, которого я до сих пор еще не видала, — говорила дама с голубыми глазами, рассматривая с любопытством запорожцев. — Хорошо ли вас здесь содержат? — продолжала она, подходя
ближе.
Для многих русских бар няня была единственной
близкой связью с
народом.
Тихо, разрозненно, в разных местах набитого
народом храма зародилось сначала несколько отдельных голосов, сливавшихся постепенно, как ручьи…
Ближе, крепче, громче, стройнее, и, наконец, под сводами костела загремел и покатился волнами согласный тысячеголосый хор, а где-то в вышине над ним гудел глубокий рев органа… Мать стояла на коленях и плакала, закрыв лицо платком.
Историк умственного развития России Щапов,
близкий идеям Писарева, считал идеалистическую философию и эстетику аристократическими и признавал демократическими естественные науки [А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного развития русского
народа».].
Айно живут в
близком соседстве с
народами, у которых растительность на лице отличается скудостью, и немудрено поэтому, что их широкие бороды ставят этнографов в немалое затруднение; наука до сих пор еще не отыскала для айно настоящего места в расовой системе.
— Нечистая она, наша бабья любовь!.. Любим мы то, что нам надо. А вот смотрю я на вас, — о матери вы тоскуете, — зачем она вам? И все другие люди за
народ страдают, в тюрьмы идут и в Сибирь, умирают… Девушки молодые ходят ночью, одни, по грязи, по снегу, в дождик, — идут семь верст из города к нам. Кто их гонит, кто толкает? Любят они! Вот они — чисто любят! Веруют! Веруют, Андрюша! А я — не умею так! Я люблю свое,
близкое!
Она и раньше видала это — богатые церкви и шитые золотом ризы попов, лачуги нищего
народа и его позорные лохмотья, но раньше это казалось ей естественным, а теперь — непримиримым и оскорбляющим бедных людей, которым — она знала — церковь
ближе и нужнее, чем богатым.
— Нашего брата, странника, на святой Руси много, — продолжал Пименов, — в иную обитель придешь, так даже сердце не нарадуется, сколь тесно бывает от множества странников и верующих. Теперь вот далеко ли я от дому отшел, а и тут попутчицу себе встретил, а там: что
ближе к святому месту подходить станем, то больше
народу прибывать будет; со всех, сударь, дорог всё новые странники прибавляются, и придешь уж не один, а во множестве… так, что ли, Пахомовна?
И не поехал: зашагал во всю мочь, не успел опомниться, смотрю, к вечеру третьего дня вода завиднелась и люди. Я лег для опаски в траву и высматриваю: что за
народ такой? Потому что боюсь, чтобы опять еще в худший плен не попасть, но вижу, что эти люди пищу варят… Должно быть, думаю, христиане. Подполоз еще
ближе: гляжу, крестятся и водку пьют, — ну, значит, русские!.. Тут я и выскочил из травы и объявился. Это, вышло, ватага рыбная: рыбу ловили. Они меня, как надо землякам, ласково приняли и говорят...
— Мне, во времена моей еще ранней юности, — продолжал владыко, — мы ведь, поповичи,
ближе живем к
народу, чем вы, дворяне; я же был бедненький сельский семинарист, и нас, по обычаю, целой ватагой возили с нашей вакации в училище в город на лодке, и раз наш кормчий вечером пристал к одной деревне и всех нас свел в эту деревню ночевать к его знакомому крестьянину, и когда мы поели наших дорожных колобков, то были уложены спать в небольшой избенке вповалку на полу.
И тотчас же пошли разговоры, далеко ль они ушли? и в какую сторону пошли? и где бы им лучше идти? и какая волость
ближе? Нашлись люди, знающие окрестности. Их с любопытством слушали. Говорили о жителях соседних деревень и решили, что это
народ неподходящий. Близко к городу, натертый
народ; арестантам не дадут потачки, изловят и выдадут.
Романы рисовали Генриха IV добрым человеком,
близким своему
народу; ясный, как солнце, он внушал мне убеждение, что Франция — прекраснейшая страна всей земли, страна рыцарей, одинаково благородных в мантии короля и одежде крестьянина: Анис Питу такой же рыцарь, как и д’Артаньян. Когда Генриха убили, я угрюмо заплакал и заскрипел зубами от ненависти к Равальяку. Этот король почти всегда являлся главным героем моих рассказов кочегару, и мне казалось, что Яков тоже полюбил Францию и «Хенрика».
Этот духовный элемент, столь
близкий к
народу, с другой стороны, видимо начинает сближаться и со всею земщиной, то есть с поместным дворянством.
«Комплот демократических социалистов, маскирующихся патриотизмом, встречается повсюду, и здесь он группируется из чрезвычайно разнообразных элементов, и что всего вредоноснее, так это то, что в этом комплоте уже в значительной степени участвует духовенство — элемент чрезвычайно
близкий к
народу и потому самый опасный.
Почти ощущая, как в толпе зарождаются мысли всем понятные,
близкие, соединяющие всех в одно тело, он невольно и мимолётно вспомнил монастырский сад, тонко выточенное лицо старца Иоанна, замученный горем и тоскою
народ и его гладенькую, мягкую речь, точно паклей затыкающую искривлённые рты, готовые кричать от боли.
Меновой двор, на котором с азиатскими
народами чрез все лето до самой осени торг и мена производятся, построен на степной стороне реки Яика, в виду из города, расстоянием от берега версты с две;
ближе строить его было невозможно, потому что прилегло все место низменное и водопоемное.
Но вот показались дымки, все
ближе и
ближе пароходы, один становится боком, видим на палубе
народ, другой пароход немного подальше также становится к нам бортом.
И одна главная дорога с юга на север, до Белого моря, до Архангельска — это Северная Двина. Дорога летняя. Зимняя дорога, по которой из Архангельска зимой рыбу возят, шла вдоль Двины, через села и деревни.
Народ селился, конечно,
ближе к пути, к рекам, а там, дальше глушь беспросветная да болота непролазные, диким зверем населенные… Да и
народ такой же дикий блудился от рождения до веку в этих лесах… Недаром говорили...
«Верно!..» — хотел было, кажется, сказать и Долгов, но, однако, удержался, вспомнив, что мещане все-таки
ближе к
народу, чем рыцари, и предположил сейчас же доказать это своим слушателям.
С тяжелым чувством оставляем мы прошлогоднюю литературу крестьянского вопроса и обращаемся к другим
близким к нему предметам, занимавшим в прошлом году нашу журналистику. Эти предметы — общинное владение, грамотность
народа и телесное наказание. К сожалению, и здесь мало отрадного.
И
ближе путник подъезжает
И чистым русским языком:
«Казак, скажи мне, — вопрошает, —
Давно ли пусто здесь кругом?»
— «С тех пор, как русских устрашился
Неустрашимый твой
народ!
Не такими представлял
народ наш своих князей,
близких к норманскому периоду; это мы видим в народных преданиях, записанных Нестором.
Тут интерес был еще
ближе к жизни, нежели в западной Руси во время унии; обращение к
народу еще необходимее, чем там.
Что книжная словесность хотела сделаться
близкою к
народу, это доказывается множеством духовных стихов, которые носят на себе самые яркие следы кйижного влияния.
Чем
ближе к селу, тем больше обгоняешь
народу.
«С праздником, великий русский
народ! С воскресением
близким, милый!»
Три таких картины были в нашем трехпрудном доме: в столовой — «Явление Христа
народу», с никогда не разрешенной загадкой совсем маленького и непонятно-близкого, совсем
близкого и непонятно-маленького Христа; вторая, над нотной этажеркой в зале — «Татары» — татары в белых балахонах, в каменном доме без окон, между белых столбов убивающие главного татарина («Убийство Цезаря») и — в спальне матери — «Дуэль».
После царя одно духовенство могло бы иметь влияние на православную Россию. Оно одно представляет в правительственных сферах старую Русь; духовенство не бреет бороды и тем самым осталось на стороне
народа.
Народ с доверием слушает монахов. Но монахи и высшее духовенство, исключительно занятые жизнию загробной, нимало не заботятся об
народе. Попы же утратили всякое влияние вследствие жадности, пьянства и
близких сношений с полицией. И здесь
народ уважает идею, но не личности.
Следовательно, ежели правда, что наш
народ совершенно равнодушен к общественным делам, то из этого вытекает вопрос: нужно ли считать это признаком
близкой смерти нации или нужно ждать скорого пробуждения?
— И дорога же, друг! — сказал Родион. — К вам-то
ближе еще туда-сюда, а у нас, вкруг Оленева, беда!.. На Колосковской гати совсем завязли… Часа три пробились… Уж я на деревню за
народом бегал… Не приведи Господи.
Не христианским, думаю, резцом
Зверь вытесан. Мы древнего
народаУзнаем труд, коль
ближе подойдем».
Грех гордости может быть уничтожен только признанием единства духа, живущего во всех людях. Понявши это, человек не может уже считать ни себя, ни своих
близких, ни свой
народ выше и лучше других людей.
Иной встречи и быть не могло: у них одна и та же радость и горе, одни и те же друзья и недруги, и это высшее единение чувствовалось инстинктивно, само собою, никем и ничем не подсказанное, никаким искусством не прививаемое: оно органически, естественно рождалось из двух
близких слов, из двух родных понятий:
народ и царь.
Все мысли, все взоры были теперь прикованы к лицу государя. Это лицо было бледно и величественно. Оно было просто искренно и потому таким теплым, восторженным и благоговейным чувством поражало души людские. Оно было понятно
народу. Для
народа оно было свое,
близкое, кровное, родное. Сквозь кажущееся спокойствие в этом бледном лице проглядывала скорбь глубокая, проглядывала великая мука души. Несколько крупных слез тихо скатилось по лицу государя…
Да и не раз потом ему пришлось многому научиться у этого скромного старого матроса, то и дело открывавшего молодому барину неисчерпаемое богатство народной мудрости и нравственную прелесть самоотвержения и скромной простоты. Благодаря Бастрюкову и
близкому общению с матросами Ашанин оценил их, полюбил и эту любовь к
народу сохранил потом на всю жизнь, сделав ее руководящим началом всей своей деятельности.
Старший брат Левина, ученый теоретик Кознышев, «никогда не изменял своего мнения о
народе и сочувственного к нему отношения». В спорах с Левиным, гораздо
ближе знавшим
народ, «Кознышев всегда побеждал брата именно тем, что у Кознышева были определенные понятия о
народе, его характере, свойствах и вкусах; у Константина же Левина никакого определенного и неизменного понятия не было, так что в этих спорах Константин был уличаем в противоречии самому себе».
Как вернуться в институтские стены и наслаждаться удобствами, комфортом и радостями ранней юности, когда родной её сердцу
народ, a с ним и все её
близкие терпят лютые невзгоды, переживая все ужасы войны?..
Народ по крайней мере стоит
ближе к труду как основе социальной жизни,
ближе к природе.